Экспериментальная подготовка учащихся по физике, формирование соответствующих знаний и умений, включенных в Образовательный стандарт основного и среднего (полного) общего образования по физике, занимают значительное место в учебном процессе. В современной концепции физического образования роль, место и функции учебного эксперимента еще более усилены. Указанные изменения отражены и в кодификаторах, в соответствии с которыми составляются контрольно-измерительные материалы ЕГЭ и ЦТ для проведения итоговой аттестации (в 9 и 11 классах) по физике. Позиции, связанные с экспериментальной подготовкой, представлены в них достаточно широко.
Экспериментальные умения, которые должны освоить ученики, отражены в Требованиях к уровню подготовки.
В качестве примера в таблице приведены физические величины, которые ученик должен научиться измерять уже в основной школе, и обобщенные экспериментальные умения.
Уметь |
||
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин |
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости |
|
7 класс |
|
|
8 класс |
|
|
9 класс |
|
|
Одним из первых отрабатывается умение проводить прямые измерения физических величин, но, как показывают результаты тестирования различного уровня, с такими заданиями справляются 35-60% учащихся.
За один, в лучшем случае два урока, предусмотренных программой, это умение не отработать.
Предлагаемый дидактический материал (4 группы по 4 варианта в каждой группе) представляет собой кратковременные (при дефиците времени это существенно) самостоятельные работы (блиц-контроль). Их можно многократно использовать: на любом уроке, на любом этапе урока, а также в качестве домашнего задания. Функции работ также различны: для закрепления, для повторения на нескольких последующих уроках, для повторения перед выполнением лабораторной работы, для подготовки к централизованному тестированию.
Основное назначение работ – подготовить учащихся к выполнению различных экспериментальных заданий: отработать умение определять показания различных приборов с учетом абсолютной погрешности измерения величин.
Несмотря на то, что текст заданий одинаков, дидактический материал для удобства копирования оформлен в виде готовых карточек по группам (обозначены римскими цифрами) и вариантам (обозначены арабскими цифрами).
с.р. Измерение физических величин
I - 1 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
I - 2 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
I - 3 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
I - 4 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. |
с.р. Измерение физических величин
II - 1 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
II - 2 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
II - 3 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
II - 4 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. |
с.р. Измерение физических величин
III - 1 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
III - 2 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
III - 3 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
III - 4 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. |
с.р. Измерение физических величин
IV - 1 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
IV - 2 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
IV - 3 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. | |
с.р. Измерение физических величин
IV - 4 |
|
Определите - цену деления шкалы прибора; - пределы измерения величины данным прибором; - абсолютную погрешность измерения. Запишите показание прибора. |