Цели:
Оборудование: цилиндры на нитке, грузы на монорельсе, тележка, груз, набор.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
- - вывести формулу закона сохранения импульса (1 ученик)
- - упр 22 (1,2) – устно (фронтальная работа)
- - записать закон сохранения импульса с учётом скоростей для следующих случаев (письменная фронтальная работа):
а) разлетаются два тела
б) груз падает на движущуюся тележку
в) один груз на монорельсе толкает другой
г)одна тележка догоняет другую
д)две тележки сталкиваются
- Решение по карточкам начальное условие:
Карточка для индивидуальной работы ( 12 вариантов )
II. Решение задач.
Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает своё задание: решить задачу, сделать эксперимент и объяснить. На выполнение задания даётся 5 минут. От группы выступает один ученик.
Задания группам :
- На тележках стоят два мальчика разной массы, отталкиваясь друг от друга, они разъехались на разные расстояния, следовательно с разными скоростями. Почему?
- Доказать выполнение закона сохранения импульса.
- Доказать закон сохранения импульса при взаимодействии цилиндров разной массы.
- Решить задачу: мальчик массой 40 кг движется на тележке массой 100 кг со скоростью 1 м/с.С какой скоростью будет двигаться тележка, если мальчик спрыгнет с нее со скоростью 2 м/с по ходу движения ?
- Решить задачу: из пушки массой 500 кг под углом 30? к горизонту вылетает снаряд массой 20 кг со скоростью 200 м/с. Найти скорость отката пушки.
- Решить задачу: брусок массой mO скользит по наклонной плоскости, высота которой h и угол наклона ? и попадает в тележку массой mP . Какую скорость будет иметь после этого тележка?
После решения задач учащиеся по очереди объясняют решение своей задачи, отвечают на вопросы учащихся из других групп. Решения задач записываются в тетради.
Итог урока : вывести алгоритм решения задач по теме “Закон сохранения импульса”
Запись алгоритма в тетради:
- Записать данные задачи.
- Сделать чертеж.
- Записать закон сохранения импульса в векторной форме.
- Записать закон сохранения импульса в проекции на ось ОХ.
- Найти скорость, используя законы “Кинематики”.
- Решить полученное уравнение относительно неизвестного.
- Проверить ответ на реальность.
III. Выполнение самостоятельной работы по пособию Рымкевич А.П. “Сборник задач по физике”
№ 323 (программируемое задание)
Тело массой m1 , проекция скорости которого на ось ОХ равна v1x, взаимодействует с телом массой m2, проекция скорости которого v2x. Найти проекцию скорости тел после взаимодействия в, если они стали двигаться как одно тело. Траектория движения тел совпадает с осью ОХ.
№ | m1,кг | V1 x,м/с | m2,кг | V2 x,м/с |
1 | 0,8 | 4 | 0,8 | 0 |
2 | 0,8 | 2 | 0,8 | -2 |
3 | 0,673 | -21,4 | 0,824 | 11,2 |
4 | 0,673 | -21,4 | 0,824 | -11,2 |
5 | 21400 | 8,26 | 0,11 | -11,2 |