Урок по физике в 8-м классе по теме "Удивительное электричество и человек"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • систематизировать и обобщать ранее полученных знаний по данной теме;
  • развивать логическое мышление;
  • научиться изменять и применять полученные знания на практике и в быту;
  • формировать навыки коллективной работы в сочетание с самостоятельностью учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний изученного материала.

Оборудование: на столах приборы согласно практическим заданиям, компьютер, проектор, различный информационный материал.

Вид деятельности: групповая работа (создает условия для общения, обмена информацией и опытом, позволяет учащимся учиться друг у друга; носит целостный характер, объединяя эмоции, интеллект, а также воображение и интуицию).

Эпиграф: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Русская пословица

Ход урока

1 этап: вступление.

Учитель: – Здравствуйте, ребята! (Добрый день) Я очень рада видеть вас, но чтобы у нас сегодня не было на уроке никакого напряжения, вы оглянитесь вокруг, улыбнитесь. Вот уже солнечные весенние лучи ярче сияют, нам надежду вселяют и от этого нам становится комфортно, уютно. Сколько света вокруг!

Ведь электричество кругом,
Полон им и класс, и дом,
Везде заряды там и тут,
Даже в нас они “живут”.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают,
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется “Электричество!”

Мы живем в прекрасное время. Благодаря электроснабжению дома у нас великолепная бытовая техника, облегчающая и наполняющая нашу жизнь удобствами. На производстве роботонизированные поточные линии, станки с ЧПУ и т.д., и мы уже не представляем себе жизнь без этого.

Вы обратили внимание на то, что в каждом кабинете имеется чудо техники – компьютер. Как писал поэт: “ Не привыкайте к чудесам, дивитесь им, дивитесь!” (А.Кушнер). А мы не только им дивимся. Я знаю, как вы умеете виртуозно на нем работать, и я не хочу от вас отстать, хочу тоже быть с ним на ты, и вот предлагаю вашему вниманию небольшое произведение искусства, созданное мною. <Приложение 1>

(Демонстрируется музыкальный фоторяд, на котором представлены электрические явления, по завершению просмотра выслушиваются мнения ребят об увиденном)

Учитель: – Ребята, а что лежит в основе представленного материала?

Учащиеся: – (мнение ребят об электрических явлениях, которые легли в основу каждого сюжета)

Учитель: – Правильно! Я с вами полностью согласна, здесь было продемонстрировано электричество на службе у человека. И я вам предлагаю сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся: – “ Удивительное электричество и человек

Учитель: – Вы правильно сформулировали тему нашего урока.

Но электричество приносит нам не только благо, но оно таит в себе и опасность для жизни человека. Мы каждый, к сожалению, можем оказаться в различных ситуациях (даже опасных для жизни), из которых должны уметь находить выход и при этом сохранить свое здоровье и жизнь. А можно ли, не имея достаточно знаний, достойно выйти из сложившейся ситуации?

Учащиеся: – (различные мнения по этому вопросу)

Учитель: – Мы приходим к общему выводу.

Учитель: – Я вам предлагаю на основании увиденного в начале урока сюжета смодулировать несколько жизненных ситуаций, связанных с электрическими явлениями, которые могут встретиться в повседневной жизни.

Учащиеся: – (различные мнения ребят, но мы выделяем 5 ситуаций, которые на наш взгляд являются наиболее важными)

  • Обнаружить причину, по которой лампа электрическая не работает (все приборы находятся в рабочем состоянии).
  • Физика и выход на природу.
  • Новогодняя елка со сверкающими огоньками.
  • Возникновение пожара.
  • Короткое замыкание в цепи.

2 этап: практическая часть

Учитель: – В классе пять групп и каждая получает свое индивидуальное задание.

Обращаю ваше внимание, что при выполнении различного рода работы необходимо соблюдать правила по ТБ, которые изучаются со школьной скамьи и должны неукоризненно выполняться всю жизнь. <Приложение 2>

Инструкция по выполнению задания №1.

Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.

Оборудование: источник питания, лампа, ключ, соединительные провода, резистор, изолирующая лента, ножницы.

Ход работы

  1. Смоделировать ситуацию.
  2. Обнаружить и устранить неисправность электрической цепи.
  3. Объяснить причину неисправности.
  4. Несет ли в себе опасность для жизни данная ситуация.
  5. Сделать вывод.

(Ребята должны обнаружить обрыв провода в цепи и грамотно устранить неисправность)

Инструкция по выполнению задания №2.

Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.

Оборудование: гальванометр, соединительные провода, электроды, лимон, картофель, хлеб, лампа, ключ.

Ход работы

  1. Смоделировать ситуацию.
  2. Продемонстрировать, что данные предметы могут (или нет) быть источником питания (назначение источника тока)
  3. Доказать, какой из этих источников тока является лучшим.
  4. Объяснить, почему электрическая лампа, включенная в цепи, с данным источником питания не горит.
  5. Сделать вывод.

(Учащиеся должны не только продемонстрировать различные источники питания, их назначение, но и объяснить почему они не могут применяться в широком масштабе)

Инструкция по выполнению задания №3.

Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.

Оборудование: источник питания, три электрических лампы, соединительные провода, резистор, ключ.

Ход работы

  1. Смоделировать ситуацию.
  2. Убедиться, что цепь соединена правильно и лампы горят.
  3. Что будет, если одна из ламп перегорит? Объяснить причину. Какой здесь вид соединения ламп?
  4. Сделать вывод.

(Учащиеся должны обнаружить неисправность в елочной гирлянде, объяснить, какую опасность в себе таит пустое гнездо для жизни человека, если убрать перегоревшую лампу)

Инструкция по выполнению задания №4.

Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.

Оборудование: фотография молнии.

Ход работы

  1. Смоделировать ситуацию.
  2. Причина возникновения молнии.
  3. Можно ли использовать энергию грозового заряда в быту? Почему?
  4. Сделать расчет стоимости энергии грозового заряда (молнии).
  5. Опасна ли она? Как себя предостеречь от нее?

(Дать характеристику молнии, рассчитать её стоимость, почему мы не используем энергию молнии)

Инструкция по выполнению задания №5.

Цель: применить знания по физике для объяснения жизненной ситуации.

Оборудование: чайник с расплавленными проводами.

Ход работы

  1. Смоделировать ситуацию.
  2. Какова причина неисправности чайника?
  3. Каковы возможные варианты устранения неисправности?
  4. Как избежать этого?

(Объяснить причину перегорания чайника, который имеет неприятный запах и внешний вид со следами “пожара”)

Учитель: – Группам предоставляется слово для отчета.

Учащиеся: – (мнение ребят о проделанной работе, вывод).

Учитель: – Внимательно прослушав отчеты групп, вы обратили ваше внимание на цель, которую вы поставили перед собой при выполнении работы?

Учащиеся: – (мнение ребят)

Учитель: – Цель, как вы заметили, была общая: применить знания по физике для объяснения той или иной ситуации, но достигли вы её различными методами (практически, теоретически).

(Цель урока записывается на доске)

На сколько удачно вы справились с поставленной целью мы сейчас и увидим.

(Происходит оценивание ответов учащихся согласно критериям оценок устным ответам учащихся; в оценивании принимают участие учащиеся всех групп, кроме той, которую оценивают с помощью жетонов различного цвета, соответствующего отметкам) приложение№1

Учитель: – заключительное слово учителя:

– По словам русского поэта XIX века Я.П. Полонского,

Царство науки не знает предела –
Всюду следы её вечных побед.
Разума слова и дело,
Сила и свет.

Эти слова можно отнести к замечательному разделу физики – электрические явления, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько ещё не опознанного вокруг! Мы сегодня только приоткрыли занавес в эту науку. А какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры! Так что запускайте свой “вечный двигатель”, и вперед!