Цели урока:
- Образовательная: изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания, рассмотреть особенности фазового перехода жидкость – твердое тело.
- Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников при выявлении сути процессов.
- Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, сосуд с водой, в котором плавают кусочки льда (температура 0оС), демонстрационный термометр, термос, модели кристаллических решеток, набор кристаллических и аморфных тел.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение темы урока, формулировка целей и задач, постановка перед учащимися учебной проблемы).
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний (мини-конкурс загадок).
- Этап информации для учащихся о домашнем задании.
Это первый урок главы «Изменение агрегатных состояний вещества». Он связан с темами предыдущей главы. Весь урок сопровождается показом презентации «Агрегатные состояния вещества», в которую помещен необходимый материал по данной теме.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап. (Приложение 1. Слайды 1, 2)
Сообщение темы урока, целей и плана урока.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
На этом этапе используется фронтальный опрос и беседа с целью активизации имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала, концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу.
Приложение 1. Слайд 3
– Из чего состоит вещество?
– Дайте понятие «внутренняя энергия
тела».
– От чего зависит внутренняя энергия
тела?
– В каких агрегатных состояниях может
находиться вещество?
В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. (Приложение 1. Слайд 4).
3. Этап усвоения новых знаний
Изложение нового материала.
Изложение нового материала начинается с
простейшей демонстрации: из термоса достаю лед,
помещаю в стеклянный сосуд с ледяной водой.
Спрашиваю, где мы можем наблюдать похожую
ситуацию?
Проблемный вопрос: значит возможна
ситуация, в которой, при некоторых температурах
вещество может одновременно находиться в
твердом, жидком и газообразном состоянии?
Приложение 1. Слайд 5.
– Что же отличает одно агрегатное состояние
вещества от другого?
– Каковы особенности молекулярного строения
газов, жидкостей и твердых тел?
(Заслушиваются мнения учащихся)
Давайте рассмотрим агрегатные состояния вещества на примере воды.
Приложение 1. Слайды 6, 7, 8.
(Поочередно рассматриваются особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества).
Приложение 1. Слайд 9.
Делаются выводы:
В разных агрегатных состояниях расположение молекул различно; внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкостей и газов при одинаковых температурах различна. Процесс перехода «твердое тело – жидкость – газ» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло и кинетическая энергия движения молекул возрастает. А в переходе «газ – жидкость – твердое тело» процесс перехода связан с выделением тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются.
Приложение 1. Слайд 10.
Поэтапно заполняется схема определения
фазовых переходов. Переход «твердое тело – газ»
вызывает у учащихся затруднение, эти процессы не
рассматриваются в рамках основной школы 8 класса.
Процесс перехода из твердого состояния в
газообразное называется сублимацией или
возгонкой (сублимирует кусочек льда в морозный
день). Вообще любое тело в твердом состоянии, если
оно имеет запах – сублимирует.
Очень интересным процессом является процесс,
обратный сублимации десублимация. При этом
вещество из газообразного переходит в твердую
фазу (выпадение инея).
Вывод: существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода из одного агрегатного состояния в другое: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация.
4. Этап закрепления новых знаний
На этом этапе решается следующая учебно-воспитательная задача: закрепить в игровой форме в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для повышения уровня осмысленности изученного материала. Отвечать право выбора предоставляется всем. Отвечает первым тот, кто первый поднимает руку.
Викторина:
1. Что за невидимка:
в дом не просится,
а дверь откроешь, – прежде людей бежит? (Воздух,
газ, пар)
2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)
3. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
4. На всех садится, никого не боится. (Снег)
5. Что в гору не вкатишь? (Вода)
6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
7. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода)
8. Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Отвечая на такие интересные вопросы-загадки, ученик лучше запоминает пройденный материал. Такая форма закрепления новых знаний способствует повышению интереса к предмету и выработке у учащихся в природных явлениях видеть физику.
5.Этап информации учащихся о домашнем задании
Учебно-воспитательная задача этого этапа
состоит в том, чтобы сообщить о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения.
Подведение итогов урока, как работал класс, кто
работал особенно активно, оценивание самих
активных. Что нового узнали на уроке? Кратко
рассказать о четвертом состоянии вещества –
плазме.
Приложение 1. Слайд 21.
Домашнее задание: параграф 12, задачи из сборников к учебнику Перышкина № 617, 618.
Список использованной литературы:
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009./учебн. для общеобр.учреждений.
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. М.: ВАКО, 2006. – 368 с. – /в помощь школьному учителю.
- Марон А.Е. Физика. Дидактические материалы. М.: Дрофа. М.2002.
- Физика в школе № 4, 1990 год.
- Сборник задач Перышкин А.В 7-9 классы, «Экзамен», 2008.
Электронные издания:
Библиотека Электронных Наглядных Пособий «Физика 7-11 класс» ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.