Цели урока:
- познакомить учащихся с устройством и принципом работы оптических приборов – телескопа, микроскопа и фотоаппарата, их применением;
- сформировать навыки работы в группе с источниками информации, таблицами, приборами;
- закрепить изученный материал.
Необходимое оборудование:
- модель глаза человека,
- подзорная труба,
- телескоп-рефрактор школьный,
- микроскоп школьный,
- фотоаппараты разных моделей,
- проектор для слайдов.
Таблицы:
- строение глаза человека,
- дефекты зрения – дальнозоркость и близорукость,
- зрительная труба Галилея и Кеплера,
- телескоп-рефлектор и телескоп-рефрактор,
- фотоаппарат,
- микроскоп.
Слайды:
- звездное небо,
- Галилей и его зрительная труба,
- портрет Иоганна Кеплера,
- телескоп Яна Гевелия,
- портрет Исаака Ньютона,
- большой азимутальный телескоп,
- космический телескоп имени Хаббла,
- строение растительной клетки,
- фотографии молекул сделанные с помощью электронного микроскопа,
- фотографии микроорганизмов,
- электронный микроскоп.
Оформление кабинета:
- на доске – тема урока и дата проведения,
- на большой доске вывешиваются таблицы, на маленькой – экран для проекции слайдов,
- в кабинете должно быть затемнение,
- на лабораторном столе стоят все необходимые приборы и модели,
- в центре кабинета – стол для членов жюри,
- на стенах кабинета – газеты по теме урока,
- отдельный стол для лаборанта, работающего с проектором и слайдами.
Подготовка участников:
За месяц до даты проведения урока учащимся предлагаются темы, над которыми им предстоит работать, например:
- “Глаз человека – живой оптический аппарат”,
- “Телескоп”,
- “Микроскоп”,
- “Фотоаппарат”.
Для этой цели класс делится на 4 группы, которые формируются по желанию учащихся.
В рабочей группе необходимо выбрать:
- докладчика,
- лаборанта,
- искателя информации,
- художника.
Докладчик должен хорошо владеть информацией, грамотно, доступно и интересно её излагать.
Лаборанты помогают докладчику во время выступления – готовят доску, выставляют на демонстрационный стол необходимые приборы и модели, проверяют их исправность и готовность к работе, демонстрируют, если необходимо, слайды.
Художники, если нет необходимых таблиц, на листе ватмана черным маркером рисуют ход лучей и построение изображения в данном приборе, готовят газету по выбранной теме (рисунки необходимые для таблиц см. в приложении).
Искатели работают с научно-популярной, учебной и справочной литературой, берут информацию в интернете. Таким образом, в подготовке урока занят весь класс. Такой урок хорошо проходит как в 9, так и в 11 классе, как завершающий тему "Геометрическая оптика" /разница будет только в объёме информации, технических подробностях/.
Для работы в жюри можно пригласить учителей, работающих в данном классе, и по одному представителю от каждой рабочей группы.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
Учитель знакомит класс с темой урока, его целями и задачами, представляет жюри.
УЧИТЕЛЬ: Ребята!Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством, работой и назначением некоторых оптических приборов. Практически в каждой семье есть фотоаппарат или видеокамера, в школе на уроках биологии мы работаем с микроскопом, на уроках астрономии наблюдаем звёздное небо в телескоп и, конечно же, видим окружающий нас мир глазами.
Чтобы узнать как работают все эти приборы, необходимо разобраться, как устроен живой оптический аппарат – глаз. Приглашаем к доске докладчика первой группы, которая работала над этой темой.
2.Отчеты групп о проделанной работе
Отчет первой группы:
- лаборанты готовят доску-таблицы № 1, 2 (рис. 1, 2а,б, 3а,б), на демонстрационном столе – модель глаза,
- сообщение по теме /7-8 минут/.
В зависимости от уровня подготовки учащихся, сообщения могут быть разной степени сложности, поэтому я предлагаю план сообщения:
- строение глаза человека,
- преломляющие среды глаза и их свойства,
- особенности хрусталика,
- построение изображения на сетчатке глаза,
- аккомодация глаза,
- адаптация глаза,
- острота зрения,
- угол зрения,
- возрастные особенности зрения,
- дальнозоркость и её исправление,
- близорукость и её исправление,
- современные методы коррекции зрения.
По ходу сообщения докладчик работает с моделью глаза и таблицами, выписывает на доске физические характеристики глаза, делает акцент на новые понятия.
УЧИТЕЛЬ: Мы узнали, как устроен глаз человека, ведь долгое время люди полагались только на своё зрение. Наука строилась на утверждении – мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Существуют ли во Вселенной другие миры? Чтобы ответить на эти вопросы, человек изобретает зрительную трубу – прообраз современного телескопа.
Телескоп – основной источник информации для астрономов, с его устройством и принципом работы нас познакомит второй докладчик
Отчет второй группы о проделанной работе:
- на доске – таблицы № 3, 4 (рис. 4, 5, 6, 7), на демонстрационном столе – подзорная труба и школьный телескоп-рефрактор,
- лаборант готовит слайды № 1-7 и демонстрирует их по ходу сообщения.
План сообщения:
- строение зрительной трубы,
- назначение окуляра,
- назначение объектива,
- зрительная труба Галилея,
- зрительная труба Кеплера,
- построение изображения в зрительной трубе,
- линзовый телескоп Гевелия,
- зеркальный телескоп Ньютона,
- виды телескопов,
- достоинства и недостатки современных телескопов,
- пути совершенствования телескопов,
- космические телескопы.
УЧИТЕЛЬ: С помощью телескопа человек смог заглянуть в просторы Вселенной, а с помощью микроскопа мы заглянули в микромир. Мы смогли увидеть то, что обычным глазом не видно – клетки, бактерии, микробы, мельчайшие частицы вещества. Микроскоп совместно с оптическим устройством наших глаз увеличивает угол зрения, и на сетчатке глаза получается увеличенное изображение ничтожно малых или невидимых невооруженным глазом объектов. Микроскоп как бы "увеличивает" рассматриваемый предмет. Подробнее об этом замечательном приборе расскажет наш третий докладчик.
Отчет третьей группы о проделанной работе:
- на доске – таблица № 6 (рис. 8, 9), на демонстрационном столе – школьный микроскоп,
- лаборант готовит слайды № 8-11 и демонстрирует их по ходу сообщения.
Пплан сообщения:
- строение микроскопа,
- назначение объектива,
- назначение окуляра,
- назначение зеркала,
- настройка микроскопа,
- построение изображения в микроскопе,
- увеличение микроскопа,
- достоинства и недостатки получаемых изображений,
- виды микроскопов,
- преимущества электронного микроскопа.
УЧИТЕЛЬ: С помощью микроскопа и телескопа мы изучаем окружающий нас мир, а запечатлеть его неповторимость и красоту нам помогает ещё один оптический прибор-фотоаппарат. Фотография так прочно вошла в нашу жизнь, что трудно представить, как человек обходился без неё? Ведь история фотографии началась не так давно – в XIX веке!
Первые фотоаппараты были дороги и громоздки, но наука и техника не стоят на месте – размеры фотоаппаратов значительно уменьшились, они стали проще в эксплуатации, лучше стало качество снимков, фотография из черно-белой превратилась в цветную.
Наша четвертая группа работала над темой "Фотоаппарат" и подготовила не только сообщение, но и выставку фотоаппаратов разных моделей: здесь мы видим старенький советский "Зенит", "чудо" техники – знаменитый "Полароид", делающий моментальные снимки, пленочный "Кодак" и цифровую камеру – "Олимпус". А ещё ребята сделали интересную газету – "История фотографии", где собрали снимки разных лет: черно-белые фотопортреты начала XX века, военные фотографии, послевоенные фотооткрытки, первые цветные фотографии, полароидные снимки и цветные качественные снимки, выполненные на компьютерной технике.
Как же устроен и как работает этот чудо-прибор – фотоаппарат?
Об этом расскажет наш четвертый докладчик.
Отчет четвертой группы о проделанной работе:
- на доске таблица № 5 (рис.10,.11,.12) и газета "история фотографии",
- на лабораторном столе – фотоаппараты разных моделей.
План сообщения:
- камера-обскура – прообраз фотоаппарата,
- устройство фотоаппарата,
- сходства фотоаппарата и глаза,
- построение изображения,
- строение объектива,
- назначение диафрагмы,
- функции затвора,
- назначение фотопластинки и фотопленки,
- обработка фотопленки,
- настройка пленочного /или цифрового/ фотоаппарата,
- применение фотографии.
3. Закрепление изученного материала
УЧИТЕЛЬ: Мы прослушали четыре сообщения, увидели работу каждой группы, а пока жюри оценивает эту работу, я прошу вас дать ответы на следующие вопросы:
- Как устроена оптическая система глаза?
- Какое изображение получается на сетчатке глаза?
- что представляет собой хрусталик?
- Чем объясняется дальнозоркость и близорукость?
- Что такое телескоп?
- Как устроен телескоп?
- Какие виды телескопов вы знаете?
- Что такое микроскоп?
- Как устроен микроскоп?
- Какое изображение дает микроскоп?
- В чем отличие микроскопа от телескопа?
- Существуют ли пределы увеличения?
- Как устроен фотоаппарат, какое изображение получается на фотопленке? и т.п.
4. Оценка работы и завершение урока
Жюри по пятибалльной системе оценивает работу групп по следующим критериям:
- научность и доступность излагаемого материала,
- наглядность /качество самодельных таблиц, газет, умение ими пользоваться при объяснении материала/,
- работа лаборантов /размещение таблиц на доске и приборов на столе, работа с проектором/,
- грамотность и артистизм докладчика, способность расположить к себе слушателей.
Максимальное число баллов за выступление – 20.
В соответствии с количеством полученных баллов распределяются места и вручаются дипломы 1, 2 и 3 степени.
УЧИТЕЛЬ: Я приглашаю председателя жюри, который объявит результаты нашей работы.
/Выходит председатель, оглашает результаты, дает краткие комментарии и вручает дипломы./
Мы прекрасно понимаем, что за один урок невозможно познакомиться с устройством и работой всех оптических приборов, но то, что мы сегодня увидели и услышали, значительно расширяет наши познания о таких знакомых нам приборах, как микроскоп, телескоп и фотоаппарат. Спасибо всем за работу и внимание!
Литература
- Луппов Г.Д. Опорные конспекты по физике 11 класс. Москва, Просвещение, 1996.
- Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики 7 класс. Москва, Просвещение, 1980.
- Энциклопедический словарь юного техника. Москва, Педагогика, 1988.
Приложение.
Иллюстрации к уроку
Рис.1 |
Рис.2 |
Рис.3 |
Рис.4 |
Рис.5 |
Рис.6 |
Рис.7 |
Рис.8 |
Рис.9 |
Рис.10 |
Рис.11 |
Рис.12 |