Агрегатные состояния вещества

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательная:  изучить физические особенности различных агрегатных состояний вещества, сформировать понятия: процесс плавления и отвердевания, рассмотреть особенности фазового перехода жидкость – твердое тело.
  • Развивающая: формировать у учащихся умение выделять главное и существенное в излагаемом материале, развитие познавательных интересов и способностей школьников  при выявлении сути процессов.
  • Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация, сосуд с водой, в котором плавают кусочки льда (температура 0оС), демонстрационный термометр, термос, модели кристаллических решеток, набор кристаллических и аморфных тел.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение темы урока, формулировка  целей и задач, постановка перед учащимися учебной проблемы).
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний (мини-конкурс загадок).
  5. Этап информации для учащихся о домашнем задании.

Это первый урок главы «Изменение агрегатных состояний вещества». Он связан с темами предыдущей главы. Весь урок сопровождается показом презентации «Агрегатные состояния вещества», в которую помещен необходимый материал по данной теме.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. (Приложение 1. Слайды 1, 2)

Сообщение темы урока, целей и плана урока.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

На этом этапе используется фронтальный опрос и беседа с целью активизации имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала, концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу.

Приложение 1. Слайд 3

Из чего состоит вещество?
Дайте понятие «внутренняя энергия тела».
От чего зависит внутренняя энергия тела?
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

В результате беседы делается обобщение: Любое вещество, состоящее из атомов и молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. (Приложение 1. Слайд 4).

3. Этап усвоения новых знаний

Изложение нового материала.

Изложение нового материала начинается с простейшей демонстрации: из термоса достаю лед, помещаю в стеклянный сосуд с ледяной  водой. Спрашиваю, где мы можем наблюдать похожую ситуацию?
Проблемный  вопрос:  значит возможна ситуация, в которой, при некоторых температурах вещество может одновременно находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии?

Приложение 1. Слайд 5.

– Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?
– Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

(Заслушиваются мнения учащихся)

Давайте рассмотрим агрегатные состояния вещества на примере воды.

Приложение 1. Слайды 6, 7, 8.

(Поочередно рассматриваются особенности расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества).

Приложение 1. Слайд 9.

Делаются выводы:

В разных агрегатных состояниях расположение молекул различно; внутренняя энергия одинаковых масс твердого тела, жидкостей и газов при одинаковых температурах различна. Процесс перехода «твердое тело – жидкость – газ» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещество поглощает тепло и кинетическая энергия движения молекул возрастает. А в переходе «газ – жидкость – твердое тело» процесс перехода связан с выделением тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются.

Приложение 1. Слайд 10.

Поэтапно заполняется схема определения фазовых переходов. Переход «твердое тело – газ» вызывает у учащихся затруднение, эти процессы не рассматриваются в рамках основной школы 8 класса.
Процесс перехода из твердого состояния в газообразное называется сублимацией  или возгонкой (сублимирует кусочек льда в морозный день). Вообще любое тело в твердом состоянии, если оно имеет запах – сублимирует.
Очень интересным процессом является процесс, обратный сублимации десублимация. При этом вещество из газообразного переходит в твердую фазу (выпадение инея).

Вывод: существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода из одного агрегатного состояния в другое: плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация.

4. Этап  закрепления новых знаний

На этом этапе решается следующая учебно-воспитательная задача: закрепить в игровой форме в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для повышения уровня осмысленности изученного материала. Отвечать право выбора предоставляется всем. Отвечает первым тот, кто первый поднимает руку.

Викторина:

1. Что за невидимка:
в дом не просится,
а дверь откроешь, – прежде людей бежит? (Воздух, газ, пар)

2. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (Туман)

3. С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)

4. На всех садится, никого не боится. (Снег)

5. Что в гору не вкатишь? (Вода)

6. Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)

7. В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (Вода)

8. Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.  (Мороз)

Отвечая на такие интересные вопросы-загадки, ученик лучше запоминает пройденный материал. Такая форма закрепления новых знаний способствует повышению интереса к предмету и выработке у  учащихся в природных явлениях видеть физику.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании

Учебно-воспитательная задача этого этапа состоит в том, чтобы сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Подведение итогов урока, как работал класс, кто работал особенно активно, оценивание самих активных. Что нового узнали на уроке? Кратко рассказать о четвертом состоянии вещества – плазме.

Приложение 1. Слайд 21.

Домашнее задание: параграф 12, задачи из сборников к учебнику Перышкина  № 617, 618.

Список использованной литературы:

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. –  М.: Дрофа, 2009./учебн. для общеобр.учреждений.
  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. М.: ВАКО, 2006. – 368 с. – /в помощь школьному учителю.
  3. Марон А.Е. Физика. Дидактические материалы. М.: Дрофа. М.2002.
  4. Физика в школе № 4, 1990 год.
  5. Сборник задач Перышкин А.В 7-9 классы, «Экзамен», 2008.

Электронные издания:

Библиотека Электронных Наглядных Пособий «Физика 7-11 класс» ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.