Лабораторные занятия являются одним из важнейших методов обучения физике. Их назначение – формировать умения наблюдать физические явления, собирать установки, как по описанию, так и без описания, рисунку или схеме, выполнять измерения различных физических величин, представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, выявлять эмпирические закономерности, объяснять результаты наблюдений и экспериментов. М. В. Ломоносов отмечал: “Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением” Лабораторные занятия включают в себя формирование мышления школьников. Работая в школе более двадцати лет, я могу сказать, что формирование умений самостоятельно вести наблюдения и ставить опыты протекает очень медленно. Зачастую к моменту окончания средней школы многие учащиеся не могут проделать несложные опыты, выделить характерные черты для эксперимента. Выполняя лабораторные работы по описанию, учащиеся не планируют свою деятельность, не ставят гипотез, отсутствует осмысливание результатов эксперимента, а в итоге затрудняются в формулировке вывода. Учащиеся в течение практически всего урока обращаются за консультацией к учителю, а так как работы выполняются в мини группах и темп работы у всех различный, учителю приходится одно и тоже объяснять по несколько раз. В 60-х годах прошлого столетия академик А.В. Усова ввела понятие “обобщенное умение”. Обобщенные умения обладают свойством широкого переноса. К ним относятся умения проводить наблюдения и ставить опыты. С формированием умений обобщенного характера, с проведением лабораторных работ без описания я познакомилась более детально на курсах в Омском государственном педагогическом университете, которые проводил институт профессионального непрерывного образования по программе “Современные технологии обучения физике”. А.А. Бобров познакомил с методикой и технологией формирования умений, а С.А.Суровикина познакомила с методикой проведения лабораторных работ без описания. Все это меня очень заинтересовало. После прохождения курсов я решила использовать эту методику на своих уроках, которая включает следующие действия:
- самостоятельное формирование цели опыта;
- выявление условий, необходимых для постановки опыта;
- проектирование эксперимента;
- отбор необходимых приборов и материалов;
- сборка экспериментальной установки и создание необходимых условий для выполнения опытов;
- выполнение измерений;
- проведение измерений;
- фиксирование (кодирование) результатов измерений и наблюдений;
- математическая обработка результатов измерений;
- анализ результатов и формулировка выводов.
На первых проводимых мною уроках в седьмых, восьмых классах я увидела, что учащиеся быстро овладевают умением самостоятельно (без подробных инструкций учителя) выполнять лабораторную работу. Так, например, при выполнении лабораторной работы в 8-м классе “Изучение закона сохранения механической энергии” учащиеся сами формулируют цель урока, выясняют условия необходимые для достижения поставленной цели эксперимента, выдвигают гипотезу, планируют свои действия, отбирают необходимые приборы и материалы, собирают установку, проводят опыт, обрабатывают результаты измерений, анализируют, делают вывод. Подготовительный этап завершается формулировкой темы, цели и задачи урока. Осознание учащимися цели и задач способствует целенаправленности познавательно-практических действий, мыслительного процесса и позволяет самостоятельно реализовывать цели, поставленные в начале урока. Выполняя лабораторную работу без описания, ученик осознает причины, лежащие в основе выбора действий, видит всю цепочку своих действий и самое главное выполняет с большим интересом и желанием, так как вначале урока была выдвинута гипотеза, которую ему хочется быстрее проверить и сделать вывод. Роль лабораторных работ в развитии мышления учащихся неоспорима. Выдвинутая учеником гипотеза побуждает его мыслить, обоснование гипотезы направляет мышление в определенное русло: позволяет “заложить” в планирования эксперимента определенные действия и операции и формировать их содержательным путем.