Цель урока: Повторить все формулы, графики, законы по теме “Силы в природе”.
Предварительная работа:
- Разделить класс на две команды, приблизительно одинаковой силы.
- Выбрать капитанов и дать и домашнее задание, которое они сами распределяют между участниками команды.
Общее задание: приготовить название команды, общую эмблему в виде плаката, содержание которого отвечает названию команды, приветствие команд. Приготовить по три вопроса соперникам. Плакатики (формат — альбомный лист).
I команде:
1. Формулы:
2. Графики:
>
II команде:
1. Формулы:
Проведение урока:2. Графики:
Оформление: портреты И. Ньютона, Г. Галилея.
На доске написать: “Сила — мера взаимодействия”.
Учитель. Обзорно повторяем все о силе, готовимся к зачету “Силы в природе, законы Ньютона, движение тел под действием сил.
1 этап. Приветствие команд.
I команда:
Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
Наша дружба крепнет с ней.
II команда:
Мы веселая команда,
Физиками нас зовут.
Нашу силу не измерить,
Вот поэтому мы тут.
2 этап. Разминка.
Учащиеся задают другой команде по 3 вопроса поочередно, за каждый правильный ответ — 1 балл.
Вопросы I команды:
- Что такое сила, какая это величина, основная единица силы и как она расписывается через основные единицы СИ?
- Какие виды сил вам известны?
- Что такое вес тела?
Вопросы II команды:
- Что такое невесомость, когда она проявляется?
- Сформулируйте все три закона Ньютона.
- Каково движение тела, если на него действует сила?
3 этап. Работа с формулами (поочередно):
Учащиеся показывают свою формулу соперникам, те должны проговорить ее словами, буквами и ответить, что она обозначает.
4 этап. Работа с графиками.
Учитель задает вопрос:
- На рисунке представлен график зависимости модуля силы трения от модуля нормального давления. Определите по графику коэффициент трения.
- На рисунке представлен график зависимости модуля силы упругости от величины деформации для трех пружин. Жесткость какой пружины больше и почему?
- На рисунке представлен график зависимости от модуля силы, действующий на тело, движущееся прямолинейно от времени. В каком интервале времени скорость тела убывает?
- На рисунке представлен график зависимости модуля силы, действующей на тело, от времени. Чему равно изменение скорости тела массой 2 кг. через 3 сек?
- На рисунке представлен график зависимости модуля силы упругости от ее деформации. Чему равна жесткость пружины?
- На рисунке представлен график зависимости модуля силы трения от модуля силы нормального давления. В каком случае коэффициент трения больше и во сколько раз?
Если класс сильный по знаниям, можно предложить самим учащимся сформулировать задачи по графикам (предварительно проверить правильность их составления).
Для контроля ответов можно заготовить бланки для каждой команды:
Фамилия И. |
Разминка |
Работа с формулами |
Работа с графиками |
Домашняя работа |
Итоги в баллах |
Оценка в журнал |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 |
Набравшие 4 балла – в журнал “5”
3 балла – в журнал “4”
2 балла – в журнал “3”
Составить блок-схему – итог урока:
Приложение: Задания внеклассного мероприятия по физике "Конкурс юных лаборантов".