Цель: повторение и обобщение знаний по разделу “Электрическое поле” в игровой форме.
Задачи:
образовательные: повторить, обобщить знания по изученному материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений;
развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике.
воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно.
Оборудование: 2 электрометра, 2 султана, кондуктор конусообразный, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, стержень на изолированной ручке, пробный шарик, рычажные весы, карточки с фамилиями учёных, кроссвордами, конверты с буквами (по два комплекта), монеты, задания и номера для лотереи.
План мероприятия.
I. Организационная часть: разделение учащихся класса на две группы; объяснение хода соревнования и учёта правильных ответов.
II. Конкурсы:
- конкурс учёных;
- “объясни опыт”;
- “найди ошибку” (домашнее задание);
- пантомима;
- конкурс кроссвордов;
- музейная задача;
- лотерея.
III. Подведение итогов соревнования.
Ход соревнования.
I. Организационный момент.
Приветствие, объявление плана работы.
Вы изучили раздел “Электрическое поле”, сейчас в ходе соревнования ещё раз повторим всё, что вы знаете по материалу этой темы. В конце игры каждый, кто хорошо подготовлен, получит приз.
Разделимся на две команды.
II. Проведение соревнования.
Методическое замечание:
Соревнуются две команды, они размещаются за отдельными “круглыми” столами. Учёт очков ведёт жюри или учитель с помощью рычажных весов: каждая чашка весов соответствует определённой команде. За полученное очко на чашку весов кладётся копейка. К концу игры перевешивает чашка весов выигравшей команды.
Конкурсы.
1. Конкурс учёных.
Методическое замечание:
Каждая команда получает набор карточек, на которых крупными буквами написаны фамилии учёных. Учитель зачитывает несколько слов об учёном, его деятельности, вкладе в науку, а вы поднимаете карточку с его фамилией.Та команда, которая быстрее поднимет карточку с правильным ответом, получит очко.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как появляются открытия, которые преображают мир. Учёный ответил:
- Очень просто. Все знают, что сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.
Задания:
- Французский физик, впервые установивший существование электрических зарядов двух родов. (Ш. Дюфе)
- Профессор Петербургского университета, впервые построивший электрометр, который обнаруживал даже атмосферное электричество. (Г. Рихман)
- Французский учёный, в 1785 году установивший закон взаимодействия точечных зарядов опытным путём. (Ш. Кулон)
- Учёный, впервые предположивший существование электрического поля вокруг заряженных тел. Он же предложил изображать его в виде силовых линий. (М. Фарадей)
- В его честь названа единица электрического напряжения. (А. Вольта)
- Русский учёный, изобретатель радио. (А. Попов)
- Русский учёный, опытным путём открывший существование электрона и измеривший его заряд. (А. Иоффе)
2. Конкурс “Объясни опыт”.
Учитель без комментариев демонстрирует опыт. Учащиеся должны как можно более полно объяснить наблюдаемое явление и записать всё, что считают нужным. Результаты команды сдают жюри. В это время учитель комментирует ход опыта и объясняет наблюдаемое явление.
Опыт
Исследование потенциала заряженного
проводника
Рисунок 1.
Пробный шарик с длинным проводником соединён со стержнем электроскопа, корпус заземлён. Заряжаем кондуктор и шарик перемещаем по всей поверхности (наружной и внутренней) кондуктора. Показания электрометра не меняются, т. е. Поверхность заряженного проводника всюду имеет одинаковый потенциал, является эквипотенциальной поверхностью.
3. Конкурс “Найди ошибку” (домашнее задание).
Каждая команда зачитывает несколько фраз (подготовленных заранее), в которых имеются физические ошибки. Противоположная команда должна найти все ошибки. (Например:
- электрический заряд можно делить бесконечно;
- протон – это частица, не имеющая заряда;
- атом в целом имеет положительный заряд;
- вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается и др.)
4. Пантомима.
Один участник команды выходит в лаборантскую. В это время учитель демонстрирует опыт. Потом игрок входит в класс, а его команда (без слов) жестами, мимикой изображает ход опыта.
Выигрывает команда, чей отсутствующий быстро и точно опишет проведённый опыт.
Опыты.
1). Два султана заряжают одноимённо.
Рисунок 2.
2). Заряжаем один электрометр, затем соединяем его проводником на изо-лирующей ручке с другим незаряженным электроскопом. Заряд поровну разделился между ними.
Рисунок 3.
5. Конкурс кроссвордов.
Вызывается по одному представителю от каждой команды, им вручается по конверту с набором букв. Из этих букв необходимо составить слово, использовав все буквы (слово одно – например, “Электростатика”). Очко получает та команда, чей участник быстрее составит слово. В это время каждая команда получает одинаковые кроссворды. Очко присуждается той команде, которая правильно и быстрее другой команды отгадывает ребусы (отдельно) и кроссворд.
Кроссворд.
- Элементарная частица, имеющая самый маленький заряд (отрицательный).
- Прибор для обнаружения электрического заряда на теле.
- Принцип, которому подчиняется электрическое поле, созданное полями нескольких заряженных частиц с разными напряжённостями электрич. полей.
- Поле, окружающее заряженное тело.
- Знак заряда протона.
- Заряд тела, которое нужно приблизить к отрицательно заряженному телу, чтобы
- между ними возникла сила отталкивания.
- Единица измерения электрического напряжения.
- Поляризованный диэлектрик.
- Тело, вещество, проводящее электрический ток.
- Единица измерения силы кулоновского взаимодействия.
- Пространственное разделение разноимённых зарядов в молекуле.
- Одна из характеристик конденсатора, способность тела держать на себе заряд.
- Вещество, не проводящее электрический ток.
- Единица электрического заряда.
- Прибор для накопления электрического заряда.
6. “Музейная задача”. /Я.И.Перельман, Занимательная физика, часть2,1994/
В практике музейного дела нередко возникает надобность читать древние свитки, настолько ветхие, что они ломаются и рвутся при самой осторожной попытке отделить один слой рукописи от соседнего. При Российской Акадамии наук имеется лаборатория реставрации документов, которой и приходится разрешать подобные задачи.
Вопрос командам: как разъединять такие листы?(Выслушиваются мнения команд)
Ответ.
В указанном случае лаборатория справляется с задачей, прибегнув к услугам
электричества: свиток электризуется; соседние его части, получившие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга – и аккуратно, без повреждения разделяются. Такой отделённый свиток уже сравнительно нетрудно умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.
7. “Лотерея”.
Каждый учащийся берёт наугад бумажку с номером приза и вопросом, при правильном ответе на который, получает по номеру приз (или балл команде)
Задания:
Вопросы |
Ответы |
1. Единица измерения электрического заряда | Кулон |
2. Единица измерения электрического напряжения | 1 Вольт |
3. Единица измерения электроёмкости | 1 Фарада |
4. Формула закона Кулона | F=k*q1q2 /r 2 |
5. Энергетическая характеристика электрич. поля | Потенциал |
6. Силовая характеристика электрического поля | Напряжённость |
7. Обладает ли ёмкостью незаряженный проводник? | Да |
8. Два вида диэлектриков. | Поляризованные, неполяризованные |
9. Какие элементарные частицы обладают самым маленьким электрическим зарядом? | Электрон и протон |
10. Поле, которое создаёт вокруг себя электрический заряд | Электрическое |
11. Как ведут себя два одноимённо заряженных тела? | Взаимно отталкиваются |
12. Работа по перемещению заряда в электрическом поле не зависит от … | Траектории перемещения |
13. Линии напряжённости начинаются на ….. зарядах, заканчиваются на …..зарядах. | +, - |
14. Электрическое поле можно графически изображать с помощью линий напряжённости и ….. | эквипотенциальных поверхностей |
15. E=… | E=F/q |
16. Поверхности с одинаковыми потенциалами называются … | Эквипотенциальными поверхностями |
17. Формула для расчёта работы по перемещению заряда в электрическом поле. | A=qU=Eqd |
18. E/E0 =? – это… | Диэлектрическая проницаемость |
19. Способность проводника держать на себе заряд - | Электроёмкость |
20. Два вида соединения конденсаторов | Параллельно,последовательно |
21. Два основных понятия электродинамики - | Электрический заряд и электрическое поле. |
22. Электризация тела состоит в потере или приобретении им некоторого количества… | Электронов |
23. Разность потенциалов называется … | Электрическим напряжением |
24. Алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе … | Сохраняется |
25. Внутри замкнутой поверхности электрическое поле … | Отсутствует |
26. Поляризованные диэлектрики называются… | Диполи |
27. В чём главное отличие проводников и диэлектриков? | У проводников есть свободные заряды. |
28. Электроёмкость зависит от … | Геометрических размеров проводника и от среды |
29. Назвать известные вам виды полей | Гравитационное, электромагнитное |
III. Подведение итогов.
Оглашение результатов соревнования. Замечания. Поощрение отдельных игроков и выигравшей команды.