В настоящее время перед большинством активно работающих учителей физики встаёт вопрос решения проблемы личностно-ориентированного образования. Об этом свидетельствуют, в том числе и материалы, присланные на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" в 2003 — 2004 учебном году. В нашей школе уже несколько лет отрабатываются модели личностно-ориентированных уроков. Каждый урок стараемся построить так, чтобы личность ученика была в центре внимания педагога. Задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание ("окультурить"). В этом смысле очень хороши уроки, построенные на инициативе учащихся. Уроки такого типа ориентируют учителей на широкое развитие инициативы, активности и творчества учащихся; кроме того, они реализуют идею ученического самоуправления. Их проводят и тогда, когда рассматривают новый вопрос, и тогда, когда знания закрепляют и на стадии контроля усвоения [1]. Мною накоплен большой опыт проведения таких уроков. Это уроки, посвящённые изучению нового материала, уроки подготовки к контрольной работе, уроки решения задач. Особенно интересно проходят уроки обобщения или повторения пройденного.
Приведу пример урока, который был проведён в десятом классе естественно-математического профиля.
За несколько дней до проведения такого урока в кабинете вывешивается листок заявок, на котором перечислены рекомендуемые темы и фамилии учащихся соответствующего класса. Ученики, ознакомившись с названием тем, оценивают свои возможности, после чего проставляют знак готовности высказаться по интересующей их теме. На этом листе обязательно есть пункт "другое" для того, чтобы не ограничивать инициативу учащегося. За сутки до проведения урока учитель прекращает приём заявок и на основании этого выстраивает урок (см. Приложение 1).
Тема урока: "Новый взгляд" на электрический заряд и связанное с ним электрическое поле.
Эпиграф к уроку: "Человека нельзя научить, развить, воспитать, он может только научиться сам, т. е. научиться, развиться, воспитаться."
(Тема урока и эпиграф записываются на доску).
Цели урока.
- Восстановить, расширить и углубить знания учащихся по теме: "Электрический заряд. Электрическое поле".
- Способствовать развитию инициативы, активности и творчества у учащихся.
Структура и краткое содержание урока.
1. Организационный этап. Постановка цели и мотивации учения.
2. Оперирование ранее полученными знаниями (фронтальная форма учебной работы).
Ход урока.Вступительное слово учителя: Сегодня тему урока я определила так: "Новый взгляд" на электрический заряд и связанное с ним электрическое поле. А вот почему словосочетание "новый взгляд" в кавычках, я попрошу вас ответить в конце нашего занятия. Чтобы успешнее справиться с этим заданием предлагаю лист тетради разделить на две колонки. Справа — по ходу урока постарайтесь зафиксировать те факты и события, о которых вы уже слышали на уроке, либо изучали самостоятельно. А слева – те, о которых сегодня узнаёте впервые. Учитель обращает внимание учеников на доску.
— Как вы думаете, что изображено на этом рисунке?
На доске картина, на которой хаотически расположены электрические заряды, связанные с ними картины электрического поля, электрическая рыба – скат. Учитель выслушивает ответы учеников, после чего сообщает следующее:
— Какие разные мнения! Но правильно сказал тот, кто отметил, что этот рисунок отражает весь набор знаний, которые мы вместе добывали в ходе изучения первого блока материала в разделе "Электростатика". Ребята! Давайте вспомним, какое физическое понятие является фундаментом всего раздела "Электростатика"? (Электрический заряд).
— Что понимают под электрическим зарядом?
Ученики дают развёрнутый ответ.
Электрический заряд — это особое свойство материи, присущее некоторым элементарным частицам — протонам, электронам.
а) Электрические заряды бывают двух видов — положительные и отрицательные.
б) Электрический заряд – это постоянная величина, не зависящая от скорости движения носителя заряда.
в) Заряд любой системы тел (или частиц) равен сумме зарядов тел, входящих в эту систему.
(Q = q1 + q2 + ... + qn).
г) Все электрические заряды кратны элементарному заряду. (q = n · e).
д) Суммарный заряд изолированной системы тел остаётся неизменным.
— Ребята, судя по тем темам, которые вы заявили, у нас есть сообщение об истории понятия электрический заряд. Но прежде договоримся о регламенте (2 – 3 минуты). Говорим чётко, ясно, доступно, называя источник сообщённой вами информации.
Учащиеся слушают сообщения одноклассников, после чего учитель продолжает урок, обращаясь к учащимся с вопросами.
— Что понимают под элементарным зарядом? А знаете ли вы, какой опыт впервые позволил определить величину элементарного заряда?
Слушаем сообщения учеников об опыте Иоффе – Милликена. Затем плавно переводим разговор о том, что сегодня ученые думают по поводу электрического заряда. Один из учеников рассказывает о кварках.
Чтобы урок был более эмоциональным, учитель переводит внимание учащихся на демонстрационный опыт: "Взаимодействие заряженных тел". А затем просит объяснить его. Так как в листе заявок есть ученики, готовые поделиться знаниями о законе Кулона и его авторе, то после объяснения результатов опыта уместно дать им слово.
— Взаимодействие зарядов по закону Кулона является экспериментально установленным фактом. Однако математическое выражение закона не раскрывает физической картины самого процесса взаимодействия. Закон Кулона не позволяет ответить на вопрос, каким путём определяется действие одного тела на другое. На этот вопрос дал объяснение великий английский физик М. Фарадей. О том, какое объяснение дал М. Фарадей, вы знаете, но что предшествовало этому? Давайте послушаем, как развивались первые теории электричества (теория дальнодействия и близкодействия).
После сообщений учащихся о теории дальнодействия и близкодействия, подключаем к беседе тех ребят, которые подготовились по вопросу: "Электрическое поле и современный мир". Ученики делятся своими наработками по темам: "Как относятся к фундаментальным понятиям учёные сегодня, статическое электричество в природе и технике, электромеханическая аналогия".
Следующим этапом урока является разбор задач, подготовленных учащимися.
К таким урокам, как правило, ученики готовятся тщательно и с удовольствием. Большинство из них не просто подбирают задачи по пройденному разделу, но и составляют алгоритм решения этих задач, составляют ситуативные таблицы, готовят карточки-помощи, раздаточный материал для последующего использования своих разработок на уроках и во внеурочное время.
Разбор качественных задач проходит либо в форме вопрос – ответ, либо учащийся, подготовивший задачи, делает краткий обзор, обращая внимание на общие признаки решения подобного вида задач. Ребята готовят рисунки к задачам на плёнке для кодоскопа или на отдельных листах бумаги, что ускоряет процесс их разбора.
Для примера приведу несколько качественных задач, которые подготовил Бабинцев Александр.
- Два маленьких шарика подвешены на тонких изолированных нитях одинаковой длины в одной точке. Что произойдёт, если шарикам в состоянии невесомости сообщить одноимённый заряд?
- Почему птицы слетают с проводов высокого напряжения, когда включают ток?
- Можно ли на концах стеклянной палочки получить одновременно разноимённые заряды?
- Можно ли сообщить заряд металлическому шару, не прикасаясь к нему заряженным телом? Ответ обоснуйте.
- Если сухой незаряженной палочкой из оргстекла провести по металлическому стержню электроскопа, то электроскоп заряжается. Не противоречит ли это закону сохранения заряда? Ответ обоснуйте.
- Как перемещаются свободные электроны в поверхностном слое земли, когда над ним проходит положительно или отрицательно заряженная туча?
- Как действует наэлектризованная эбонитовая палочка на магнитную стрелку?
Большую помощь при отработке навыков решения задач оказывают ситуативные таблицы, составленные самими учащимися. Покажу две ситуативные таблицы, подготовленные к этому уроку Поповой Оксаной. < Рисунок 1> , < Рисунок 2>
К обсуждению количественных задач можно подойти дифференцированно. Для сильных учеников мы проводим физические бои, для слабых ребят – консультации.
3. Подведение итогов. Ребята делятся тем, что "нового" им удалось узнать на уроке. Ответы самые разные, от впервые услышанных фамилий учёных до пересмотра взглядов на подходы к решению задач.
4. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе. (Это задание является условным, так как, именно, этот урок показал, что с контрольной работой дети справятся успешно). И ещё, для самых неугомонных. Почему рыба скат присутствовала у нас на уроке? Кто автор эпиграфа к нашему уроку?
Хочу заметить, что уроки, построенные на инициативе учащихся, стимулируют ребят в работе с дополнительной литературой. Для этого вся научная, учебно-методическая и периодическая литература должна находиться в кабинете физики. Большую помощь учащимся оказывает газета "Физика" (Еженедельная газета издательского дома "Первое сентября"). Читатели этой газеты должны заметить, что ситуативные таблицы, которые понравились детям – это идея автора М.Ф. Лущик. Главное то, что каждый ученик, заинтересовавшийся физикой, имеет возможность почерпнуть именно ту информацию, которая необходима ему. Он её может понять, осмыслить и донести до окружающих либо самостоятельно, либо с помощью педагога-наставника.
Литература.
1. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителя. Составитель Браверман Э.М. Под редакцией Разумовского В. Г. Москва "Просвещение" 1993.