Тема: Движение тел. 9 класс
Тип урока: з акрепление знаний, умений учащихся по теме.
Методика урока: метод социального взаимодействия, рефлексивная технология.
Сущность: учитель и учащиеся связаны постоянно общей целью – достижение наилучшего результата.
1. Средства достижения:
1.1 общение путем знаковой системы (слово,
движение, рисунок);
1.2 наличие конфликта (разные точки зрения на одну
и ту же проблему, ситуацию, вопрос);
1.3 мотивация через самореализацию и
индивидуализацию;
1.4 особое размещение учащихся (круг,
дискуссионный клуб);
1.5 рефлексия на каждом этапе урока (самооценка,
самоанализ, групповая оценка).
2. Цели урока:
Образовательные:
2.1 проверить усвоение учащимися физических
понятий (траектория, путь, перемещение, скорость,
ускорение);
2.2 выявить уровень сформированности знания о
видах движения;
2.3 выявить умение описывать вид движения,
вычленяя основные признаки;
2.4 выявить уровень сформированности умения
решать типовые задачи на узнавание вида
движения, графическое изображение;
2.5 выявить умение использовать справочную
литературу.
Воспитательные:
2.6 приучать учащихся к аккуратной записи:
а) при решении задач в тетради;
б) при оформлении классной доски;
в) при построении графиков;
2.7 приучать учащихся к доброжелательному отношению, взаимопомощи, взаимопроверке, к самооценке.
Развивающие:
2.8 продолжать формирование умения
анализировать условия задач;
2.9 обобщать изучаемый материал при решении задач
на различные виды движения;
2.10 анализировать и оценивать ответ
одноклассников;
2.11 продолжать развивать монологическую речь к
использованию физических терминов.
3. Учащиеся должны знать:
понятия:
3.1 путь;
3.2 перемещение;
3.3 траектория;
3.4 скорость;
3.5 ускорение;
единицы измерения:
3.6 пути;
3.7 скорости;
3.8 координаты;
3.9 ускорения;
формулы:
равномерного движения:
3.10 v = s/t;
3.11 s = vt;
3.12 x = хо + vt;
3.13 а = 0;
равноускоренного движения:
3.14 v = vо + at;
3.15 a = (v – vо)/t;
3.16 s = vо t + at2/2;
3.17 x = хо+ vоt + at2/2.
4. Учащиеся должны уметь:
4.1 использовать определение скорости;
4.2 использовать определение ускорения;
использовать формулы:
4.3 пути;
4.4 перемещения;
4.5 а) координаты при РМД; б) координаты при РУД;
4.6 читать графики: а) v(t); б) х(t);
4.7 построить графики: а) v(t); б) х(t);
4.8 находить время и место встречи;
4.9 анализировать свою работу и работу
одноклассников.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Какие цели достигаются? |
Какие ЗУНы проверяются? |
1. Организационный момент. | Организовывает работу учащихся, сообщает цели урока. | Слушают учителя, готовятся к уроку | 1.1 | |
2. Актуализация ЗУН учащихся. | Проводит физический диктант: Закончить фразу:
|
Пишут физический диктант:
– линия, по которой движется материальная точка (тело). – длина траектории, по которой движется тела за единицу времени. – вектор, соединяющий начало и конец движения материальной точки (тела). – показывает, какой путь тело проходит за единицу времени. – быстрота изменения скорости за единицу времени. |
1.1, 2.1 | 3.1 – 3.5 3.6, 3.7, 3. 9 4.1 4.2 |
Написать единицы измерения пути,
скорости, ускорения. Проводит рефлексию: У кого “5”, “4”, прочерк? |
Пишут единицы измерения пути – м,
скорости – м/с, ускорения – м/с2 . Меняются тетрадями, оценивают друг друга: “5” правильных ответов 8; |
2.7, 2.10; 1.5. |
4.9; 4.9. |
|
3. Отработка теоретического материала: "Равномерное и равноускоренное движение". | Проводит подготовку учащихся к
отработке теоретического материала. Задает вопрос: Что такое движение в вашей жизни? Делит на группы по 4 – 5 человек:
|
Рассаживаются по кругу. (Приложение
1) Каждый ученик отвечает на вопрос. Распределяются по группам. Расположение: дискуссионный клуб (Приложение 2). |
1.1. – 1.4; 2.2, 2.7, 2.10, 2.11. |
3.1 – 3.5; 4.1, 4.2. |
4. Групповая работа по исследованию движения. |
Предлагает группам наметить план, по которому они будут описывать выбранный вид движения. | Учащиеся в группах намечают план
описания выбранного вида движения. Примерный план описания вида движения:
|
1.1 – 1.4; 2.2, 2.3, 2.5, 2.7, 2.9, 2.10, 2.11. |
3.1 – 3.17; 4.1, 4.2 – 4.5. |
5. | Проводит коррекцию плана описания вида
движения. Консультирует тех, кто поднял руку. Слушает представителей групп |
Принимают корректированный план
описания вида движения Проводят исследование вида движения, оформляют на отдельных листах. 1 ученик из группы представляет работу группы. Остальные следят за ответом, дополняют ответ. Оценивают работу каждого члена группы. |
1.4; 2.2 – 2.5, 2.7, 2.9 – 2.11; 1.3; 2.2, 2.3, 2.5, 2.7, 2.9 – 2.11; 1.5; 2.7, 2.10. |
3.1 – 3.17; 4.1 – 4.5; 3.1 – 3.17; 4.1 – 4.5; 4.9. |
6. Решение задач на движение тел. | Проводит индивидуальные консультации учащихся (тех, кто поднял руку) | Парная работа (поварианто) Задачи: В-1. Движение двух велосипедистов описывается уравнениями = 12t и = 120 – 10t. Опишите характер движения каждого велосипедиста, найдите модуль и направление их скоростей, определите место и время встречи этих велосипедистов. |
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8. | 3.7, 3.8, 3.12, 4.1, 4.8, 4.5. |
Проводит обсуждение решенных задач. Проводит рефлексию. |
В-2 Уравнение координаты тела имеет вид х = 20 + 5t + t2, величины измерены в единицах СИ: А) опишите характер движения тела; Б) найдите начальную координату, модуль и направление начальной скорости, модуль и направление ускорения; В) напишите уравнение v(t), постройте график скорости; Г) постройте график х(t). В-3 График движения двух тел представлен на рисунке, написать уравнение х(t). Защита решенных задач у доски, вызываются по желанию три ученика. Они комментируют решенные задачи. Остальные следят за решением и фиксируют у себя в тетради. Самооценка учащихся. |
2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8; 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8; 1.3; 2.2-2.4, 2.6. 2.11; 1.5, 2.7; 3.1-3.17; 4.1 – 4.8. |
3.7, 3.8, 3.9, 3.14, 3.17; 4.4, 4.5, 4.7; 4.1, 4.4, 4.5, 4.6; 4.9. |
|
5. Разбор домашнего задания Р-86 | Проводит консультацию по задаче. Вопрос: Есть ли дополнительные вопросы? |
Фиксируют у себя в тетради. | 2.8. | 4.5, 4.8, 4.9 |
6. Подведение итогов урока. | Рассаживает по кругу.
Вопрос: Что нового вы узнали о движении? Заполняется рабочая карта урока (Приложение 5). |
Делятся своими впечатлениями. | 1.3, 1.4, 1.5; 2.7, 2.12.11. |
4.9. |