Театрализованный урок по физике в 10-м классе по теме: "Законы Ньютона". Обобщающий урок

Разделы: Физика


Цели:

  1. В интересной форме познакомить учащихся с биографией Исаака Ньютона.
  2. Повторить основные законы движения, сформулированные Ньютоном.
  3. Проверить качество изученных законов при составлении задач.
  4. Воспитывать у учащихся потребности в саморазвитии, самосовершенствовании.
  5. Развивать у учащихся интерес к предмету (физике) на примере биографических данных видных ученых. (Приложение 1).

Учащиеся должны знать основные законы динамики.

Учащиеся должны уметь применять знание законов динамики при решении задач.

Предварительная подготовка

За две-три недели перед театрализованным уроком группе учащихся (пять-шесть человек, по желанию) предлагается подробно ознакомиться с биографией Ньютона и приготовить небольшие сценки, отражающие открытие основных законов динамики; придумать реквизит и костюмы для спектакля. Учитель помогает и корректирует текстовое изложение материала.

План урока

  1. Мини-спектакль (10-15 мин.)
  2. Выполнение творческого задания (25-30 мин.)
  3. Подведение итогов (2-3 мин)
  4. Домашнее задание (1-2 мин)

Ход урока

1. Выходит ведущий.

Ведущий:

- Он родился вьюжной зимой 1643 года, после Рождества, когда метель особенно тоскливо выла в высоких каминных трубах Вулсторна.

Сценка 1. /Кэтрин - служанка//Джейн - служанка Ньютонов/

Кэтрин: Хэлло, Джейн! В такую погоду даже хорошие слуги плохих господ сидят дома.

Джейн: О, Кэтрин, как я с тобой согласна. В такую метель я бы тоже с удовольствием посидела на кухне, но моя хозяйка Анна Ньютон...

Кэтрин: Да, да! Я хорошо знаю твою хозяйку и поэтому хочу тебя спросить... Она скоро должна родить?

Джейн: Господи да ведь ты ничегошеньки не знаешь. Сегодня, в обед, у нее начались схватки, а четверть часа назад она родила сына.

Кэтрин: Так почему ты на улице? Куда ты направляешься?

Джейн: Меня послали сбегать в соседнюю деревню..,

Кэтрин: Что-то с матерью?

Джейн: Нет! С ее новорожденным сыном...

Кэтрин: Что такое?

Джейн: Понимаешь, он родился преждевременно и очень слабый. Когда я побежала, он едва дышал, и головка его безжизненно свисала на жаркую цыплячью грудку - тоненькая шейка не выдерживает тяжести...

Кэтрин: Господи! У этого Ньютона потомство такое слабое!

Джейн: Но это еще не все. Он родился такой маленький, что его можно искупать в пивной кружке...

Кэтрин: Бедная Анна! Ну, беги.

Джейн: Да, по-моему, можно не торопиться.... Я уверена, что его душа вознеслась на небеса

/Расходятся в разные стороны/.

Ведущий:

Но он как-то выжил и странно, за всю свою долгую жизнь почти никогда не болел, к 84 годам потерял лишь один зуб.

Он не знал своего отца, который умер до его рождения. Когда ему было 3 года, отчим с матерью уехали, а мальчик остался с бабушкой. Так они и жили - в мальком сельском домике из серого камня, окруженном редким плетнем.

Он окончил сельскую школу и мог удовлетвориться этим, но, к счастью, родные послали его в Королевскую школу в Грзнтзм - маленький городок в десяти милях от родной деревушки. Поселился Исаак у дальнего родственника - аптекаря Кларка.

Сценка 2. /В доме аптекаря Кларка/

/Аптекарь Кларк/ /Жена аптекаря Луиза/

Кларк: Луиза! Вчера мой племянник Исаак опять обыграл меня в
шашки...

Луиза: Не только тебя, но и наших сыновей, и меня, и всех в школе: и
учеников и учителей!

Кларк: И никому не проиграл?

Луиза: Никому...

Кларк: Странно... Никогда не думал, что из него выйдет толк. Ты вспомни.Ведь в начале он был в школе на предпоследнем месте по успеваемости,

Луиза: Зато спокойный, не как наши шалопаи: на улице не бегал, не дрался, по крышам не лазил, не хулиганил. Сидит, мастерит всякие игрушки-безделушки.

Кларк: Вот за это наши сыновья его и невзлюбили. А когда он перед
школой спрятал их бутерброды, даже поколотили.

Луиза: Но и он не сдался; назло им стал лучшим учеником в классе. Видн,
Богом заложено...

Кларк: Что заложено, сомневаться не приходится. Ты помнишь его
коляску?

Луиза: Конечно. У нее было 4 колеса, и он, сидя в ней, ездил вокруг дома, нажимая на рычаги. Я чуть не умерла со страху, когда увидела первый раз.

Кларк: Надо посоветовать Анне, чтобы отдала его учиться дальше.
Может, из него выйдет какой-нибудь механик...

Луиза: Уж аптекаря из него точно не получится...

Кларк: Я его к аптеке и на милю не подпущу...

Луиза: Недавно я с Анной говорила об этом... Что с ним делать, она не
знает... Понимаешь, дела в имении его не интересуют, домой его не тянет.
Единственное, чем он любит заниматься - это читать, читать, читать...

Кларк: Скорей бы он уехал от нас, а то одних свечей сжигает на 2 фунта в
неделю...

Ведущий:

В Тринпи - колледже, в Кембридже, он живет как-то незаметно, сторонится веселых студенческих компаний, избегает вечеринок. Из-за отсутствия денег на учебу становится сайзером (сайзеры - бедные студенты, обучаемые бесплатно, прислуживающие мастеру колледжа или старшим членам учебного совета).

Учился он как-то тоже незаметно, средне, и невозможно проследить, как буквально за несколько лет происходит это сказочное превращение вчерашнего провинциального школьника в самостоятельного и оригинального исследователя.

Потом, спасаясь от ужасов чумы (в одном только Лондоне сожгли 31 тысячу трудов), он уезжает на два года в родную деревушку.

Сценка 3. /Большая чума/

/Кэтрин/ /Джейн//Сэм - слуга/

Кэтрин: Хэлло! Джейн! Хэлло, Сэм! Давненько Вас не видела. Что новенького у Вас в имении?

Сэм: Кэтрин. Я тебя полгода не видел!...

Джейн: Новостей хоть отбавляй! Но главная та, что наш молодой хозяин вернулся и живет сейчас дома.

Сэм: Сто лет бы его не видеть.

Кэтрин: В чем дело? Он что зануда или любит поучитъ вас розгами?

Джейн: Да ты что... Он никого пальцем не тронул, но из него такой же хозяин, как из меня царица Эфиопии.

Сэм: Мать поручила ему управлять делами в имении, ведь он старший в семье.

Джейн: Но только с его управлением мы скоро начнем с голода пухнуть.

Кэтрин: Как так? Ваше поместье дает хороший доход...

Сэм: Да ты погоди… Вместо того, чтобы заниматься хозяйством, он переложил все на слуг. Все свободное время он мастерит какие-то игрушки, читает и разговаривает сам с собой.

Джейн: Посланный смотреть за овцами - читал. Пришлось ему заплатить штраф - 4 пенса - за то, что овцы зашли в чужой ячмень...

Сэм: 6 пенсов - за сваленный свиньями забор.

Джейн: А вчера дал конюху Теду 10 пенсов за то, чтобы он вместо него сходил на базар продать товар...

Сэм: В прошлый базарный день пришел с уздечкой в руке, вместо купленной лошади....

/Вбегает Тед/

Тед: Боже мой, боже мой! Джейн! Сэм! Надо срочно бежать за доктором,
пока не случилось чего-нибудь ужасного!

Сэм: Что случилось?

Джейн: Кто умирает?

Кэтрин: С кем беда?

Тед: Наш хозяин... Он... сошел с ума.

Кэтрин: Да говори ты толком, что случилось?

Тед: Он сидел под яблоней И вдруг ему на голову падает яблоко. Другой бы его просто съел... А он!

Сэм, Кэтрин, Джейн: Что он?

Тед: Он стал его гладить и разговаривать с ним. Сейчас он ходит с яблоком и что-то бормочет.

Кэтрин: Вот он...

/Входит Ньютон/

Ньютон: Почему ты, милое яблочко, упало именно в тот момент, когда моя голова оказалась под тобой? Разве моя голова притянула тебя, как магнит притягивает гвоздь. А может это не только моя голова притянула тебя, а что-нибудь еще, например, наша Земля? Или все тела окружающие нас, притягиваются друг к другу? Хорошая идея.... Надо подумать о взаимном притяжении всех тел в природе.... Только бы никто не помешал....

/Уходит./

Сэм: Тед!

Тед: /Вздрагивает/. Ты меня напугал, ведь я думал, что это хозяин меня зовет.

Кэтрин: А ты что, боишься хозяина?

Тед: Не то чтобы боюсь, но на глаза ему попадаться нет охоты.,..

Джейн: Почему?

Тед: Уж больно нелепые вопросы он задает, а уж если он начинает мне
что-нибудь объяснять, то мне кажется, что я стою одной ногой в сумасшедшем доме...

Сэм, Кэтрин, Джейн: ....?

Тед: Вчера днем он пришел ко мне в конюшню, посмотрел, как я запрягаю лошадь, походил, подумал и спрашивает: “Будет ли двигаться телега, если в нее запрячь двух лошадей, и если эти лошади будут тянуть в разные стороны?” Господи!.. Это каждый мальчишка знает..., что нет!

И вот, после этого, он мне 3 часа объяснял, что если на тело не действуют никакие силы или действие сил компенсируется, то тело находится в покое или движется равномерно и прямолинейно.

Сэм: Бедняга Тед!

Кэтрин: Это еще что! Недавно ваш хозяин с моим хозяином, сэром Патриком, начал играть в гольф. Но вместо того, чтобы стараться загнать шар в лунку он, стоя на одном месте, колотил клюшкой по шарам, то сильно, то слабо, он ни разу не стукнул в сторону лунки. Сэр Патрик обиделся и ушел, а сэр Исаак Ньютон ходил по полю до вечера и сочинял закон: “Сила, действующая на тело равна произведению массы тела на ускорение, вызванное этой силой”. Смехота!...

Джейн: Значит, и вы тоже....

Сэм, Кэтрин, Тед: Что тоже?

Джейн: Замечали за ним странности....

Сэм, Кэтрин: А ты что заметила?

Джейн: На той неделе я стирала белье на берегу реки и два часа наблюдала, как наш хозяин прыгал из лодки на берег. Он старался прыгнуть так, чтобы лодка стояла на воде на одном месте после его прыжка. Ну и злился же он. Потом со злости пнул лодку, и она отплыла от берега. Другой схватился бы за ушибленную ногу, а этот умник за перо и бумагу. А с каким самодовольным видом он произнес: “Тела действуют друг на друга с силами, равными по величине, но противоположными по направлению”.

Кэтрин: Хорошо, что я у вас не живу! Пойду к себе.

Тед: Ну, я побежал на конюшню,

Джейн: Я на кухню

Сэм: А я в поле,..

Ведущий:

В апреле 1695 года, когда Ньютон был смотрителем лондонского монетного двора, необыкновенный гость из Росси трижды приезжал туда, чтобы познакомиться с техникой чеканки монет (пресс для чеканки монет был изготовлен Ньютоном). Окружающие называли его “десятником”, но относились с большим уважением. И, наверное, они встретились там, в деревне Тауэре - царь Петр и Исаак Ньютон,

Ньютон умер 31 марта 1727 года в Кенсингтоне, под Лондоном. Каменная болезнь почек жестоко мучила его, но здесь как будто утихла, он смеялся, беседовал с врачом, читал газеты. А ночью тихо умер. Угас.

2. Учащимся предлагается составить и записать условие задачи на один из законов Ньютона с последующим ее решением. Сдать работы. Оценивается правильность решения, уровень сложности, а также оригинальность текста задачи. (Приложение 2.)

3. Подведение итогов урока. Учащиеся называют законы Ньютона, поясняют, в каких ситуациях они проявляются.

4. Домашнее задание: записи в тетради.

Литература:

  1. Я. Голованов. Этюды об ученых. 2-е изд., доп. - М., Мол. гвардия, 1976
  2. С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика. 7, 8, 9 класс. - М., Просвещение, 2001
  3. В.А.Касьянов. Физика 10,11 класс. - М., Дрофа, 2001