Современная парадигма образования полностью меняет отношение “учитель-ученик”, где учитель перестает быть передатчиком знаний, а выступает в роли помощника, консультанта. Ученик становится субъектом обучения и несет ответственность за результаты своей деятельности. Учитель организует эту деятельность, управляет этой деятельностью, помогает оценить полученные учеником результаты и выявляет способы совершенствования его деятельности. В связи с этим меняется и построение учебного процесса таким образом, чтобы ученик сам определял цель деятельности, сам строил маршрут своего образования. Этому соответствует задачный подход в обучении.
Определение понятия “задача” стало предметом многих наук. В настоящей работе под задачей мы понимаем “всякую операционально и диагностично выраженную цель” [1].
Систематическое решение задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний учащихся, способствует развитию логического мышления учащихся, воспитывает трудолюбие, волю. Умение решать задачи является одним из основных показателей глубины освоения учебного материала [10]. В этой связи определение уровня сложности учебных задач приобретает особую значимость.
Одним из основных требований к системам задач и упражнений является их расположение в порядке возрастание степени (уровня) сложности. Этому вопросу уделяли и уделяют большое внимание многие ведущие ученые: Я.А.Микк, И.Я Лернер, Г.Я.Балл, В.И.Крупич и многие другие. В настоящее время понятие “сложность” учебной задачи отличают от понятия “трудности”. Так, Гузеев. В.В пишет: “Сложность задачи является ее формальной характеристикой, которая определяется структурой процесса поиска решения. …Трудность задачи является субъективной характеристикой, то есть зависит от того, кто решает эту задачу” [1].
Целью данной работы является разработка диагностики оценки сложности учебных задач по физике в 7-ом классе по теме “Скорость”.
Для установления степени сложности задач требуется описание критериев уровней сложности. В данной работе уровни сложности задач по физике определены с помощью двух оснований:
- по среднему времени, затраченному на решение каждой задачи;
- количеству операций.
Для выявления уровня сложности по первому основанию проведено лабораторное исследование, в котором фиксировалось время выполнения каждого задания системы. В нем участвовали учащиеся 7-х классов Богдановской и Новоершовской школ. В результате исследования оказалось, что время, затраченное на решение каждой задачи, разбивается на три непересекающихся промежутка от 1 – 3 мин, от 3 – 4,5 мин и от 4,5 и более минут. Это позволило нам сделать вывод о том, что возможно разбиение указанных задач на 3 уровня сложности. Изучение сложности задач по второму основанию привело нас к выводу о том, что:
- задачи 1 уровня (№ № 2, 3, 5, 17, 26, 30, 35, 36) – на перевод единиц измерения скорости;
- задачи 2 уровня (№№ 1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 20, 21, 23, 29, 31, 32, 33, 37)
- задачи 3 уровня (№№11,12,14,15,16,19,22,24,25,27,34,38)
а) в 1 действие с одним усложняющим
обстоятельством (усложняющее обстоятельство –
это перевод единиц времени, скорости, пути);
б) в 2 действия без усложняющих обстоятельств.
а) в 3 действия без усложняющих обстоятельств
(усложняющее обстоятельство – нестандартная
формулировка условия задачи);
б) в 4 действия с одним усложняющим
обстоятельством или без него.
Результаты проведенного нами исследования приведены в таблице 1.
Критерии оценивания уровня сложности задач
Таблица 1.
Уровни сложности задач | Критерии оценивания | |
По среднему времени, мин. | По количеству операций |
|
1 | До 3 | На перевод единиц измерения скорости |
2 | 3 – 5 | В 1 действие с одним усложняющим
обстоятельством; В 2 действия |
3 | Более 5 | В 3 действия; В 4 действия; В 4 действия с одним усложняющим обстоятельством |
Предложенная нами диагностика использована для анализа упражнений учебника физики для 7-го класса (автор Перышкин А.В, [9]) по теме “Скорость. Единицы скорости”. Получено следующее распределение учебных задач по уровню сложности по этой теме: 40% всех задач 1 уровня сложности, 60% — 2 уровня сложности и нет задач 3 уровня. Задачи № 1,2 соответствуют 1 уровню сложности; задачи № 3,4,5 соответствуют 2 уровню сложности. Задачи 1 и 2 уровней сложности можно отнести к задачам репродуктивного характера, решая которые ребенок идет по накатанному пути, происходит отставание в овладении операциями творческой деятельности и низкий уровень познавательных интересов.
В рассмотренном пособии явно недостаточно упражнений для персонификации заданий, требуемых для практической отработки умения решать задачи. Поэтому на практике учителю необходимо пополнение задачечного материала. Приведем описание варианта работы учителя с системой задач различного уровня сложности: после изучения темы и решения серии подобранных задач, учитель вывешивает в классе списки задач различного уровня сложности. Ученик, возможно, совместно с учителем, вправе выбирать любой уровень сложности, и “может рассчитывать на успех, что будет усиливать его учебную мотивацию” [1]. На перемене или после уроков учащиеся консультируются с учителем о ходе выполнения задания и отчитываются на уроке, перед классом. Такие ситуации выбора особенно благоприятны для проявления внутренних отношений и мотивов личности.
Круговая диаграмма (рис.1) иллюстрирует распределение системы задач (Приложение 1).
Рис.1. Диаграмма распределения задач по уровням сложности.
Таким образом, нами разработана диагностика оценивания сложности задач по физике для учащихся 7-го класса, которая может быть использована школьными учителями в своей профессиональной деятельности.
Упр № 4.
- Выразите скорости тел: 54 км/ч и 36 км/ч в м/с.
- Поезд идет со скоростью 72 км/ч. Выразите его скорость в м/с.
- Гоночный автомобиль за 10 минут проезжает путь, равный 109,2 км. Определите его среднюю скорость.
- Лучшие конькобежцы дистанцию 1500 м пробегают за 1 мин. 52,5 с. С какой средней скоростью они проходят эту дистанцию?
- Лыжник, спускаясь с горы, проходит 50 м за 5 с. Спустившись с горы и, продолжая двигаться, он до полной остановки проходит еще 30 м за 5 с. Найдите среднюю скорость лыжника за все время движения.
Библиография
- Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е.Бершадский, В.В Гузеев. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2003. – 256 с.
- Балл, Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А.Балл. – М.: Педагогика, 1988. – 98 с.
- Костюк Г.С Избранные психологические труды / Под ред. Прокопиенко Л.Н, АПН СССР. – М.:Педагогика, 1988.— 301, библиогр.: с. 274 — 281.
- Крупич В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе / В.И.Крупич. – М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. – 118 с.: ил.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Нальчик: Эль-фа, 1996. – 95 с.
- Лернер И.Я. Проблемы школьного учебника / Лернер И.Я. – М.: Просвещение, 1974. – 102 с.
- Микк Я.А. Советская педагогика и школа / Микк Я.А.- Тарту: 1981. — 118 с.
- Остер Г.Б.Физика. Задачник / Остер Г.Б. – М.: Росмэн, 1998. – 121 с.
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 192.:ил.
- Тулькибаева Н.Н Методика обучения учащихся умению решать задачи / Тулькибаева Н.Н. Усова А.А. – Челябинск: ЧПИ, 1981. – 87 с: ил.
- Усова А.В Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики / Усова А.В., Бобров А.А. – М.: Просвещение, 1988 – 112 с. Библиогр.: с.111
СКОРОСТЬ. ЕДИНИЦЫ СКОРОСТИ. СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ.
- Что имеет большую скорость: самолет ТУ-154, пролетевший за час 900 км или пуля винтовки, вылетевшей со скоростью 760 м/с?
- Какая скорость больше: 90 км/ч или 22,5 м/с?
- 25 м/с выразите в м/мин и км/ч.
- Что больше: скорость движения Земли вокруг Солнца (30 км/с) или скорость движения Луны вокруг Земли (60 000 м/мин)?
- Ученик шел по кабинету 6 с. Какова скорость его движения, если длина одного шага 50 см, а он сделал 10 шагов?
- Какое из двух тел движется с меньшей скоростью: проходящее 30 м за 10 с или 12 м за 3 с?
- Первая советская дрейфующая станция существовала 274 суток и прошла за это время по Северному Ледовитому океану примерно 2500 км. Какова была скорость ее дрейфа? Ответ записать в км/ч, м/с.
- Искусственный спутник Земли с момента выхода на орбиту имеет скорость 8 км/с. Какой путь он пролетает за 1 минуту?
- Муха летит со скоростью 18 км/ч. Выразите эту скорость в м/с, м/мин, см/с.
- Шарик тонет в воде. Каждую секунду он проходит путь, равный 10 см. Найдите скорость шарика, выраженную в км/ч, м/мин, м/с.
- Вычислите скорость движения пешехода, танка Т-34 и пассажирского самолета ИЛ-62, если путь в 20 км они соответственно проходят за 5 ч; 22 мин; 1,4 мин. Переведите в км/ч, м/с, м/мин.
- Трактор за первые 5 минут проехал 600 м. Какой путь он проходит за 0,5 ч, двигаясь с той же скоростью? Ответ записать в метрах.
- В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
- Длина пути от Диминого дома до школы 1500 м. До начала занятий осталось 20 минут. С какой скоростью должен равномерно двигаться в школу Дима, чтобы наверняка не попасть на первый сорокаминутный урок?
- Семиклассник Коля разозлил двух восьмиклассниц, которые погнались за ним вдоль школьного коридора, заканчивающего тупиком. Длина коридора 60 м. Коля бежит со скоростью 21,6 км/ч, а восьмиклассницы – со скоростью 18 км/ч. Сколько времени Коля будет прижиматься к стене в конце коридора и ждать возмездия?
- Невоспитанный ученик упал с лестницы, находясь на третьем этаже. Первый пролет лестницы он пролетел за 4 с, второй – за 2,5 с, третий – 2 с. Внизу его остановили дежурные и, сказав, что он превысил среднюю допустимую скорость передвижения по лестнице (5 м/с), повели к директору. Ученик подсчитал свою среднюю скорость. Какое чувство он испытал, когда получил ответ, если длина одного пролета равна 10 м?
- Скорость течения реки равна 0,5 м/с. За какое время плывущий по течению плот пройдет путь 250 м?
- Определите среднюю скорость автобуса на всем пути, если первые 6 км пути он проехал за 12 минут, а следующие 10 км пути – за 18 минут.
- Мотоциклист за время, равное 2 ч, проехал путь 900 км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути движения, если следующие 3 ч он двигался со скоростью 50 км/ч?
- Поезд движется со скоростью 20 м/с. Какое расстояние он пройдет за 30 с?
- Трактор проехал путь 600 м за 5 минут, а за следующие 30 минут он проехал еще 3,6 км. Какова средняя скорость трактора за все время движения?
- Некоторый участок пути один велосипедист проехал за 10 с, двигаясь со скоростью 4 м/с, а другой велосипедист этот же участок пути проехал за 8 с. Какова средняя скорость второго велосипедиста на данном участке пути?
- Летчик на реактивном самолете пролетел путь, равный 45 км в течение 2,5 минут. Определите скорость самолета.
- Чтобы водолаз не заболел кессонной болезнью, он должен с больших глубин подниматься медленно. Подъем с глубины 18 м до глубины 6 м он совершает за 4 минуты, а с глубины 6 м до поверхности водоема – за 18 минут. Определите среднюю скорость водолаза на всем пути подъема.
- Теплоход по течению двигался со скоростью 15 км/ч, а против течения – со скоростью 10 км/ч. С какой средней скоростью теплоход прошел весь путь туда и обратно, если расстояние между двумя пристанями равно 8 км.
- Автомобиль движется со скоростью 40 м/с в течение 30 с. Какой путь он прошел за это время?
- Какова средняя скорость автомобиля, если за первые 2 ч он проехал путь 60 км, а следующие 2 ч двигался со скоростью 40 км/ч?
- До автобуса – 50 м и он будет стоять на остановке 20 с. Успеете ли вы на автобус, если будете двигаться со средней скоростью 1,3 м/с?
- Бабочка "бражник" пролетает 150 м за 10 с. Определите среднюю скорость бабочки.
- Кит-полосатик развивает скорость 40 км/ч. Какое расстояние он проплывет за 5 с?
- Дельфин "афалина" развивает скорость 54 км/ч. За какое время он проплывет 50 м, двигаясь с максимальной скоростью?
- Африканский страус имеет максимальную скорость 80 км/ч, скаковая лошадь – 12 м/с, джейран – 95 000 м/ч. Определите, какое животное развивает наибольшую скорость?
- Гепард, мчащийся со скоростью 112 км/ч, догоняет антилопу-гну, которая находится в 100 м от него и убегает со скоростью 20 м/с. Через какое время произойдет их встреча?
- Антилопа сайгак, которая обитает в Казахстане и в степях Нижней Волги, пробегает за час 70 км. Определите скорость антилопы в м/с.
- Кальмары могут выскакивать из воды. Так, молодой кальмар способен запрыгнуть на борт судна высотой 5 м за 0,5 с. Какой скоростью обладает кальмар при выходе из воды?
- За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения реки 0,5 м/с.
- В подрывной технике употребляют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбежать на расстояние 300 м, после того, как его зажгут? Скорость бега 5 м/с, а пламя по шнуру распространяется со скоростью 0,8 см/с.
- Ослик Иа-Иа отправился навестить Кролика. Две трети времени он шел со скоростью 40 см/с и устал. Оставшуюся треть времени он брел со скоростью 20 см/с. С какой средней скоростью шел Иа-Иа?