Физика
-
Интегрированный урок геометрия + физика по теме: "Свойства прямоугольного треугольника и законы отражения света" 2005
Важный момент в преподавании любого предмета - это его непосредственная связь с другими учебными дисциплинами и их взаимообогащение. Ярче всего она прослеживается в преподавании математики и физики. Связь с жизненным материалом - основа успешного овладения темой. Легче запоминается то, что можно непосредственно увидеть, потрогать, ощутить. Повторение - залог прочности знаний. Урок проводился в марте, а тема по физике изучалась в сентябре.
-
Загадки на темы: "О физических величинах", "Химический элементарий" 2005
Приведены загадки о физических величинах и о химических элементах.
-
Урок-конференция "Вода, вода — кругом вода" 2005
Конференция носит межпредметный характер. Вода представлена с точки зрения физики, химии и биологии. Рассмотрены особенности строения молекулы воды, аномалии свойств. Биологами раскрыта значимость воды в живом организме. Экологи подняли вопрос о состоянии водных ресурсов в городе Нижний Тагил. Демонстрировались опыты Плато, поверхностного натяжения, способы очистки воды. Итог конференции – осознание учащимися сохранения водных богатств Земли, предложены меры экономии пресной воды в быту.
-
Внеклассное мероприятие по теме: "Законы постоянного тока" (интеллектуальная игра). 11-й класс 2005
Урок проходит в форме презентации, как командное соревнование между юношами и девушками данной параллели. Целью игры являются: проверка знаний и умений у учащихся по заданной теме, их сообразительности и находчивости; в игровой форме развить у учащихся интерес к физике, расширить их научный кругозор; используя творческий потенциал класса организовать и направить групповую и индивидуальную деятельность учащихся, вовлекая в творческую работу как можно большее число детей.
-
Предпрофильное занятие в 9-м классе: "Физический эксперимент — основной метод познания природы" 2005
Программно-методическое сопровождение курса по выбору "Физический эксперимент - основной метод познания природы" адресовано учителям основной школы, ведущим курсы по выбору по физике в 9-м классе. В работе показаны простые способы решения экспериментальных задач в интересной и доступной форме.
-
Внеклассное мероприятие по математике в 6-м классе "Физико-математическое ралли" 2005
В курсе математики важное место отводится межпредметным связям, особенно с физикой. Данную работу нужно начинать уже в 5-6-х классах. В изучении физики необходимы такие знания и умения как: перевод единиц, выражение одной величины через другую, округление чисел, масштаб. Поэтому целесообразно проводить уроки, внеклассные мероприятия, которые демонстрируют учащимся возможности математики и готовят их к изучению физики.
-
Элективный курс "История физической науки: события, факты, люди" для учащихся 10–11-х классов профильной школы 2005
Элективный курс "История физической науки: события, факты, люди" - это один из возможных путей реализации интеграции содержания школьного образования в современных условиях в связи с переходом к профильному образованию. Его можно использовать для классов естественнонаучного и физико-математического профилей как обобщающий курс, и как курс, направленный на углубление и расширение знаний по физике, интеграцию с курсом истории для классов гуманитарного и социально-экономических профилей.
-
Урок-экскурсия "Ломоносовские места в Петербурге" 2005
Большое значение в развитии учащегося как интеллектуально развивающейся личности играют знания, полученные на уроках естественнонаучного цикла. Данная разработка позволяет как можно полнее раскрыть выдающуюся роль русского учёного М.В.Ломоносова в развитии российской и мировой науки и тем самым показать возможности влияния личности на многие процессы, происходящие в развитии общества; показать тесную взаимосвязь между этими науками и влияние этой взаимосвязи на ход исторического развития науки и техники.
-
Урок по теме: "Последовательное соединение проводников", 8 класс 2005
Физика — наука экспериментальная, поэтому при изучении нового материала стараюсь, чтобы учащиеся самостоятельно, на основе опыта, проведенного каждым учеником, сделали вывод. Урок обычный, но для меня и моих учеников он ценен тем, что получение новых знаний прошло через руки, мысли и сердце каждого ученика.
-
Методическая разработка урока на тему: "Опыты Герца в современных условиях — экспериментальное доказательство гипотезы Максвелла" 2005
Урок-эксперимент, цель которого усвоить роль эксперимента и измерения в познании.
-
Посвящение в юные физики 2005
Одна из проблем современных школьников - восприятие предметов школьной программы разрозненно, невозможность охватить их единым взором. Мероприятия, проводимые в рамках "Недели естественных наук" помогают ребятам по-новому взглянуть на изучаемое в школе, а также общими с учителями усилиями найти необходимые точки соприкосновения всех наук для формирования целостного представления о мире. Традиционно, завершая "Неделю", я провожу урок обобщающего повторения в 7-м классе в форме игры под названием "Посвящение юных физиков". И как показала практика, подобные уроки способствуют развитию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей ребят, активизации деятельности учителя и учащихся.
-
Уроки контроля в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова 2005
В новых социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы требований стандарта, осознанно оценивать свою деятельность. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - одна из немногих, позволяющая эффективно решать названную проблему. Большое значение в этой системе отводится контролю знаний учащихся.
-
Возможности физики в воспитании самореализующейся личности. Решение задач с использованием уравнения теплового баланса 2005
Предмет, который я преподаю, позволяет увидеть не только явления, но и причину их возникновения, логику развития событий, их взаимообусловленность. Если на моих уроках у учеников сформируется способность к самопознанию, к саморазвитию, то мне не стоит сомневаться в востребованности моего предмета.
-
Проект по физике "Бегущие по волнам" по теме: "Электромагнитные волны". 11-й класс 2005
Физика в школе прагматична, в ней всё описано и объяснено. Может ли метод проектов внести в её изучение что-то новое? Смогут ли учащиеся осилить материал, используя доступные им знания по физике? Как приступить к работе, как выявить проблему, подвести учащихся к возможности её сформулировать, определить и высказать? Ответ один: надо заинтересовать учащихся, сделать так, чтобы они сами захотели ответить на поставленные перед ними вопросы. Поэтому важно было правильно сформулировать основополагающий вопрос по данной теме. У нас он был краток и лаконичен: Почему говорит радио? Результаты превзошли все ожидания! Учащиеся, захваченные всеобщим энтузиазмом, открывали в себе свои скрытые возможности. Они принимали участие в сборе информации, подготовке иллюстрированных материалов, делали сообщения, составляли опорные конспекты, схемы, таблицы, электронные презентации. Желание "не ударить в грязь лицом" явилось мотивацией к работе над собой, собственными привычками и стереотипами. Ведь привыкли, что учитель всё (или почти всё) преподносит готовое, а здесь сами учащиеся выступают в роли учителя, когда защищают свои работы, отвечают на вопросы, спорят, отстаивают свою точку зрения. Учащиеся на защите проекта показали, что они способны увлекаться и настоящей исследовательской работой, если она грамотно организованна.
-
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме: "Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Формулы и не только…" 2005
Повторительно-обобщающие уроки являются неотъемлемой частью процесса познания. Такие уроки способствуют глубокому пониманию и закреплению изученного материала. На данном уроке используются различные формы и методы организации учебной деятельности: фронтальная проверка знаний и умений учащихся, решение задач повышенной сложности на расчет давления жидкости, проблемные экспериментальные задания, дидактический материал, самостоятельная работа, что позволяет учащимся выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания. На уроке применяются разнообразные педагогические технологии: сотрудничество, дифференцированное и индивидуальное обучения, поисковая деятельность, межпредметные связи.
-
Обобщающий урок по физике на тему: "Электромагнитная индукция" 2005
Изучением явления электромагнитной индукции заканчивается школьный этап знакомства с большим кругом электромагнитных явлений, входящих в один из разделов современной физики, получивший название электродинамики. С 1820 г. начал свои исследования английский учёный М. Фарадей. Эти исследования в 1831 г. были завершены открытием явления электромагнитной индукции и закона описывающего это явление: A. Если Х. Эрстед показал связь электрических явлений с магнитными, то М. Фарадей установил связь магнитных явлений с электрическими. Это привело к созданию общего учения об электромагнитных явлениях, в котором все электрические и магнитные явления рассматриваются с единой точки зрения.
-
Урок повторения "Физический аукцион". 7-й класс 2005
Урок повторения "Физический аукцион" проводится для учащихся 7-х классов с целью повышения интереса учащихся к предмету, постановки их перед проблемой критической оценки своего труда.
-
Урок физики по теме: "Тайна снега" 2005
Идея данной статьи - показать, как можно на уроках физики "Тайна снега" красиво и в познавательной форме повторить уже известные явления и законы механики, теплоты, оптики. Важно, чтобы дети понимали, что физика - это "наука о природе", а Природа - это гигантская физическая лаборатория, наглядно демонстрирующая условность разделения физики на отдельные самостоятельные разделы, единство физической картины мира, взаимосвязь физических явлений. А физика - это только средство изучения природы.
-
Обобщающий урок-соревнование по теме: "Электрические и магнитные явления". Конспект урока 2005
Конспект урока физики, на котором учитель в игровой форме осуществляет повторение и закрепление материала, развивая навыки решения качественных, расчетных и экспериментальных задач, формируя умения коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
-
Использование методологии ТРИЗ на уроках физики — это гарантия успешного обучения 2005
Большинство педагогов понимают, что необходимо менять технологию обучения. Но как это сделать? Ясно, что одним из главных условий развития любого общества является воспитание творческой личности. Необходимо менять приоритет в образовании. Знания должны уступить свое главенствующее местоположение способам творческой деятельности. Существует методология - ТРИЗ-педагогика, которая решает эту проблему. Основная цель обучения через эту методологию - формирование качеств творческой личности и формирование психологической доминанты успешности в сознании учащихся.
-
Физический поединок 2005
Физический поединок проводится с целью развития интереса к физике , развития творческих способностей учащихся.В сельской школе с малым количеством учащихся , целесообразно проводить внеклассные мероприятия для нескольких классов вместе. Данное мероприятие проводится для учащихся 8-11-х классов. Заранее формируются две сборные команды, которым даётся задание: подготовить название команды, эмблему, девиз, плакат с нарисованным физическим явлением, физический опыт с его последующим объяснением. В ходе поединка учащиеся показывают свои знания физических терминов, явлений .законов, исторических сведений об известных физиках.
-
Учимся вместе 2005
Успешность обучения во многом обеспечивается продуманной системой закрепления. Качественные характеристики знаний и умений могут быть приобретены учащимися только в сочетании индивидуальной и групповой – в сотрудничестве – дифференцированной по сложности деятельности в ситуации выбора. Предлагаемая вниманию работа посвящена созданию режима “сверхнаучения” при решении задач в профильном физико-математическом классе, когда процесс обучения организуется и направляется учителем, но поддерживается благодаря взаимодействию учащихся в группах сменного состава не только во время урока, но и в послеурочное время.
-
Сила трения 2005
Занятие направлено на формирование понятия силы трения, цель которого - экспериментально установить, от чего зависит или не зависит ее величина; продолжить формирование умений пользоваться измерительными приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, пробуждать интерес к творчеству; воспитывать чувства коллективизма при работе в группах, прививать интерес к чтению дополнительной литературы.
-
Адаптивная система и личностно-ориентированное преподавание физики 2005
Адаптивная система обучения физике в сочетании с педагогической технологией личностно ориентированной системой обучения И.С. Якиманской, использованием укрупнённых дидактических единиц учебного материала позволяет более продуктивно усвоить материал детям всех уровней обученности, создаёт более творческую, целенаправленную систему учебных коммуникаций.
-
Некоторые приемы отработки навыков решения задач 2005
Описан прием введения алгоритма и отработки навыков пользования алгоритмом при решении задач. А также описаны некоторые приемы, позволяющие разнообразить работу по решению физических задач.
-
Урок физики в 9-м классе по теме "Равнодействующая сил" 2005
Представлен комбинированный урок, на котором при изложении нового материала используется проблемный метод обучения. Учитель выдвигает перед обучающимися проблему, формирует гипотезу на основе известных фактов и имеющихся знаний, выбирает метод исследования и доносит его до обучающихся. В заключение проводит анализ полученных результатов и их обобщение. Это позволяет обучающимся получить представление о методах познания в физике и приобрести умение анализировать окружающую действительность (предполагаемый результат).
-
Урок физики в 7-м классе на тему "Способы изменения давления" 2005
Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Для повышения интереса к изучаемому материалу на уроке использованы межпредметные связи с биологией и историей (романский и готический стили архитектуры), разнообразный иллюстративный материал.
-
Программа элективного курса по физике "В мире солнечных проделок" 2005
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов. Современные школьники знают, хотя бы в общих чертах, как работает двигатель автомобиля, зачем нужен трансформатор, почему взлетает ракета, что такое ускоритель частиц, атомный реактор, лазер. Однако они, как правило, не знают, почему небо голубого цвета, как созревает и как разрушается грозовая туча, почему молния бьет не сверху вниз (как это часто полагают), а как раз наоборот - снизу вверх, отчего бывает двойная радуга, что такое гало, зеленый луч, серебристые облака, цунами.
-
Компьютер на уроке 2005
В статье рассматриваются методы проектирования урока средствами Microsoft Office, в приложении приводится образец урока по астрономии. Полная версия урока находится на сайте, адрес которого есть в статье. Блочная структура урока дает возможность настроить презентацию на любой материал.
-
Урок-конференция: "Ядерная энергетика: проблемы и перспективы" 2005
Темы конференций оговариваются в начале учебного года. В подготовке, обсуждении предлагается участие не только учителя, но и членов научного общества. Форма работы в группах наиболее приемлема учащимися. В статье представлены вопросы, краткое содержание которых выносится на обсуждение. Оцениваются выступления по форме представления докладов, рефератов; с учетом наглядных средств. Используются видеофильмы, снятые на встрече с работниками КАЭС, проведении экскурсий.