Учебник: Физика-10, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик.
В школе занятия проходят парами, поэтому план-конспект рассчитан на 2 урока. Перемена ориентировочно должна быть после подготовки к лабораторной работе (тема, цели, таблица, оборудование, инструктаж учителя).
Цели урока для учителя: повторить и обобщить 1-й закон Ньютона, понятия инерциальной и неинерциальной систем отсчета, явление инерции, понятия гео- и гелиоцентрической систем мира; в ходе рассуждений подвести учащихся к выводу о том, что взаимодействие тел является причиной ускорения, а сила есть мера взаимодействия тел; сообщить о видах сил, привести примеры; подробно рассмотреть силу упругости как пример сил в природе; в ходе рассуждений выяснить причину возникновения силы упругости; рассмотреть явление деформации, виды деформаций; сформулировать закон Гука; в ходе лабораторной работы проверить справедливость закона Гука для упругой деформации; познакомить с видами задач на закон Гука.
Цели урока для учащихся: повторить и обобщить 1-й закон Ньютона, понятия инерциальной и неинерциальной систем отсчета, явление инерции, понятия гео- и гелиоцентрической систем мира; выяснить причину ускорения тел; познакомиться с понятием сила, его определением в физике; выяснить природу силы упругости; познакомиться с определением деформации, ее видами; сформулировать закон Гука, опытным путом проверить его справедливость.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей.
3. Повторение, обобщение, входной контроль (беседа по вопросам учителя).
- Сформулируйте первый закон Ньютона.
- Как вы понимаете первый закон Ньютона?
- Кто открыл первый закон Ньютона?
- Что такое инерция?
- Что такое инерциальная система отсчета?
- Существуют ли инерциальные системы отсчета?
- Как протекало бы одно и то же механическое явление в разных инерциальных системах отсчета? Неинерциальных?
- Сформулируйте принцип относительности Галилея.
- Гео- и гелиоцентрическая ситема мира, в чем разница?
Итог опроса подводит учитель (1-2 фразы для перехода к следующему этапу урока).
4. Изучение нового материала.
В процессе объяснения используется презентация (приложение1).
Согласно первому закону Ньютона, в инерциальной системе отсчета тело, если на него не действуют другие тела или их действие скомпенсировано, сохраняет свою скорость неизменной, т.е. двидется без ускорения.
Что необходимо, чтобы начало двигаться с ускорением? (взаимодействие)
Т.е. взаимодействие тел - причина ускорения. Но тела могут взаимодействовать по-разному (привести примеры, с телами разной массы и взаимодействиями с разной силой на одно и то же тело).
Т.е. взаимодействие может быть разным. Мерой взаимодействия тел является сила.
Чем больше сила, тем большее ускорение приобретает тело при взаимодействии.
От чего еще будет зависеть ускорение тела при взаимодействии? (от его массы)
Далее по слайдам, следуя логической цепочке:
- Сила - векторная величина.
- Модуль силы.
- Направление силы.
- Точка приложения силы.
- Виды сил.
- Сила упругости.
- Определение силы упругости.
- Когда возникает?
- Деформация.
- Примеры деформаций.
- Причина возникновения силы упругости - взаимодействие молекул.
Далее проводится демонстрационный эксперимент с пружиной, закрепленной на штативе, закрепленной линейкой и одинаковыми грузиками, в ходе которого необходимо выяснить, что величина деформации зависит от силы, приложенной к пружине (линейно, поэтому пружину нужно проверить учителю заранее!).
Делаем вывод о том, что величина деформации может служить мерой силы, т. к.
Величина деформации пропорциональна количеству гирек (силе).
Коэффициент пропорциональности обозначим k, тогда модуль силы упругости будет равен , а проекция силы упругости на ось, направленную вдоль действия силы .
Знак "-" в формуле обозначает то, что сила упругости всегда направлена против силы, вызывающей деформацию.
Этот закон называется законом Гука, в честь английского физика Роберта Гука, который открыл его в 17 веке.
Замечание: закон Гука справедлив только для упругих деформаций.
5. Рефлексия.
4-5 вопросов по новому материалу, например:
- Как в физике определяется понятие сила? Что вы знаете о силе, как о физической величине?
- Дайте определение силе упругости.
- Деформация?
- Упругая деформация? Приведите примеры неупругих деформаций, упругих?
- Сформулируйте закон Гука.
6. Лабораторная работа "Определение жесткости пружины".
Проводится по описанию в учебнике (с 322-323). На доске необходимо написать название работы, цели, построить таблицу. Затем по результатам измерений одной из групп учащихся заполнить таблицу, начертить график и сделать вывод.
7. Решение задач.
Задачи из сборника Физика-10 задачник Л.Э.Генденштейн, и др.
- №№ 7.1; 7.16; 7.23 на доске.
8. Выходной контроль.
Задачи из задачника по вариантам:
- Для 1 варианта № 7.17; 7.20.
- Для 2 варианта № 7.18; 7.19.
9. Подведение итогов урока.
Учитель возвращается к целям для учащихся, которые были поставлены в начале урока и вместе с учащимися подводит итоги.
10. Домашнее задание.
- По учебнику п. 8, вопросы для самопроверки на с.67.
- По задачнику № 7.21, 7.22.