Цель:
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- содействовать воспитанию у детей умений общаться.
Ход урока
I. Организационный этап
На доске закрыто слово "Mirror" .
Учитель английского языка. Look at the blackboard. There is a word on it. You should to guess it. Every team tells one letter.
Ученики: Каждая группа по очереди называет любую букву алфавита до тех пор, пока не откроется всё слово .
Учитель физики . У вас на столах лежат карточки , на которых вы в течение трёх минут должны построить изображения предметов.
Ученики работают в группах, строят изображение предмета в плоском зеркале, вывешивают листы бумаги на доску.
Учитель английского языка. What is the name of the object of red color on your pictures?
Ученики. It,s mirror.
Учитель физики . А если бы было не плоское зеркало, то как бы вы его назвали?
Ученики. Кривое, круглое, вогнутое, выпуклое. (Ответы записываются на доске).
Учитель физики. Изобразите на листах бумаги названные вами зеркала.
Ученики. Работают в группах. Изображают выпуклые и вогнутые зеркала.
Учитель физики. Посмотрите внимательно на свои рисунки. Частями какой геометрической фигуры являются изображённые вами зеркала?
Ученики. Сферы.
Учитель физики. Правильно. А зеркало называется сферическим. Сегодня мы познакомимся с этим видом зеркал, научимся строить изображения предметов.
Запишите, пожалуйста, тему урока.
(Записывает на доске тему “Сферические зеркала. Сослагательное наклонение.”)
II. Изложение нового материала.
Учитель физики. Сферическое зеркало представляет собой отполированную поверхность шарового сегмента. Сейчас каждая группа получит карточки с заданием. Внимательно рассмотрите рисунок, на котором дано схематическое изображение сферического зеркала. Посовещавшись в группе, вы за 2 минуты должны дать название всем точкам и линиям, изображённым на рисунке.
Ученики . Предлагают разные варианты ответов. Задание оформляют на листах бумаги и располагают на классной доске.
Учитель английского языка . В следующем задании, ребята, вы должны будете сравнить сферические зеркала с известными вам линзами. Работать будете на английском языке, составляя предложения с использованием сослагательного наклонения. Сегодня мы уже встречались с ним, рассуждая о зеркалах.
Вспомните , пожалуйста, виды сослагательного наклонения.
Ученики . Маловероятное и нереальное условие: If + Past Tense, would + Infinitive. Несостоявшееся условие: If + Past Perfect, would Perfect Infintive.
Вариант составленного предложения: "Если бы это была линза, точка … называлась фокусом"
Учитель физики. Итак, подведём итоги выполненного упражнения. Центральная точка сферического зеркала называется полюсом Р. Наиболее удалённая от полюса точка О является оптическим центром зеркала. Прямая, проведённая через оптический центр зеркала и его полюс, называется главной оптической осью. Все лучи, параллельные главной оптической оси. Проходят после отражения в зеркале через общую точку F , называемую фокусом.
На доске проецируется следующее изображение.
Направим пучок параллельных лучей на выпуклое зеркало (левый рисунок). После отражения лучи станут расходящимися. Поэтому выпуклое зеркало иначе называют рассеивающим зеркалом. Направим теперь параллельные лучи на вогнутое зеркало (правый рисунок). Сразу же после отражения лучи станут сходящимися. Поэтому вогнутые зеркала иначе называют собирающими зеркалами.
Точка F - действительный фокус собирающего зеркала. Точка F ' - фокус рассеивающего зеркала. Он уже является мнимым, так как световые лучи через него не проходят.
Группы получают следующее задание.
Ученики. Выполняют измерения с помощью линейки и приходят к выводу, что радиус кривизны зеркала и фокусное расстояние связаны следующим соотношением:
R=2F
Учитель физики . Рассмотрите примеры построения изображений точечного источника света в сферическом зеркале и сформулируйте правила построения.
Ученики. Луч, идущий параллельно главной оптической оси, отражается через фокус.
Луч, идущий через фокус, отражается параллельно главной оптической оси.
Луч, идущий через главный оптический центр, - обратим.
Луч, находящийся в начале, отражается симметрично главной оптической оси.
Учитель физики. Пусть расстояние от предмета до зеркала d, расстояние от зеркала до изображения f и фокусное расстояние F. Эти расстояния связаны соотношением
1/d+1/f=1/F
III. Решение задач
1.Расстояние предмета от вогнутого зеркала 0,5 м, расстояние изображения 2 м. Найдите радиус кривизны зеркала.
2.Перевести на русский язык и решить.
If the distance from the thing to the mirror would be 1 m, where the picture were.
Домашнее задание: построить изображение предмета в сферическом зеркале.
IV. Рефлексия
Ученики друг за другом высказывают своё мнение как на русском, так и на английском языке, выбирая один из предложенных на доске вариантов:
- Моё сегодняшнее открытие;
- Что изменилось в моём понимании;
- В каких мыслях я укрепился;
- Оказывается, что…;
- Я узнал, что…;
- Кто бы мог подумать …;
- Мне было интересно.