Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с процессами испарения и конденсации; исследовать от каких факторов зависит скорость испарения; познакомить учащихся с ролю испарения в жизни человека, растений и Земли.
Развивающая: развивать у учащихся навыки логического мышления, наблюдательность, умение объяснять наблюдаемые явления, умение выполнять простейшие опыты; применять полученные знания для объяснения природных явлений.
Воспитательная: воспитывать у учащихся экологическое сознание; прививать интерес к физике.
Оборудование урока.
I. На столе учителя, на доске.
1. Фотографии (зимний лес). Картинка (таяние сосулек).
2. Таблицы.
Рисунки: туман, облака.
Таблица: Круговорот воды в природе.
Рисунки: – механизм испарения.
– от чего зависит испарение?
3. Цветок под колоколом; кактус.
4. (TV фрагмент “Кислотные дожди”)
5. Демонстрационные опыты.
– 3 стекла с надписями: масло, вода, спирт, 3 колбы со спиртом, водой, маслом, ватки.
– уравновешенные весы; 2 стаканчика: 100 г. холодной и 100 г. горячей воды.
– опыт по конденсации: колба с водой, изогнутой трубочкой, кювета, стеклышко, спиртовка, стеклышко.
– чашка с блюдцем, чай.
– зажимы, стеклышки, спиртовка, спички.
На партах у учащихся:
Пипетка, термометр, пузырек со спиртом, 2 бумажки, пузырек с водой, картонка.
Вопросы на доске.
- Какие агрегатные состояния вы знаете?
- Чем отличается каждое агрегатное состояние?
- Как связана средняя скорость движения молекул с температурой?
- Как называется явление перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое?
- С чем связано образование снега, инея, таяние сосулек?
Ход урока
I. Начало урока. Домашнее задание. Цель урока.
II. Вопросы (5 вопросов).
III. Изучение нового материала, перейдем к изучению испарения, записать тему в тетрадь. Механизм испарения. Определение.
– Опыт № 1 (учащиеся: терм., спирт, ватка)
– Почему температура не падает бесконечно?
– Опыт № 2 (пластинки) + спирт – летучее вещество.
– От чего зависит скорость испарения?
От температуры. Опыт № 3 (с весами; горячая и холодная вода).
Ветер. Опыт № 4 (с картинками) учащиеся.
От S. Опыт № 5 (пьем чай).
Вывод: от чего зависит испарение? (по доске).
– Опыт № 6 (конденсация).
– Как образуются облака? Туман?
– Кислотные дожди. TV.\
– В жизни растений:
колокол,
кактус,
банан.
IV. Закрепление. Вопросы на доске и на карточках.
V. Итоги урока.
План урока:
I. Орг. Момент. Домашнее задание.
II. Цель урока. Ответы на 5 вопросов.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление.
V. Итоги урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Цель урока:
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Сегодня на уроке мы будем делать опыты, наблюдать, размышлять и учиться объяснять природные явления, имеющие важное значение в жизни человека и Земли.
II. Вопросы:
- Какие агрегатные состояния вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное)
- Чем отличается каждое агрегатное состояние? (расположением молекул, взаимодействием молекул между собой, скоростью и характером движения молекул)
- Как связана средняя скорость движения молекул с температурой? (Чем выше средняя скорость движения молекул, тем выше температура тела).
- Как называется явление перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? (агрегатным превращением).
- С чем связано образование снега, инея, таяния сосулек? (образование снега, инея – кристаллизация; таяние сосулек – плавление).
III. Изучение нового материала.
А теперь мы перейдем к изучению таких агрегатных превращений как испарение и конденсация. Испарение и конденсация являются причиной образования облаков, тумана, кислотных дождей; испарение играет важную роль в круговороте воды в природе, а также в жизни растений. Уметь объяснять природные явления – вот чему мы должны учиться сегодня на уроке.
Откройте тетради. Запишите тему урока: “Испарение. Конденсация”.
1. А теперь посмотрите на этот рисунок. Рассмотрим, как происходит испарение жидкости.
Мы уже знаем, что не все молекулы в веществе движутся с одинаковыми скоростями. Есть молекулы, скорость которых заметно больше или заметно меньше скорости большинства молекул. У большинства молекул скорость средняя. У молекул, скорость которых заметно больше скорости молекул кинетическая энергия больше, поэтому такие молекулы, оказавшись вблизи поверхности жидкости, могут преодолеть силы взаимного притяжения молекул и вылететь из жидкости – испариться.
Некоторые из них могут потом вернуться в жидкость обратно, но таких немного. Вылетевшие из жидкости молекулы образуют над жидкостью пар.
Парообразование с поверхности жидкости называется испарением (жидкость превращается в газообразное состояние).
Испарение происходит при любой температуре, и в жаркую и в холодную погоду. Испаряются все вещества.
1. Проведем опыт № 1.
Посмотрим на опыте, что происходит с t жидкости при ее испарении. (дети делают опыт со спиртом, термометром).
При испарении жидкость охлаждается.
Почему? – из жидкости улетают самые “энергичные” молекулы. Скорость и энергия оставшихся молекул ниже, температура ниже, U ниже.
2. Почему температура не понижается бесконечно?
Почему вода в стакане, стоящем в комнате, не замерзает к концу дня?
(она берет тепло из воздуха).
Значит, для поддержания испарения (пост. t) необходим постоянный приток теплоты (эн. поглощения).
3. Испаряться могут все вещества: и жидкие (спирт, вода, масло) и даже твердые: снег. Иней без оттепели, нафталин и др.
Сейчас мы понаблюдаем испарение жидкости.
Опыт № 2. (спирт, вода, масло).
Чем отличается испарение жидкостей?
Они испаряются неодинаково быстро. 1 – спирт, 2 – вода, 3 –масло.
Почему? Силы притяжения между молекулами различные. У спирта притяжение слабее.
Спирт – это летучее вещество. Назовите другие летучие вещества (эфир, ацетаты и др.).
4. Исследуем, от чего зависит скорость испарения?
От температуры.
– Какая жидкость быстрее испаряется? Почему? Горячая или холодная?
Опыт № 3. (весы, горячая и холодная вода).
Что происходит с массой испаряющей жидкости?
Молекулы в горячей воде движутся быстрее, чем в холодной. Масса испаряющейся жидкости уменьшается.
Опыт № 4. Дети.
Машем картонками над бумажками, на которые капнули воду. Создаем ветер. Мы “сдуваем” молекулы.
Опыт № 5. “Пьем чай”.
Перелить чай в блюдце. У чая в чашке и блюдечке различная площадь поверхности, больше молекул могут покинуть жидкость в блюдце. Испарение идет быстрее.
Зачем мы дуем на чай?
Итоги: От чего же зависит испарение?
От сил взаимодействия молекул.
От температуры.
От S.
От ветра.
От влажности (влажность мы изучим на следующих уроках).
5. А теперь рассмотрим процесс конденсации на опыте (процесс перехода пара в жидкость).
Опыт № 6. Именно из-за конденсации запотевают в мороз очки, стекла автобуса, автомобиля.
Что будет, если в холодный день подышать на окно? Появляются капельки воды.
6. Как образуются облака? (приложение № 1, приложение № 2).
Пары воды, поднимаясь над землей, превращаются в верхних холодных слоях атмосферы в мельчайшие капельки воды, т.е. в облака.
Как образуется туман?
Водяной пар, конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки – туман.
7. Образование кислотных дождей (просмотр кинофильма).
Знаете ли вы о кислотных дождях?
8. В жизни растений испарение играет важную роль: благодаря испарению происходит поступление, движение веществ в растениях.
– Как приспособился кактус к жизни в пустыне?
У него колючки, нет листьев, что уменьшает испарение.
– Как приспособился банан в жарком влажном климате?
У него широкие листья, что увеличивает испарение.
– Откуда взялись капельки воды под колоколом?
Конденсация.
IV. Закрепление.
Вопросы:
- Почему скошенная трава высыхает в жарку ветреную погоду быстрее, чем в тихую?
- Почему в полярных странах при сильных морозах часто смазывают лицо жиром?
- Почему даже в жаркий день, выйдя из воды человек ощущает холод?
- Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб, но остывший. Почему?
- Для чего яблоки для сушки разрезают на дольки?
- Висящее на морозе белье с течением времени сохнет. Почему?
- Почему вспотевшему человеку вредно выходить на холодный и сухой воздух?
V. Итоги урока.
Домашнее задание: параграф № 16,17. Упражнение 9, задание 3. Вопросы. Для желающих: доклады или презентации о практическом использовании процесса испарения в быту и технике.
Итак, сегодня мы познакомились….. Спасибо за урок. Молодцы.
Оценки.