Физика
-
Внеклассное мироприятие-турнир "Живая природа и законы химии и физики" 2005
Турнир "Живая природа и законы химии и физики" проводился как открытое внеклассное мероприятие на городском уровне учителями химии и биологии лицея №1. Идея турнира: найти точки соприкосновения дисциплин естественнонаучного цикла, развивать навыки коммуникативного общения. Эти дисциплины - физика, химия и биология - формируют научное мировоззрение, развивают логику мышления. Вопросы подобраны так, что не требуют много времени на ответы на них. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Домашнее задание - химические опыты для конкурса "Что бы это значило?" и сценки для рекламной паузы - оценивается по 3-х балльной системе.
-
Личностно-ориентированное обучение. Урок, построенный на инициативе учащихся. "Новый взгляд"на электрический заряд и связанное с ним электрическое поле 2005
Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. В этом смысле очень хороши уроки, построенные на инициативе учащихся. Такие уроки стимулируют учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, к самостоятельному выбору и применению наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.
-
Тема урока по физике: "Вес тела. Невесомость. Перегрузки" 2005
Представлен обобщенный урок, целью которого является повторение понятий веса тела, выяснение причин невесомости, перегрузки, а также использование теории в практической жизни и деятельности человека.
-
Открытый урок по физике по теме: "Влажность воздуха" 2005
Представлен урок, на котором у восьмиклассников формируется представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы. Наглядно показаны способы измерения влажности воздуха при помощи соответствующих приборов, отмечается важность этой физической величины для жизнедеятельности человека.
-
Урок физики в 8-м классе (физико-математический профиль). Тема урока: "Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли" 2005
Данный урок проводится мною в представленном виде в классах физико-математического профиля.
-
Дидактический материал по физике на основе сказок, мифов для 6-го физико-математического класса. Программа А.Е. Гуревича 2005
Данные отрывки из сказок, сюжеты мифов подобраны к учебнику А. Е. Гуревича "Физика. Химия" - 5-6 класс. Их можно использовать при объяснении нового материала, закрепления, индивидуальной работы. Использование отрывков из художественной литературы развивает интерес к предмету, повышает внимательность и активность детей на уроке.
-
Серия уроков по физике. Тема: "Электризация тел. Виды зарядов и их взаимодействие" 2005
Разработка урока, цели которого сформулировать понятие электризации тел, виды зарядов, изучить виды взаимодействия зарядов.
-
Программа курса по выбору: "Мои открытия". Физика. 9-й класс 2005
Наиболее эффективным обучение станет тогда, когда учащийся проявит максимальную активность, а преподаватель будет выполнять функцию консультанта и организатора учебного процесса, в котором осуществляется самостоятельная учебно - познавательная, учебно - исследовательская деятельность учащихся.
-
Урок-праздник знаний по теме: "Тепловые явления" 2005
Урок решения качественных задач - способ повышения интереса к предмету. На этом уроке учащиеся объясняют причины наблюдаемых природных явлений, предлагают способы решения бытовых вопросов, с которыми сталкиваются в реальной жизни. Вопросы расположены в конверты по темам: "Физика на кухне", "Юные детективы", "Физики и лирики" и т. д. Капитан вытягивает конверт. Оценка ставится после ответа. На уроке есть возможность исправить оценку, участвуя в разборе решения задач, вызвавших затруднения.
-
Особенности организации групповой работы на уроке физики. 7-й класс 2005
Ознакомление с различными силами трения (покоя, скольжения, качения), закрепление навыков измерения этих сил, сравнение числовых значений измеряемых сил, углубление и расширение понятия о силе трения.
-
Технологическая карта лабораторной работы в 8-м классе по теме: "Изучение закона сохранения механической энергии" 2005
Учащиеся сами формулируют цель урока, выясняют условия необходимые для достижения поставленной цели эксперимента, выдвигают гипотезу, планируют свои действия, отбирают необходимые приборы и материалы, собирают установку, проводят опыт, обрабатывают результаты измерений, анализируют, делают вывод. Подготовительный этап завершается формулировкой темы, цели и задачи урока.
-
Открытый урок по теме: "Оптические приборы". 9-е и 11-е классы 2005
Открытый урок "Оптические приборы" является завершающим уроком при изучении темы "Геометрическая оптика" в 9-х и 11-х классах. Основными задачами такого урока являются: знакомство учащихся с принципами работы и устройством приборов через коллективную деятельность в группах, научить их грамотно, научно и доступно излагать свои мысли и знания по изучаемой теме, заинтересовать предметом, заставить каждого ученика проявить себя в подготовке такого урока в качестве исследователя, ученого, лектора, организатора или художника.
-
Физика, КВН. 9-й класс 2005
Представлен сценарий игры КВН, целями которой являются: повторение, закрепление и обобщение раздела "Кинематика", повышение познавательной деятельности, активности учащихся, развитие культуры общения.
-
Бизнес-игра. Интегрированный урок: математика + физика. 7-й класс. Тема: "Линейная функция и её применение" 2005
Считаю, что межпредметные связи повышают мотивацию обучения, повышают интерес к обучению, а также являются эквивалентом межнаучных связей. Так математический аппарат необходим в физике как язык для описания физических процессов и явлений, один из методов физических исследований. Учащиеся должны почувствовать необходимость получения знаний, уметь обосновать физические закономерности знаниями и примерами из биологии, географии, истории и т.д. Использование информации, полученной при изучении других учебных предметов, способствует развитию не только познавательного интереса, но и кругозора, наиболее глубокого понимания изучаемых законов, явлений.
-
Методика изучения, контроля и систематизации знаний при изучении темы "Электрический ток в разных средах" 2005
В статье рассматривается одна из методик изучения темы с помощью составления сводной таблицы и применения ее на разных этапах урока. Такой подход позволяет развивать у учащихся способность сравнивать различные процессы, анализировать их, находить общие закономерности и различия.
-
Тематическое планирование элективного курса по физике. 7-й класс. Тема: "Познай физику в задачах и экспериментах" 2005
Элективный курс в 7-м классе рассчитан на 1 час в неделю для учащихся, проявляющих интерес к физике. В своей программе ставлю задачу не расширения изучаемого материала, а общего развития школьников. Для этого 30% всего времени отводится на экспериментальные задания, проводимые школьниками самостоятельно. В предлагаемом пособии подобраны качественные и расчетные задачи повышенной степени сложности по основным темам традиционного курса физики 7-го класса.
-
Самостоятельная работа учащихся на уроках физики 2005
Самостоятельная работа над материалом учебника перед изложением учителя есть один из приемов включения учащихся в оценочную деятельность, который развивает у них способность наблюдать и анализировать, что является основой процесса восприятия и систематизации знаний. Учащиеся воспринимают изложения учителя, которое следует за их самостоятельной работой в системе тех знаний, с которыми они они знакомы. Очень важно, чтобы роль ученика на уроке была активной, а не пассивной, и при этом он мог делать самостоятельные выводы. Я считаю, что две проблемы решаются, когда урок построен в виде беседы. Уроки-беседы имеет еще один плюс-это элементы деловой игры. Такая форма урока способствует активизации познавательного интереса и дает положительные результаты. Уроки неоднообразны, нескучные, и такие уроки полезны и для самого учителя, т.к. заставляют его повышать свой профессиональный уровень.
-
Урок-обобщение по теме: "Световые волны". Тема: "Тайны световых лучей" 2005
В предлагаемой программе реализованы задачи, стоящие перед преподаванием оптики в средней школе. Профессиональной направленности обучения посвящается конкурс "Зеркала и наши профессии", научить экспериментировать - конкурс "Любители чудес", воспитанию графической грамотности - конкурс художников; связь с современными достижениями физики отражена в конкурсе "Поэзия красок". Исследовательская работа учащихся отражена в сообщениях под названием "Необыкновенные оптические явления в природе".
-
Внеклассное мероприятие по физике в 8-х классах. Конкурс "Знатоки электричества" 2005
Главной целью конкурса является развитие творческих способностей учащихся. Для подготовки конкурса в классе выбирают инициативную группу (экспериментаторы, актеры, художники, музыкальный оформитель). Испытание состоит из восьми туров. В проведении конкурса участвуют и болельщики. Ребята конструируют приборы, изучают историю физики, повторяют тему "Электрические явления". Конкурс проходит весело, зрелищно.
-
Физический хоккей 2005
Физический хоккей проводится с целью активизации деятельности учителя и учащихся, закрепления познавательных наклонностей и развития интереса к физике через нетрадиционные формы работы.
-
Интегрированный урок по теме: "Вода — уникальное вещество природы" 2005
Урок-семинар позволяет дать комплексное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, химии, физики, географии, экологии). Рекомендуется использовать на уроках биологии 8-11-х классах. А также данный материал можно использовать и на других занятиях естественного цикла.
-
Интегрированный урок изучения нового материала по теме: "Изотопы" 2005
Представленный конспект урока, проводимого в 9-м классе, раскрывает межпредметные связи физики и химии. Урок показывает учащимся глубину взаимопроникновения наук, единство законов физики и химии.
-
Научные экспедиции школьников как одна из форм организации и проведения исследовательской работы по физике 2005
Большие возможности для развития мышления учащихся и их творческих способностей дает специально организованная внеклассная работа. Из многообразия форм и методов организации внеклассных занятий наиболее эффективными являются исследовательские работы учащихся. Научно-исследовательская экспедиция как выездная форма проведения исследовательской работы учащихся представляется мне наиболее привлекательной и перспективной в ряду других форм выездной деятельности (походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что экспедиция, помимо чисто эмоциональной стороны, наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, является итогом учебного года и вместе с тем возможностью наиболее полно приложить на практике полученные в течение года знания.
-
Практико-ориентированный подход в обучении физики 2005
В последние десятилетия в обществе интерес к физике у значительной части учащихся заметно упал. Реализация идеи повышения научного уровня школьного курса физики, безусловно, повысила уровень физического образования. Однако некоторые его разделы приобрели наукообразность, стали ухудшенным вариантом вузовского курса. Такой курс физики не привлекает учащихся, интересы которых лежат в области гуманитарных наук или изобразительного искусства, он также труден для школьников с недостаточно развитым логическим мышлением. Поиски путей побуждения этого интереса - одна из главных задач физиков-педагогов. При обучении физике акцент необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.
-
Технология формирования представлений учащихся основной школы о современной измерительной технике 2004
Изучая основы работы, устройство современной измерительной техники, учитель реализует на практике принцип политехнизма. Этот "мостик" между физической теорией и практикой, помогает ученикам более спокойно воспринимать окружающий мир и справляться с потоком новой, для него, информации.
-
Межпредметные связи в преподавании физики 2004
Cущественное развитие идеи межпредметных связей - это переход от согласованного преподавания физики и смежных предметов к диалектическому взаимодействию предмета "Физика" с другими предметами, причем не только естественного, но и гуманитарного цикла. В этой статье приводится пример, как можно реализовать межпредметные связи физики с биологией, химией, историей в разделе двух уроков: "Первый Закон Термодинамики" (10 класс), "Глаз как оптическая система" (11 класс). Переход на профильное обучение позволяет реализовать межпредметные связи также через элективные курсы, цель которых - интеграция знаний о природе. Содержание некоторых из них разработанных мною, предлагаю вашему вниманию в данной статье.
-
Межпредметные связи в процессе обучения физике и информатике по темам: "Электрические цепи", "Локальные сети" 2004
Нам в своей работе постоянно приходится отвечать на вопросы учащихся: А где это можно применить в моей профессии? Как это поможет мне в овладении профессией? и т. д. Поэтому на своих уроках мы часто применяем практику бинарных уроков. Такие типы уроков основаны на активном, эмоционально окрашенном общении учащихся друг с другом. При этом происходит интенсивное межличностное взаимодействие.
-
Самостоятельная работа учащихся на уроке физики 2004
Представлен комплект урока физики по теме: виды теплопередач.
-
Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры 2004
Важная роль в программе курса "Основы алгоритмизации и программирования" отводится межпредметным связям с математикой, химией, физикой, экономикой и другими учебными дисциплинами, что достигается за счет подбора задач из соответствующих предметных областей. Это не только дает учащимся возможность проследить технологическую цепочку реше-ния задач с использованием компьютера, формирует их алгоритмическую культуру, но и усиливает интерес к традиционным учебным дисциплинам. Примером такой связи может служить интегрированный урок-игра "Решение физических задач с применением алгоритмов разветвляющейся и циклической структуры". Урок проводится в необычной форме - форме расследования, лучшие агенты сыска и их помощники решают "труднейшие" задачи, требующие знаний физики и способностей в информатике. Какие? Это учащиеся узнают из писем клиентов детективного агентства. Их шесть. Все письма оформлены в виде презентации. Кульминацией является письмо "Доброжелателя", который заблокировал письма и требует определить pin-код, решив предложенные задачи.
-
Интегрированный урок физика + биология по теме: "Клеточное строение вещества. Линзы. Оптические приборы и их применение" 2004
Если преподавание физики ведется с 5-го класса по программе А.Е Гуревича “Физики химия 5 – 6”, то в 6 классе в первых числах сентября можно провести интегрированный урок физика + биология. Для этого по физике в 6 классе с 1 сентября изучаю раздел оптика, а по программе биологии (уроки с увеличительными предметами идут вначале года). Интегрированный урок проходит в течение 90 минут. Урок ведут два учителя (физики и биологии). При выполнении практической части учителя помогают друг другу (один учитель в качестве ведущего, другой – в качестве лаборанта).