Испарение. Конденсация

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с процессами испарения и конденсации; исследовать от каких факторов зависит скорость испарения; познакомить учащихся с ролю испарения в жизни человека, растений и Земли.

Развивающая: развивать у учащихся навыки логического мышления, наблюдательность, умение объяснять наблюдаемые явления, умение выполнять простейшие опыты; применять полученные знания для объяснения природных явлений.

Воспитательная: воспитывать у учащихся экологическое сознание; прививать интерес к физике.

Оборудование урока.

I. На столе учителя, на доске.

1. Фотографии (зимний лес). Картинка (таяние сосулек).
2. Таблицы.
Рисунки: туман, облака.
Таблица: Круговорот воды в природе.
Рисунки: – механизм испарения.
– от чего зависит испарение?
3. Цветок под колоколом; кактус.
4. (TV фрагмент “Кислотные дожди”)

5. Демонстрационные опыты.

– 3 стекла с надписями: масло, вода, спирт, 3 колбы со спиртом, водой, маслом, ватки.
– уравновешенные весы; 2 стаканчика: 100 г. холодной и 100 г. горячей воды.
– опыт по конденсации: колба с водой, изогнутой трубочкой, кювета, стеклышко, спиртовка, стеклышко.
– чашка с блюдцем, чай.
– зажимы, стеклышки, спиртовка, спички.

На партах у учащихся:

Пипетка, термометр, пузырек со спиртом, 2 бумажки, пузырек с водой, картонка.

Вопросы на доске.

  1. Какие агрегатные состояния вы знаете?
  2. Чем отличается каждое агрегатное состояние?
  3. Как связана средняя скорость движения молекул с температурой?
  4. Как называется явление перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
  5. С чем связано образование снега, инея, таяние сосулек?

Ход урока

I. Начало урока. Домашнее задание. Цель урока.

II. Вопросы (5 вопросов).

III. Изучение нового материала, перейдем к изучению испарения, записать тему в тетрадь. Механизм испарения. Определение.

Опыт № 1 (учащиеся: терм., спирт, ватка)

– Почему температура не падает бесконечно?

Опыт № 2 (пластинки) + спирт – летучее вещество.

– От чего зависит скорость испарения?

От температуры. Опыт № 3 (с весами; горячая и холодная вода).

Ветер. Опыт № 4 (с картинками) учащиеся.

От S. Опыт № 5 (пьем чай).

Вывод: от чего зависит испарение? (по доске).

Опыт № 6 (конденсация).

– Как образуются облака? Туман?

Кислотные дожди. TV.\

В жизни растений:

колокол,
кактус,
банан.

IV. Закрепление. Вопросы на доске и на карточках.

V. Итоги урока.

План урока:

I. Орг. Момент. Домашнее задание.
II. Цель урока. Ответы на 5 вопросов.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление.
V. Итоги урока.

Ход урока

I. Организационный момент. Цель урока:

Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Сегодня на уроке мы будем делать опыты, наблюдать, размышлять и учиться объяснять природные явления, имеющие важное значение в жизни человека и Земли.

II. Вопросы:

  1. Какие агрегатные состояния вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное)
  2. Чем отличается каждое агрегатное состояние? (расположением молекул, взаимодействием молекул между собой, скоростью и характером движения молекул)
  3. Как связана средняя скорость движения молекул с температурой? (Чем выше средняя скорость движения молекул, тем выше температура тела).
  4. Как называется явление перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? (агрегатным превращением).
  5. С чем связано образование снега, инея, таяния сосулек? (образование снега, инея – кристаллизация; таяние сосулек – плавление).

III. Изучение нового материала.

А теперь мы перейдем к изучению таких агрегатных превращений как испарение и конденсация. Испарение и конденсация являются причиной образования облаков, тумана, кислотных дождей; испарение играет важную роль в круговороте воды в природе, а также в жизни растений. Уметь объяснять природные явления – вот чему мы должны учиться сегодня на уроке.

Откройте тетради. Запишите тему урока: “Испарение. Конденсация”.

1. А теперь посмотрите на этот рисунок. Рассмотрим, как происходит испарение жидкости.

Мы уже знаем, что не все молекулы в веществе движутся с одинаковыми скоростями. Есть молекулы, скорость которых заметно больше или заметно меньше скорости большинства молекул. У большинства молекул скорость средняя. У молекул, скорость которых заметно больше скорости молекул кинетическая энергия больше, поэтому такие молекулы, оказавшись вблизи поверхности жидкости, могут преодолеть силы взаимного притяжения молекул и вылететь из жидкости – испариться.

Некоторые из них могут потом вернуться в жидкость обратно, но таких немного. Вылетевшие из жидкости молекулы образуют над жидкостью пар.

Парообразование с поверхности жидкости называется испарением (жидкость превращается в газообразное состояние).

Испарение происходит при любой температуре, и в жаркую и в холодную погоду. Испаряются все вещества.

1. Проведем опыт № 1.

Посмотрим на опыте, что происходит с t жидкости при ее испарении. (дети делают опыт со спиртом, термометром).

При испарении жидкость охлаждается.

Почему? – из жидкости улетают самые “энергичные” молекулы. Скорость и энергия оставшихся молекул ниже, температура ниже, U ниже.

2. Почему температура не понижается бесконечно?

Почему вода в стакане, стоящем в комнате, не замерзает к концу дня?

(она берет тепло из воздуха).

Значит, для поддержания испарения (пост. t) необходим постоянный приток теплоты (эн. поглощения).

3. Испаряться могут все вещества: и жидкие (спирт, вода, масло) и даже твердые: снег. Иней без оттепели, нафталин и др.

Сейчас мы понаблюдаем испарение жидкости.

Опыт № 2. (спирт, вода, масло).

Чем отличается испарение жидкостей?

Они испаряются неодинаково быстро. 1 – спирт, 2 – вода, 3 –масло.

Почему? Силы притяжения между молекулами различные. У спирта притяжение слабее.

Спирт – это летучее вещество. Назовите другие летучие вещества (эфир, ацетаты и др.).

4. Исследуем, от чего зависит скорость испарения?

От температуры.

– Какая жидкость быстрее испаряется? Почему? Горячая или холодная?

Опыт № 3. (весы, горячая и холодная вода).

Что происходит с массой испаряющей жидкости?

Молекулы в горячей воде движутся быстрее, чем в холодной. Масса испаряющейся жидкости уменьшается.

Опыт № 4. Дети.

Машем картонками над бумажками, на которые капнули воду. Создаем ветер. Мы “сдуваем” молекулы.

Опыт № 5. “Пьем чай”.

Перелить чай в блюдце. У чая в чашке и блюдечке различная площадь поверхности, больше молекул могут покинуть жидкость в блюдце. Испарение идет быстрее.

Зачем мы дуем на чай?

Итоги: От чего же зависит испарение?

От сил взаимодействия молекул.

От температуры.

От S.

От ветра.

От влажности (влажность мы изучим на следующих уроках).

5. А теперь рассмотрим процесс конденсации на опыте (процесс перехода пара в жидкость).

Опыт № 6. Именно из-за конденсации запотевают в мороз очки, стекла автобуса, автомобиля.

Что будет, если в холодный день подышать на окно? Появляются капельки воды.

6. Как образуются облака? (приложение № 1, приложение № 2).

Пары воды, поднимаясь над землей, превращаются в верхних холодных слоях атмосферы в мельчайшие капельки воды, т.е. в облака.

Как образуется туман?

Водяной пар, конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки – туман.

7. Образование кислотных дождей (просмотр кинофильма).

Знаете ли вы о кислотных дождях?

8. В жизни растений испарение играет важную роль: благодаря испарению происходит поступление, движение веществ в растениях.

– Как приспособился кактус к жизни в пустыне?

У него колючки, нет листьев, что уменьшает испарение.

– Как приспособился банан в жарком влажном климате?

У него широкие листья, что увеличивает испарение.

– Откуда взялись капельки воды под колоколом?

Конденсация.

IV. Закрепление.

Вопросы:

  1. Почему скошенная трава высыхает в жарку ветреную погоду быстрее, чем в тихую?
  2. Почему в полярных странах при сильных морозах часто смазывают лицо жиром?
  3. Почему даже в жаркий день, выйдя из воды человек ощущает холод?
  4. Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб, но остывший. Почему?
  5. Для чего яблоки для сушки разрезают на дольки?
  6. Висящее на морозе белье с течением времени сохнет. Почему?
  7. Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?

V. Итоги урока.

Домашнее задание: параграф № 16,17. Упражнение 9, задание 3. Вопросы. Для желающих: доклады или презентации о практическом использовании процесса испарения в быту и технике.

Итак, сегодня мы познакомились….. Спасибо за урок. Молодцы.

Оценки.