Цели урока:
- обучающая: применение основных понятий изученной темы в нетрадиционной форме организации учебной деятельности;
- развивающая: развитие коммуникативных качеств личности, умений пользоваться знаниями в различных ситуациях коллективно-распределительной деятельности;
- воспитывающая: воспитание осознания цели коллективной деятельности, сотрудничества и уважения друг к другу.
Оформление: на доске 2 самодельных демонстрационных плаката “Игровое поле” и “Поле учета”
финалист 1 | |
финалист 2 |
Учитель: В огромном океане под названием “Материя” есть два острова, которые являются основой существования данного океана. Как вы думаете, какие названия имеют эти острова?
Ученик: Вещество и Поле.
Учитель: Остров “Поле” сегодня будет нами исследован в ходе учебной игры, название которой (Звучит песня группы “Би-2” – “Последний герой”)…
Ученик: “Последний герой”.
Учитель: Да, но в названии некоторые дополнения – “Последний герой – конец темы”. Сначала вас ждет отборочный тур. Вход на остров закрыт, на воротах 7 замков. Ключом к каждому замку будет ответ на вопрос. Правильно ответивший, получает символический ключ. Набравшие большее число ключей, формируют свои команды для исследования острова “Поле” в составе 7 человек.
Вопросы: (фронтальный опрос)
- Как можно наэлектризовать любое тело? (Трением)
- По какому свойству все вещества делят на проводники и диэлектрики? (Способность проводить электрический ток)
- Физическая величина, являющаяся силовой характеристикой электрического поля? (Напряженность)
- Что является источником электрического поля? (Заряженное тело, электрический заряд)
- Устройство для накопления энергии электрического поля? (Конденсатор)
- Название силы взаимодействия электрических зарядов в электрическом поле? (Сила Кулона)
- Прибор для регистрации степени электризации тел? (Электроскоп)
На острове есть единственное обитаемое место – город “Электроград”. По дороге к нему – 6 преград, которые можно преодолеть, разбираясь в свойствах электрического поля. После каждого ответа команда отправляет на материк одного из команды, кто, по мнению команды, меньше вносит вклад в правильное решение задачи.
Оставшиеся учащиеся класса, разбившись на две
группы, становятся экспертами. Они проверяют
правильность выполнения заданий на
этапах-преградах. Выбывшие члены команд
пополняют экспертные группы.
На “Поле учета” главный эксперт из числа
учеников записывает имена выбывших участников
команд и двух участников-финалистов.
Задания.
1 преграда: Изобразите силовые линии электрических полей следующих объектов:
2 преграда: “Найди пару”. На карточках записаны отдельно буквенное обозначение величины и расчетная формула. Необходимо составить правильную запись формулы.
= F/q = CU2/2
= k q1q2/r2
= A/q W, U, E, Fк |
= kq/r2
= qU/2 = kq1q2/r2
= q/C W, U, E, Fк |
3 преграда: Определить направления напряженности электрического поля в указанных точках при условии – q1= q2, r1= r2.
4 преграда: По данным на корпусе конденсатора определить, какой энергией он обладает при зарядке до предельного напряжения (выдаются конденсаторы).
5 преграда: Каждой команде нужно ответить на вопрос:
1. Два одинаковых шарика с зарядами (+ q) и (– 3q) привели в соприкосновение и развели в стороны. Каков заряд будет на каждом из шариков? Ответ поясните на основе закона сохранения электрического заряда.
2. Два одинаковых шарика с зарядами (– q) и (+ 5q) привели в соприкосновение и развели в стороны. Каков заряд будет на каждом из шариков? Ответ поясните на основе закона сохранения электрического заряда.
6 преграда: Каждой команде нужно объяснить описанное явление из отрывков литературных произведений.
1. А.Р. Беляев “Властелин мира”: герой романа сделал установку, передающую биотоки мозга в окружающее пространство. С ее помощью изобретатель (властелин мира) заставлял людей то петь одну и ту же песню, то испытывать невыразимый ужас. Для борьбы с ним была использована аналогичная установка. “Меня начинают бить моим же оружием. Это скверно… У меня есть металлическая сетка. Можно будет накинуть на себя…”. Почему изобретатель решил использовать металлическую сетку?
2. М.В. Ломоносов “Письмо о пользе стекла”:
Вертясь, Стеклянный шар
Дает удары с блеском
С громовым сходственны
Сверканием и треском.
Объясните явление.
7 преграда: Для финалистов – проверка знаний основных физических терминов темы при отгадывании кроссворда “О, память моя, не подведи!”.
Вопросы:
- Тело, внутри которого при помещении в электрическое поле, поля нет.
- Единица измерения электрического заряда.
- Частица – носитель наименьшего отрицательного заряда.
- Силовая характеристика электрического поля.
- Процесс получения электрически заряженного тела.
- Единица измерения энергетической характеристики электрического поля.
Ответы:
- проводник;
- кулон;
- электрон;
- напряженность;
- электризация;
- вольт.
Первый учащийся, отгадавший кроссворд, становится победителем – “Последним героем”.
Учитель: Итак, мы достигли цели исследования – попали в город “Электроград”. И это удалось одному игроку, а последний – всегда герой. Но победа последнего невозможна без поддержки всей команды. И залогом успеха всегда была и будет взаимопомощь.
По аналогии проводится учебная игра “Последний герой” в 10 классе по теме: “Основы электростатики”. К этому уроку составлена компьютерная презентация, содержащая слайды с вопросами заданий и ответами.