Внедрение образовательных стандартов второго поколения подразумевает использование в оценке качества обученности учащихся нового инструментария с целью улучшения оценивания результатов освоения образовательных программ. В данной статье представлена программа междисциплинарного экзамена по физике и математике, которая расширяет возможности системы оценки качества образовательных достижений учащихся по данным дисциплинам в рамках перехода на профильное обучение, позволяющая оценивать сформированные учебные компетентности учащихся, а также межпредметные знания и умения.
Творческая группа учителей-экспериментаторов ГОУ СОШ № 828 участвует в работе окружной экспериментальной площадки “Создание новой системы оценки качества образования в Северо-Западном округе Москвы”. Результатом данной работы является внедрение инновационной формы проведения промежуточной аттестации обучающихся – междисциплинарного экзамена по физике и математике.
Междисциплинарный экзамен – способ итоговой проверки и оценки сформированности учебных компетенций учащихся по физико-математическомому профилю
Цель итогового междисциплинарного экзамена – комплексная оценка качества и уровня подготовки учащегося, соответствие уровня его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по предметам « физика и математика»
Основанием разработки государственного образовательного стандарта к экзамену является теория формирования предпрофильной подготовки учащихся, т. е. обеспечение практическо-теоретического усвоения обучающимися основных УУД за счет интеграции предметов, которая ориентирует учеников на целостное видение будущего направления трудовой деятельности.
Государственный стандарт предполагает выявления уровня предметной компетенции в области физики и математики, которой обладает ученик.
При проведении экзамена учащиеся выполняют комплекс заданий, упражнений, задач, направленных на выявление интеллектуальных и практических умений, необходимых для выполнения в целом профильного уровня, а также ее составных частей – действий и операций. Задания позволяют организовать проверку уровня овладения изученным материалом по физике и математике.
В ходе выполнения практически-ориентированных заданий обучающимся предоставляется возможность продемонстрировать освоенные компетенции.
Междисциплинарный экзамен проводится в формате, позволяющей дать полную и объективную оценку полученным знаниям, умениям и навыкам.
На первом этапе проводится тестовый контроль, цель которого заключается в проверке соответствия требованиям образовательного стандарта в части содержания учебной подготовки учащегося по указанным выше дисциплинам.
При этом тестовые задания подразделяются на три группы по уровням сложности, ориентированы на разные учебные возможности студентов и разные уровни их подготовки. Соответственно осуществляется и оценка данного задания. Итоговая оценка формируется из суммы всех набранных на этапах экзамена баллов, затем балльная оценка переводится в пятибалльную.
Данная форма проведения итоговой аттестации позволяет дать полную комплексную оценку полученных знаний.
По итогам работы была разработана примерная программа междисциплинарного экзамена на основе государственного образовательного стандарта по физике и математике и образовательных программ по этим дисциплинам (Приложении 1).
Форма проведения экзамена, структура заданий
Междисциплинарный экзамен по физике и математике проводится в письменной форме – она позволяет правильнее и глубже оценить предметные знания и все виды умений (теоретические, интеллектуальные, организационно-коммуникативные), которыми должен владеть учащийся, по всем изучаемым темам.
Для проведения междисциплинарного экзамена по физике и математике предлагаются задания:
- 1-я часть – 3 задания с кратким ответом (с 1 по 3 вопрос)
- 2-я часть – практическое задание (4 вопрос)
- 3-я часть – графическое задание (5 вопрос)
- 4-я часть – задания с вариантами ответов (6-8 вопросы; 3 ответа, один из них –правильный)
- 5-я часть – анализ текста с заданием (дать ответы на 3 вопроса)
При отборе заданий для тестов учитывалось содержание теоретического материала, чтобы вопросы и задачи не дублировали одни и те же понятия, явления и законы.
Содержание теста может меняться, в зависимости от тех программ, по которым обучались учащиеся. Образец экзаменационной работы приведен в Приложении 2.
Рекомендации по оцениванию экзаменационной работы
Выполнение каждого задания части 1 оценивается
в один балл, части 2, 3, 4 – в два балла, части 3 – в
три балла. Максимальное количество баллов –
35.
Выставляются отметки:
- "5" – если учащийся получил 19-22 баллов (при этом ученик должен правильно выполнить хотя бы одно задание части 3);
- "4" – 15-18 баллов;
- "3" – 11-14 баллов.