Цели урока:
- систематизировать и обобщать ранее полученных знаний по данной теме;
- развивать логическое мышление;
- научиться изменять и применять полученные знания на практике и в быту;
- формировать навыки коллективной работы в сочетание с самостоятельностью учащихся.
Тип урока: урок закрепления знаний изученного материала.
Оборудование: на столах приборы согласно практическим заданиям, компьютер, проектор, различный информационный материал.
Вид деятельности: групповая работа (создает условия для общения, обмена информацией и опытом, позволяет учащимся учиться друг у друга; носит целостный характер, объединяя эмоции, интеллект, а также воображение и интуицию).
Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Русская пословица
Ход урока
1 этап: вступление
.Учитель: – Здравствуйте, ребята! (Добрый день) Я очень рада видеть вас, но чтобы у нас сегодня не было на уроке никакого напряжения, вы оглянитесь вокруг, улыбнитесь. Вот уже солнечные весенние лучи ярче сияют, нам надежду вселяют и от этого нам становится комфортно, уютно. Сколько света вокруг!
Ведь электричество кругом,
Полон им и класс, и дом,
Везде заряды там и тут,
Даже в нас они “живут”.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают,
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется “Электричество!”
Мы живем в прекрасное время. Благодаря электроснабжению дома у нас великолепная бытовая техника, облегчающая и наполняющая нашу жизнь удобствами. На производстве роботонизированные поточные линии, станки с ЧПУ и т.д., и мы уже не представляем себе жизнь без этого.
Вы обратили внимание на то, что в каждом кабинете имеется чудо техники – компьютер. Как писал поэт: “ Не привыкайте к чудесам, дивитесь им, дивитесь!” (А.Кушнер). А мы не только им дивимся. Я знаю, как вы умеете виртуозно на нем работать, и я не хочу от вас отстать, хочу тоже быть с ним на ты, и вот предлагаю вашему вниманию небольшое произведение искусства, созданное мною. <Приложение 1>
(Демонстрируется музыкальный фоторяд, на котором представлены электрические явления, по завершению просмотра выслушиваются мнения ребят об увиденном)
Учитель: – Ребята, а что лежит в основе представленного материала?
Учащиеся: – (мнение ребят об электрических явлениях, которые легли в основу каждого сюжета)
Учитель: – Правильно! Я с вами полностью согласна, здесь было продемонстрировано электричество на службе у человека. И я вам предлагаю сформулировать тему нашего урока.
Учащиеся: – “ Удивительное электричество и человек ”
Учитель: – Вы правильно сформулировали тему нашего урока.
Но электричество приносит нам не только благо, но оно таит в себе и опасность для жизни человека. Мы каждый, к сожалению, можем оказаться в различных ситуациях (даже опасных для жизни), из которых должны уметь находить выход и при этом сохранить свое здоровье и жизнь. А можно ли, не имея достаточно знаний, достойно выйти из сложившейся ситуации?
Учащиеся: – (различные мнения по этому вопросу)
Учитель: – Мы приходим к общему выводу.
Учитель: – Я вам предлагаю на основании увиденного в начале урока сюжета смодулировать несколько жизненных ситуаций, связанных с электрическими явлениями, которые могут встретиться в повседневной жизни.
Учащиеся: – (различные мнения ребят, но мы выделяем 5 ситуаций, которые на наш взгляд являются наиболее важными)
- Обнаружить причину, по которой лампа электрическая не работает (все приборы находятся в рабочем состоянии).
- Физика и выход на природу.
- Новогодняя елка со сверкающими огоньками.
- Возникновение пожара.
- Короткое замыкание в цепи.
2 этап: практическая часть
Учитель: – В классе пять групп и каждая получает свое индивидуальное задание.
Обращаю ваше внимание, что при выполнении различного рода работы необходимо соблюдать правила по ТБ, которые изучаются со школьной скамьи и должны неукоризненно выполняться всю жизнь. <Приложение 2>
Инструкция по выполнению задания №1.
Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.
Оборудование: источник питания, лампа, ключ, соединительные провода, резистор, изолирующая лента, ножницы.
Ход работы
- Смоделировать ситуацию.
- Обнаружить и устранить неисправность электрической цепи.
- Объяснить причину неисправности.
- Несет ли в себе опасность для жизни данная ситуация.
- Сделать вывод.
(Ребята должны обнаружить обрыв провода в цепи и грамотно устранить неисправность)
Инструкция по выполнению задания №2.
Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.
Оборудование: гальванометр, соединительные провода, электроды, лимон, картофель, хлеб, лампа, ключ.
Ход работы
- Смоделировать ситуацию.
- Продемонстрировать, что данные предметы могут (или нет) быть источником питания (назначение источника тока)
- Доказать, какой из этих источников тока является лучшим.
- Объяснить, почему электрическая лампа, включенная в цепи, с данным источником питания не горит.
- Сделать вывод.
(Учащиеся должны не только продемонстрировать различные источники питания, их назначение, но и объяснить почему они не могут применяться в широком масштабе)
Инструкция по выполнению задания №3.
Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.
Оборудование: источник питания, три электрических лампы, соединительные провода, резистор, ключ.
Ход работы
- Смоделировать ситуацию.
- Убедиться, что цепь соединена правильно и лампы горят.
- Что будет, если одна из ламп перегорит? Объяснить причину. Какой здесь вид соединения ламп?
- Сделать вывод.
(Учащиеся должны обнаружить неисправность в елочной гирлянде, объяснить, какую опасность в себе таит пустое гнездо для жизни человека, если убрать перегоревшую лампу)
Инструкция по выполнению задания №4.
Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.
Оборудование: фотография молнии.
Ход работы
- Смоделировать ситуацию.
- Причина возникновения молнии.
- Можно ли использовать энергию грозового заряда в быту? Почему?
- Сделать расчет стоимости энергии грозового заряда (молнии).
- Опасна ли она? Как себя предостеречь от нее?
(Дать характеристику молнии, рассчитать её стоимость, почему мы не используем энергию молнии)
Инструкция по выполнению задания №5.
Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.
Оборудование: чайник с расплавленными проводами.
Ход работы
- Смоделировать ситуацию.
- Какова причина неисправности чайника?
- Каковы возможные варианты устранения неисправности?
- Как избежать этого?
(Объяснить причину перегорания чайника, который имеет неприятный запах и внешний вид со следами “пожара”)
Учитель: – Группам предоставляется слово для отчета.
Учащиеся: – (мнение ребят о проделанной работе, вывод).
Учитель: – Внимательно прослушав отчеты групп, вы обратили ваше внимание на цель, которую вы поставили перед собой при выполнении работы?
Учащиеся: – (мнение ребят)
Учитель: – Цель, как вы заметили, была общая: применить знания по физике для объяснения той или иной ситуации, но достигли вы её различными методами (практически, теоретически).
(Цель урока записывается на доске)
На сколько удачно вы справились с поставленной целью мы сейчас и увидим.
(Происходит оценивание ответов учащихся согласно критериям оценок устным ответам учащихся; в оценивании принимают участие учащиеся всех групп, кроме той, которую оценивают с помощью жетонов различного цвета, соответствующего отметкам) приложение№1
Учитель: – заключительное слово учителя:
– По словам русского поэта XIX века Я.П. Полонского,
Царство науки не знает предела –
Всюду следы её вечных побед.
Разума слова и дело,
Сила и свет.
Эти слова можно отнести к замечательному разделу физики – электрические явления, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько ещё не опознанного вокруг! Мы сегодня только приоткрыли занавес в эту науку. А какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что запускайте свой “вечный двигатель”, и вперед!