Законы геометрической оптики и принцип Ферма.
Урок объяснения нового материала
Действия учителя |
Действия учащихся |
||
1 |
2 |
||
Актуализация знаний и умений с элементами получения новых знаний |
|||
Говорит: “Мы начинаем раздел изучения оптических явлений. Оптические явления мы с вами уже изучали в 8-м классе на эмпирическом уровне познания, т.е., основываясь на экспериментах. В последние два года на уроках физики мы изучаем теории: МКТ, электродинамику, насколько нам позволяют наши математические возможности. С чего начинается создание любой теории?” |
Вспоминают, формулируют, отвечают: “С эмпирического базиса теории”. |
||
Спрашивает: “Что является, по-вашему, эмпирическим базисом теории оптических явлений?” |
Отвечают: законы, открытые экспериментально. | ||
Спрашивает: “Какие законы мы открывали экспериментально в 8 классе и каким образом?” | Отвечают: “Законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света”. | ||
Говорит: “Давайте сначала договоримся о терминах. Какой объект мы будем называть лучом?” | Отвечают: “Пучок, имеющий бесконечно малую толщину”. | ||
Говорит: “Скоро мы с вами узнаем, что пучок света не может быть как угодно малым. Луч света - это идеализированный объект нашей будущей теории.” | |||
Спрашивает: “Как формулируется закон прямолинейного света?” | Отвечают, обсуждают формулировку, дополняют. | ||
Уточняет, показывает необходимость присутствия в формулировке слов “в однородной среде”. Спрашивает, из каких опытных фактов следует закон. Демонстрирует образование тени и луч лазера. Просит записать формулировку самостоятельно. | Приводят экспериментальные факты: образование тени, луч света в рассеивающей среде. Наблюдают эксперимент. Самостоятельно формулируют закон письменно в тетрадях. | ||
Добавляет: “Этот закон был известен еще до Эвклида (ІІІ в. до н.э.), который его впервые описал”. | |||
Спрашивает: “Как получить
экспериментально закон отражения света, и как
его сформулировать?” Проводит эксперимент с помощью лазерной указки и прибора по геометрической оптике после обсуждения с учениками его идеи. Отмечает важность первой части в формулировке закона (факт пролегания лучей в одной плоскости с перпендикуляром). |
Предлагают идею эксперимента (задаем угол падения луча лазера на зеркало, измеряем угол отражения), констатируют результаты, формулируют закон, слушают и обсуждают дополнения учителя, самостоятельно записывают формулировку. | ||
Добавляет: “Этот закон был известен Эвклиду и Архимеду (ІІІ в. до н.э.), и был экспериментально тщательно проверен Клавдием Птолемеем во втором веке нашей эры”. | |||
Мотивационный этап для открытия закона преломления |
|||
Спрашивает: “Что мы знаем о преломлении
света?” Демонстрирует преломление света с помощью лазерной указки и прибора по геометрической оптике. |
Вспоминают, отвечают: “При переходе из менее плотной в более плотную среду угол между лучом и перпендикуляром к границе уменьшается, при переходе в менее плотную среду - увеличивается”. | ||
Учитель говорит: “Ваши
недостаточные знания по математике в 8 классе не
позволили нам открыть закон преломления в
количественном виде. Мы открыли с вами только
научный факт о том, что при переходе в более
плотную среду угол между перпендикуляром к
границе раздела сред и лучом света уменьшается, а
при переходе в менее плотную среду -
увеличивается. Такая же ситуация с этим законом царила и в науке на протяжении многих веков. Этот закон “пытались” открыть и греки, и арабы. Открыто же соотношение между углом падения и углом преломления было только в XVII веке голландцем Снеллиусом. Произошло это в 1621 г. А в 1630 году закон открыл независимо Декарт. Почему же первые два закона были открыты еще греками, а третий - уже в эпоху Возрождения? Необходим был экспериментальный метод, точное измерение углов (транспортир здесь не очень надежен - большая погрешность), чистые прозрачные материалы и т.д.” |
|||
Организация деятельности учащихся по созданию новых понятий |
|||
Говорит: “Я предлагаю вам сегодня “открыть” закон Снеллиуса самостоятельно. Давайте приготовим для этого чертеж в тетради”. Объясняет чертеж на доске. |
Обводят в тетради контуры плоско-параллельной пластинки, проводят луч, изображающий падающий луч света. | ||
Говорит: “Итак, у нас с вами 25 экспериментальных установок. Поэтому мы проведем серию из 25 опытов. У вас на чертежах есть изображение падающего луча. Как получить преломленный на верхней плоскости луч?” |
Предлагают вариант с источником света. | ||
Говорит: “У нас нет достаточного количества лазерных указок. Но любой объект отражает лучи света, которые при попадании в наш глаз дают нам возможность видеть этот предмет. Давайте положим на изображение падающего луча гвоздик. Как нам увидеть мнимое изображение этого гвоздика после преломления лучей, идущих от него?” |
Отвечают: “Посмотреть с противоположной стороны плоско-параллельной пластинки”. | ||
Спрашивает: “А как убедиться, что наш глаз находится при этом на продолжении луча, вышедшего из пластинки?” |
Отвечают: “Держать глаз так, чтобы изображения начала и конца гвоздика совпадали”. | ||
Говорит: “Отметьте при таком положении глаза место выхода луча из пластинки и начертите ход луча внутри пластинки через точку падения и точку выхода из пластинки”. |
Выполняют действия. | ||
Спрашивает: “Как установить соотношение между углами падения и преломления?” |
Отвечают: “Например, найти их отношение”, “Найти отношение синусов” и т.д. | ||
Говорит: “Если я вам сейчас не подскажу, какую функцию угла выбрать, вы будете искать закон еще 15 веков. Надо найти отношение синусов. Но измерение углов менее - точное измерение, чем измерение длин, да и не у всех есть сейчас транспортиры. Синус - это определенное отношение между сторонами прямоугольного треугольника. Какое?” |
Отвечают. |
Предлагает: “Давайте отложим одинаковые гипотенузы, тогда отношение синусов сведется к отношению длин отрезков а и b”. |
Выполняют. Говорят отношения. |
Как можно оценить погрешность получения этого отношения? |
Отвечают: “Надо найти относительную погрешность каждого измерения и сложить их”. |
Пусть кто-то из тех, кто уже нашел отношение, оценит относительную погрешность результата. Считайте абсолютную погрешность измерения длины равной 1 мм. |
Выполняют. Отвечают: “Относительная погрешность каждого измерения длины - не более 10%, погрешность результата - не более 20%, т.е. примерно 0,3”. |
Сделайте вывод. |
Делают вывод: “В пределах погрешности отношения при различных углах оказалась одинаковой”. |
Рассказывает: “Если бы мы проводили эксперименты с другими средами, мы получили бы другое отношение, но по-прежнему не зависящее от угла падения. Это постоянное для границы сред отношение носит название показателя преломления. Независимость отношения синусов от угла падения и называется законом Снеллиуса или законом преломления света. При его формулировании, как и в законе отражения, надо упомянуть факт пролегания падающего и преломленного лучей в одной плоскости с перпендикуляром к границе раздела сред в точке падения. Сформулируйте закон преломления”. |
Формулируют закон, самостоятельно его записывают. |
Мотивационный этап для создания теоретического базиса (ядра) теории. |
|
Говорит: “Итак, мы с вами сформулировали эмпирический базис нашей теории. Теперь надо приступать к созданию ядра теории, т.е. основных моделей, принципов, положений теории. В чем состоит цель любой теории?” | Отвечают: “Объяснить известные экспериментальные факты и предсказать новые явления”. |
Организация деятельности учащихся по созданию новых понятий |
|
Говорит: “Какую модель можно было бы предложить для объяснения прямолинейного распространения света и закона отражения?” | Отвечают: “Волн, частиц, …” |
Предлагает: “Давайте начнем с простейшей. Как объяснить известные факты с помощью модели частиц света?” | Отвечают: “Прямолинейное движение по инерции, отражение при упругом ударе о границу …” |
Просит объяснить закон преломления. | Не могут. |
Рассказывает: “Возможно, вам поможет мой рассказ. Герон Александрийский, живший около I века нашей эры заметил любопытное свойство света: его луч отражается от зеркала таким образом, что путь от источника до наблюдателя окажется минимальным. Попробуйте объяснить прямолинейность распространения света с помощью принципа Герона”. | Объясняют, что кратчайшее расстояние между двумя точками - отрезок прямой. |
Просит: “Продемонстрируйте принцип Герона для отражения”. Помогает. | Демонстрируют с помощью учителя. |
Спрашивает: “Как теперь объяснить закон преломления?” Делает чертеж. | Не могут. |
Говорит: “Есть аналогичная задача в механике. Представьте себе, что вам надо попасть из точки А в точку В. Но на вашем пути твердая почва и песок. Скорость вашего движения в этих областях различна. Сформулируйте вопрос, аналогичный принципу Герона”. | Формулируют: “Как пройти, чтобы расстояние, нет, время было наименьшим?” |
В 1660 году Ферма попытался применить принцип Герона для объяснения преломления. Но предположил, что минимальным должно быть время. Давайте выразим время движения как функцию координаты точки пересечения границы х”. | Диктуют выражение. |
Спрашивает: “Как в математике находят минимум функции?” | Отвечают: “В точке минимума производная функции равна нулю”. |
Предлагает: “Найдите производную этой функции по х и приравняйте нулю”. Спрашивает: “Какой функции угла можно приравнять данное выражение?” | Дифференцируют. Заменяют выражения на синусы. |
Спрашивает: “Итак, объяснили ли мы закон преломления?” | Отвечают: “Да”. |
Говорит: “Принцип кратчайшего времени носит название принципа Ферма и в однородной среде совпадает с принципом Герона. Как видите, у нас отпала необходимость использовать какую-либо модель для света. Понятие луча света и принцип Ферма составляют теоретический базис или ядро нашей теории”. Спрашивает: “Что еще, кроме объяснения известных фактов, является критерием истинности теории?” | Отвечают: “Предсказание новых явлений и законов и подтверждение их в эксперименте”. |
Говорит: “А здесь, как довольно часто бывает, вам придется поверить мне на слово. С помощью принципа Ферма можно получить закон для линзы. Правда, я не буду выводить вам эту формулу из принципа Ферма, этот вывод слишком сложен. Но, пользуясь формулой линзы, мы с вами будем решать задачи и сможем проверить результаты на опыте. Мы увидим, что наша теория действительно истинна. Остается вопрос о том, насколько всеобъемлюща теория, основанная на принципе Ферма. Оказывается, есть оптические явления, которые невозможно объяснить в рамках данной теории. Некоторые из них я вам продемонстрирую”. Демонстрирует интерференцию света на двух щелях, дифракцию на тонкой проволоке и дифракционной решетке. | Обсуждают увиденное, приходят к выводу, что данные явления противоречат закону прямолинейного распространения света. |
Завершающий этап |
|
Говорит: “После того, как мы освоим весь арсенал законов, изученных сегодня, решая задачи, мы вернемся к вопросу о создании теории, объясняющей все оптические явления. А сейчас прошу обобщить результаты сегодняшнего урока”. | Кратко обобщают материал урока. |
Задает домашнее задание: “Выучить по тетради формулировки законов и повторить вывод этих законов из принципа Ферма”. |