Цель: расширить знания учащихся о космосе.
Реквизиты: книги о космосе,
рисунки и рефераты учащихся, высказывания о
космосе, портреты космонавтов.
Для проведения классного часа необходимо класс
разбить на команды, дать тематику вопросов.
Команды должны придумать название своей команды,
эмблему, девиз, приготовить сценку, связанную с
космосом.
Конкурсы оценивает жюри.
1. Звучит песня “Земля в
иллюминаторе”.
2. Ведущий: Наш классный час посвящен дню
космонавтики. 12 апреля 1961года навсегда останется
в памяти человечества. В этот день был совершен
полет человека в космос. Совершил этот полет
гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин. Облетев
Землю и пробыв в полете 108 минут, космонавт
вернулся не землю. Прошло много лет, и сейчас
космонавты находятся в космосе многие месяцы.
3. Ученик читает стихотворение
С.Михалкова “Посланец Земли”.
4. Ведущий: Для проведения классного
часа мы разбились на команды. Вам было дано
задание придумать название своей команды, у
каждой команды должен быть девиз и эмблема.
Команды представляются, жюри оценивает каждый
конкурс.
5. Ведущий: Предлагаю вам разгадать
космический кроссворд (каждой команде свое
задание или всем одинаковое, ответы проверить).
Вопросы для кроссворда:
- Древнегреческий астроном, который в 280 году до нашей эры предположил, что Солнце, а не Земля является центром Солнечной системы.
- Итальянский ученый XVII века, сторонник учения Коперника, утверждавший, что Вселенная бесконечна, а Солнце – только одна из звезд. Был сожжен на костре.
- Итальянский астроном XVI века, с помощью телескопа рассмотрел на луне горы, ущелья и равнины, увидел пятна на Солнце, открыл четыре спутника Юпитера.
- Древнегреческий математик, в 240 году до нашей эры довольно точно определил размер Земли.
- Древнегреческий ученый, математически обосновал геоцентрическую систему мира.
- Древнегреческий философ.
- Древнегреческий географ и историк, автор “Географии” в 17 книгах.
- Польский астроном и математик, автор геоцентрической системы мира.
- Адмирал, возглавивший первую кругосветную экспедицию.
6. Ведущий: Представьте себе такую
ситуацию: вы с товарищами находитесь в открытом
космосе, и вдруг произошла разгерметезация, и вам
срочно нужно перебраться по запасному люку в
запасной отсек. Предлагаю вам без спешки и суеты
(иначе можете погибнуть вы и ваши товарищи)
перебраться по запасному люку (мальчики – под
стульями, девочки – по стульям, стоящими в ряд,
перебираются в запасной отсек).
7. Ведущий: А сейчас мы с вами проведем
космический экзамен-викторину. Вам дается время
подготовиться. Мы ждем ваших ответов. После
подготовки один из членов жюри может по очереди
задавать вопросы командам.
Вопросы для викторины:
- Как одним словом можно назвать газовую оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело? Например: газовая оболочка Земли, смесь в основном кислорода и азота (атмосфера).
- Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур).
- Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней мифологии мать Амура, богиня любовной страсти (Венера).
- При возвращении на Землю космический корабль врывается в плотные слои атмосферы с большой скоростью. Что происходит с поверхностью корабля? (Поверхность корабля вследствие трения об атмосферу раскаляется).
- Кто сказал слова: “Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
- Наш соотечественник, основоположник теоретической космонавтики. (Циолковский).
- Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина).
- Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года)
- Ф.И.О. главного конструктора первых советских космических ракет (Сергей Павлович Королев).
- Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром).
- Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит радиотехническую подготовку, различного рода испытания и тренировки (космонавт).
- Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась… (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка).
- Назовите летчика-космонавта, возглавлявшего советский экипаж корабля “Союз-19”, принимавшего участие в совместном полете с американским кораблем по программе “Союз-Аполлон”. Во время полета впервые он вышел из корабля и удалился от него на 5 метров (А. А. Леонов).
- Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной (Луна).
- Одна из планет Солнечной системы, похожая на Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной силы, в мифологии – является богом войны (Марс).
- Это ближайшая к Солнцу планета, температура поверхности на теневой стороне –185 градусов, на солнечной +510 градусов, в мифологии – бог торговли (Меркурий).
- Единственная планета с сильным собственным радиоизлучением, в мифологии – бог дневного света, грозы (Юпитер).
- Назовите планеты Солнечной системы.
8. Ведущий: Давайте немного отдохнем, т.е.
устроим космический привал. А так как на привале
полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы
с вами не будем отклоняться от этого правила. Я
вам предлагаю съесть яблоко, только оно
находится в состоянии невесомости. В конкурсе
участвует вся команда. (Один из участников
стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к
которой привязано яблоко; все остальные должны
его съесть).
9. Ведущий: Продолжаем наш конкурс и сейчас мы
проведем конкурс капитанов. Капитанам
предлагается отрывок из жизни знаменитых людей,
и они должны догадаться о ком идет речь.
Вопросы для капитанов.
- Это первый человек, взглянувший на небо в увеличительную оптическую трубу – телескоп. Его открытия потрясли современников. Ему удалось первому различить темные пятна на Солнце. Под страхом пыток ученого заставили отречься от своих взглядов, до конца жизни был посажен под домашний арест. (Г.Галилей)
- Этому человеку поставлен памятник в городе Риме. Юношей он учился в монастырской школе, вынужден был скрываться от инквизиции, скитаясь по странам, но все-таки был схвачен, брошен в тюрьму. Его жестоко пытали и казнили, т.к. он не отрекся от своих взглядов. (Дж. Бруно)
- Этот ученый родился в Польше в семье зажиточного купца. Свою теорию о вращении Земли создавал 30 лет, заложил основы современной астрономии. На пьедестале памятника, установленного ему в Варшаве, высечены слова: “Он остановил Солнце и сдвинул Землю”. (Н. Коперник)
10. Ведущий: Переходим к домашнему заданию. (Команды показывают сценки, связанные с космосом).
Сценка для первой команды:
Участвуют: мальчик и девочка.
Д: Куда это ты собрался?
М: Человек впервые за много веков оторвался от
Земли. Открылась новая космическая эра. Все – в
космос! На Земле остаются одни дураки!
Д: Да ты соображаешь, что ты говоришь?
М: Вполне.
Д: Трепач, барон Мюнхгаузен.
М: Сама ты баронесса! Я с тобой вообще
разговаривать не желаю. Что ты понимаешь в
космических проблемах?! Темнота! Во все времена
истории всякие мракобесы травили великих ученых
и считали их сумасшедшими. Джардано Бруно,
Коперник, Галилей…
Д: Фи!
М: Да, фи. Собаки и то летают в космос, а я не могу?
Что ж я, по-вашему, хуже собак, что ли?
Д: Хуже? Собаки хоть ученые, а ты по математике и
то кое-как на “3” вытянул!
М: Подумаешь математика. Ерунда. Я и без вашей
математики до такого додумался, что вам и не
снилось!
Я размышлял 4 дня
Луна…Луна? Луна!
В уме родилась у меня
Теория одна
Луна находится сейчас
В космической дали
Но ведь она оторвалась
Когда-то от Земли…
Вполне научен этот факт,
Не я его открыл
А раз она оторвалась,
Была куском Земли,
На том куске в тот час как раз
И люди быть могли
Логичен вывод мой вполне
И, стало быть, живет
На нашей спутнице Луне
Нам родственный народ!
Д: Слушай, то, что ты выдумываешь все время это
хорошо. Только для настоящего исследователя
этого мало. Ю. Гагарин первый в мире космонавт, а
ремесленные на отлично окончил, и техникум, и
авиаучилище – все на отлично! И спортом
занимался, и интересовался всем. Чтоб в космос
улететь на Земле сперва нужно двумя ногами
стоять. Потом уж в космос! А ты? Учишься плохо,
отрываешься от коллектива, тебе на станцию юных
техников ходить надо – там как раз модели
космических кораблей строят.
М: Все это ерунда. Я, между прочим, в свой телескоп
лунатиков видел.
Д: Да ну!
М: Проверить я себя решил, приблизил я Луну и в тот
же миг на ней открыл лунатиков.
Д: Да ну?!
М: Они похожи на людей что жили в старину. У них
волос полно везде, как у горилл.
Д: Да ну?!
М: В пещерах каменных живут, не строят города, в
лесах лунатики пасут своих коров.
Д: Ну да?!
М: Не в кухне, прямо на кострах готовится еда, и
бродят по ночам в горах разбойники.
Д: Ну да?!
М: Ты не дакай. Сама знаешь, что луна – это кусок,
который взял и оторвался. И может быть даже в тот
момент, когда он отрывался, на том куске
находились твои близкие родственники.
Сценка для второй команды:
Участвуют мальчик и две девочки.
1Д: Где - же он?
М: Космический привет!
2Д: Ой, мамочки, кто тебя туда повесил?
М: Я сам повесился.
1Д: Зачем?
М: В интересах науки! Приучаю свой организм к
полетам в состоянии невесомости (Управляет
воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над
Африкой.. Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально.
Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на
орбиту Луны (Колотит по надетой на голову
кастрюле). Б-м-м!
2Д: Что с тобой?
М: Столкновение с метеоритом (колотит по
кастрюле).
1Д: Ты разобьешь себе голову.
М: (Колотит, не обращая внимания)
2Д: Может быть, он сошел с ума?
1Д: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь,
верно?
М: Дошло?
2Д: Сейчас – же спускайся вниз!
М: Не могу, лечу на третьей космической скорости
–12 тыс. км в сек.
1Д: Включить тормозные двигатели!
М: Есть, включить тормозные двигатели! (Брыкает
ногами) Д-жжжж!
1Д: Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к
посадке.
М: Есть, приготовиться к посадке.
1Д: Открыть парашюты!
М: Есть, открыть парашюты (открыв зонтик –
прыгает вниз). Космический корабль
благополучно прилунился в заданном районе Луны!
Космический привет, дорогие лунатики!
11. Ведущий: Спасибо командам за
выступление. Переходим к конкурсу: “А, вы знаете,
что…?” (Учащиеся выступают с тремя
приготовленными интересными моментами,
связанными с космосом.)
12. Встреча с литературными героями. (
Эту беседу может провести школьный
библиотекарь).
Жюри в это время подводит итоги.
13. Объявляются итоги конкурса.
14. Ведущий: Благодарю всех за участие!
Надеюсь, вам понравился наш конкурс, и вы многое
узнали.