Дидактический материал для блиц-контроля

Разделы: Физика


Экспериментальная подготовка учащихся по физике, формирование соответствующих знаний и умений, включенных в Образовательный стандарт основного и среднего (полного) общего образования по физике, занимают значительное место в учебном процессе. В современной концепции физического образования роль, место и функции учебного эксперимента еще более усилены. Указанные изменения отражены и в кодификаторах, в соответствии с которыми составляются контрольно-измерительные материалы ЕГЭ и ЦТ для проведения итоговой аттестации (в 9 и 11 классах) по физике. Позиции, связанные с экспериментальной подготовкой, представлены в них достаточно широко.

Экспериментальные умения, которые должны освоить ученики, отражены в Требованиях к уровню подготовки.

В качестве примера в таблице приведены физические величины, которые ученик должен научиться измерять уже в основной школе, и обобщенные экспериментальные умения.

Уметь

 

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости

7 класс
  • расстояния
  • промежутка времени
  • массы
  • силы
  • давления
  • пути от времени
  • силы упругости от удлинения пружины
  • силы трения от силы нормального давления
8 класс
  • температуры
  • влажности воздуха
  • силы тока
  • напряжения
  • электрического сопротивления
  • работы электрического тока
  • мощности электрического тока
  • температуры остывающего тела от времени
  • силы тока от напряжения на участке цепи
  • угла отражения от угла падения света
  • угла преломления от угла падения света
9 класс
  • расстояния
  • промежутки времени
  • силы
  • пути от времени
  • силы упругости от удлинения пружины
  • силы трения от силы нормального давления
  • периода колебаний маятника от длины нити
  • периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины

Одним из первых отрабатывается умение проводить прямые измерения физических величин, но, как показывают результаты тестирования различного уровня, с такими заданиями справляются 35-60% учащихся.

За один, в лучшем случае два урока, предусмотренных программой, это умение не отработать.

Предлагаемый дидактический материал (4 группы по 4 варианта в каждой группе) представляет собой кратковременные (при дефиците времени это существенно) самостоятельные работы (блиц-контроль). Их можно многократно использовать: на любом уроке, на любом этапе урока, а также в качестве домашнего задания. Функции работ также различны: для закрепления, для повторения на нескольких последующих уроках, для повторения перед выполнением лабораторной работы, для подготовки к централизованному тестированию.

Основное назначение работ – подготовить учащихся к выполнению различных экспериментальных заданий: отработать умение определять показания различных приборов с учетом абсолютной погрешности измерения величин.

Несмотря на то, что текст заданий одинаков, дидактический материал для удобства копирования оформлен в виде готовых карточек по группам (обозначены римскими цифрами) и вариантам (обозначены арабскими цифрами).

с.р. Измерение физических величин

I - 1

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

I - 2

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

I - 3

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

I - 4

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.

 

с.р. Измерение физических величин

II - 1

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

II - 2

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

II - 3

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

II - 4

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.

 

с.р. Измерение физических величин

III - 1

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

III - 2

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

III - 3

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

III - 4

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.

 

с.р. Измерение физических величин

IV - 1

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

IV - 2

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

IV - 3

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.
с.р. Измерение физических величин

IV - 4

Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора.