Разработка урока по физике с применением интерактивных технологий

Разделы: Физика


Тема: Движение тел. 9 класс

Тип урока: з акрепление знаний, умений учащихся по теме.

Методика урока: метод социального взаимодействия, рефлексивная технология.

Сущность: учитель и учащиеся связаны постоянно общей целью – достижение наилучшего результата.

1. Средства достижения:

1.1 общение путем знаковой системы (слово, движение, рисунок);
1.2 наличие конфликта (разные точки зрения на одну и ту же проблему, ситуацию, вопрос);
1.3 мотивация через самореализацию и индивидуализацию;
1.4 особое размещение учащихся (круг, дискуссионный клуб);
1.5 рефлексия на каждом этапе урока (самооценка, самоанализ, групповая оценка).

2. Цели урока:

Образовательные:

2.1 проверить усвоение учащимися физических понятий (траектория, путь, перемещение, скорость, ускорение);
2.2 выявить уровень сформированности знания о видах движения;
2.3 выявить умение описывать вид движения, вычленяя основные признаки;
2.4 выявить уровень сформированности умения решать типовые задачи на узнавание вида движения, графическое изображение;
2.5 выявить умение использовать справочную литературу.

Воспитательные:

2.6 приучать учащихся к аккуратной записи:

а) при решении задач в тетради;
б) при оформлении классной доски;
в) при построении графиков;

2.7 приучать учащихся к доброжелательному отношению, взаимопомощи, взаимопроверке, к самооценке.

Развивающие:

2.8 продолжать формирование умения анализировать условия задач;
2.9 обобщать изучаемый материал при решении задач на различные виды движения;
2.10 анализировать и оценивать ответ одноклассников;
2.11 продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов.

3. Учащиеся должны знать:

понятия:

3.1 путь;
3.2 перемещение;
3.3 траектория;
3.4 скорость;
3.5 ускорение;

единицы измерения:

3.6 пути;
3.7 скорости;
3.8 координаты;
3.9 ускорения;

формулы:

равномерного движения:

3.10 v = s/t;
3.11 s = vt;
3.12 x = хо + vt;
3.13 а = 0;

равноускоренного движения:

3.14 v = vо + at;
3.15 a = (vvо)/t;
3.16 s = vо t + at2/2;
3.17 x = хо+ vоt + at2/2.

4. Учащиеся должны уметь:

4.1 использовать определение скорости;
4.2 использовать определение ускорения;

использовать формулы:

4.3 пути;
4.4 перемещения;
4.5 а) координаты при РМД; б) координаты при РУД;
4.6 читать графики: а) v(t); б) х(t);
4.7 построить графики: а) v(t); б) х(t);
4.8 находить время и место встречи;
4.9 анализировать свою работу и работу одноклассников.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие цели достигаются?

Какие ЗУНы проверяются?

1. Организационный момент. Организовывает работу учащихся, сообщает цели урока. Слушают учителя, готовятся к уроку 1.1  
2. Актуализация ЗУН учащихся. Проводит физический диктант:

Закончить фразу:

Траектория –

Путь –

Перемещение –

Скорость –

Ускорение –

Пишут физический диктант:

 

– линия, по которой движется материальная точка (тело).

– длина траектории, по которой движется тела за единицу времени.

– вектор, соединяющий начало и конец движения материальной точки (тела).

– показывает, какой путь тело проходит за единицу времени.

– быстрота изменения скорости за единицу времени.

1.1, 2.1 3.1 – 3.5

3.6, 3.7, 3. 9

4.1

4.2

Написать единицы измерения пути, скорости, ускорения.

Проводит рефлексию:

У кого “5”, “4”, прочерк?
Какие ошибки допущены?
У кого такие же ошибки?

Пишут единицы измерения пути – м, скорости – м/с, ускорения – м/с2 .

Меняются тетрадями, оценивают друг друга:

“5” правильных ответов 8;
“4” правильных ответов 7;
“3” правильных ответов 6;
прочерк – меньше 6.

2.7, 2.10;

1.5.

4.9;

4.9.

3. Отработка теоретического материала: "Равномерное и равноускоренное движение". Проводит подготовку учащихся к отработке теоретического материала.

Задает вопрос: Что такое движение в вашей жизни?

Делит на группы по 4 – 5 человек:

Земля
Луна
Ракета
Солнце”

Рассаживаются по кругу. (Приложение 1)

Каждый ученик отвечает на вопрос.

Распределяются по группам.

Расположение: дискуссионный клуб (Приложение 2).

1.1. – 1.4;

2.2, 2.7, 2.10, 2.11.

3.1 – 3.5;

4.1, 4.2.

4. Групповая работа по исследованию движения.

Предлагает группам наметить план, по которому они будут описывать выбранный вид движения. Учащиеся в группах намечают план описания выбранного вида движения.

Примерный план описания вида движения:

  1. Определение вида движения.
  2. Способы задания движения (запись уравнений, формул; таблицы, графики).
  3. Приведение примеров движения; использование их в повседневной жизни, технике, быту.
1.1 – 1.4;

2.2, 2.3, 2.5, 2.7, 2.9, 2.10, 2.11.

3.1 – 3.17;

4.1, 4.2 – 4.5.

5. Проводит коррекцию плана описания вида движения.

Консультирует тех, кто поднял руку.

Слушает представителей групп

Принимают корректированный план описания вида движения

Проводят исследование вида движения, оформляют на отдельных листах.

1 ученик из группы представляет работу группы. Остальные следят за ответом, дополняют ответ.

Оценивают работу каждого члена группы.

(Приложение 3)

1.4;

2.2 – 2.5, 2.7, 2.9 – 2.11;

1.3;

2.2, 2.3, 2.5, 2.7, 2.9 – 2.11;

1.5;

2.7, 2.10.

3.1 – 3.17;

4.1 – 4.5;

3.1 – 3.17;

4.1 – 4.5;

4.9.

6. Решение задач на движение тел. Проводит индивидуальные консультации учащихся (тех, кто поднял руку) Парная работа (поварианто)

Задачи:

В-1. Движение двух велосипедистов описывается уравнениями = 12t и = 120 – 10t. Опишите характер движения каждого велосипедиста, найдите модуль и направление их скоростей, определите место и время встречи этих велосипедистов.

2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8. 3.7, 3.8, 3.12,

4.1, 4.8, 4.5.

 

Проводит обсуждение решенных задач.

Проводит рефлексию.

В-2

Уравнение координаты тела имеет вид

х = 20 + 5t + t2, величины измерены в единицах СИ:

А) опишите характер движения тела;

Б) найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости, модуль и направление ускорения;

В) напишите уравнение v(t), постройте график скорости;

Г) постройте график х(t).

В-3

График движения двух тел представлен на рисунке, написать уравнение х(t).

Защита решенных задач у доски, вызываются по желанию три ученика.

Они комментируют решенные задачи. Остальные следят за решением и фиксируют у себя в тетради. Самооценка учащихся.

(Приложение 4)

2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8;

2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8;

1.3;

2.2-2.4, 2.6. 2.11;

1.5, 2.7;

3.1-3.17;

4.1 – 4.8.

3.7, 3.8, 3.9, 3.14, 3.17;

4.4, 4.5, 4.7;

4.1, 4.4, 4.5, 4.6;

4.9.

5. Разбор домашнего задания Р-86 Проводит консультацию по задаче.

Вопрос: Есть ли дополнительные вопросы?

Фиксируют у себя в тетради. 2.8. 4.5, 4.8, 4.9
6. Подведение итогов урока. Рассаживает по кругу.

(Приложение 1)

Вопрос: Что нового вы узнали о движении?
Чему вы научились?

Заполняется рабочая карта урока (Приложение 5).

Делятся своими впечатлениями. 1.3, 1.4, 1.5;

2.7, 2.12.11.

4.9.