I. Приемы КСО при изучении темы “Механическое движение” в 7 классе
1.1 Примерное планирование учебного материала
№ урока |
Тема урока |
Методы КСО |
1 |
Механическое движение |
Вводная лекция, ок-1 ок-2 ок-3 |
2 |
Равномерное и неравномерное движение |
ок-1,ВТ-7-3-1 |
3 |
Скорость. Решение задач |
ок-2,ВТ-7-3-2,ВЗ-7-3-1 |
4 |
Расчет пути и времени движения |
ок-3,ВТ-7-3-3,ВЗ-7-3-2 |
5 |
Решение задач “Путь, скорость, время” |
ВЗ-7-3-3,ВЗ-7-3-4, ВД |
6 |
Инерция |
ок-4,ВТ-7-3-4 |
7 |
Повторение “Механическое движение” |
Вопросник, тест, задачи. |
8 |
Контрольная работа |
Итоги главы 3 |
Учащиеся должны знать:
Понятия: Механическое движение, равномерное и неравномерное движение, скорость, средняя скорость, путь, траектория, инерция.
Формулы: скорости, средней скорости, пути и времени.
Учащиеся должны уметь:
Решать качественные и расчетные задачи с применением следующих формул:
S = v*t V = s/t t = s/v
Решать графические задачи и правильно пользоваться таблицами физических величин.
Листок учета знаний учащихся:
№ урока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Методы КСО |
ВТ-1 |
ВТ-2 |
ВЗ-3 |
ВТ-3 ВЗ-2 |
ВЗ-3 ВД |
ВТ-4 ВЗ-3 |
Вопросник тест |
Контрольная работа |
Ф.И.уч-ся |
ВТ – взаимопередача тем. ВЗ – взаимообмен заданиями. ВД – взаимодиктант.
1.2 Методические приемы КСО
Дидактические материалы подготовлены по теме “Механическое движение” для 7 класса. Этот блок состоит из 4 видов карточек. Кроме уроков, проводимых с карточками, должны быть уроки лабораторных, самостоятельных и контрольных работ. Поэтому необходимо в тематическом планировании заранее продумать дозировку времени по темам. Уроки удобно проводить попарно, что необходимо при составлении расписания.
В дидактических карточках применены условные обозначения, состоящие из 4 групп букв и цифр:
- методический прием;
- класс;
- номер блока, тем или задач;
- номер карточки.
Например: ВТ-7-3-2 ВТ – взаимопередача тем, 7 – класс, 3 – блок , 2 – карточка [2 с.3].
В предлагаемых дидактических материалах использованы следующие методы КСО: взамопередача тем (“ВТ”), взаимообмен заданиями (“ВЗ”), взаимодиктант (“ВД”).
Рассмотрим каждый из них отдельно.
1.3 Взаимопередача тем (“ВТ”)
Учитель разделяет учащихся класса на группы по 4 человека с учетом взаимоотношений учащихся и желательно с одинаковыми способностями. Впоследствии могут создаваться авангардные группы, которые быстрее усваивают и могут помогать и в консультациях, и в контроле знаний.
Уроки одного блока состоят в основном из двух частей:
1- вводной части и беседы (0,5-1 урок).
2- работа учащихся в парах сменного состава (2,5-3 урока).
В вводной части и беседе кратко разъясняется тема, состоящая из 4-8 параграфов, самые основные связывающие и трудные понятия; указывается, на что обратить особое внимание; проводятся демонстрационные опыты; разъясняется порядок работы; организуются группы; распространяются листы учета знаний по одному на каждую группу;
В каждой группе учитель назначает старшего, который заполняет лист учета знаний: при получении карточек ставит точки; при сдаче зачетов - оценки. Заполненный лист для выставления итоговой оценки сдается учителю. В журнал вносится только итоговая оценка.
При проверке знаний (приеме зачетов) в начальный период необходимо больше внимания обратить на правильность составления плана и умения конспектировать, выделять главное (1с.60).
Право проверять знания одноклассников получают сдавшие зачет по данной карточке на “4” и “5”. Критерии выставления отметок учащимся необходимо заранее приготовить.
В начале работы чувствуется некоторое завышение отметок, которое, с другой стороны, стимулирует повышение работоспособности учащихся. Оценки можно довести до объективной реальности повышением критериев оценок [4 с.15].
ВТ-7-3-1
1. Изучи темы 13 и 14. Составь план и краткий конспект рассказа.
2. Вопросы и задания:
1) Какое из перечисленных движений равномерное:
а) движение маятника в часах,
б) движение Земли вокруг своей оси,
в) движение поезда.
2) Чем отличается путь от траектории?
3) Дома: измерьте среднюю длину своего шага и
пользуясь этой мерой, определите какой путь вы
проходите по коридору школы. Заметьте время
своего движения.
3. Задача: Выразите в метрах: 2,4км 60км 12дм 0,4дм 2см 2,26см 12мм.
ВТ-7-3-2
1. Изучи тему 15. Составь план и конспект рассказа.
2. Вопросы и задания:
1) Чем различаются движение автомобиля от
движения самолета?
2) Как по пути и скорости определить время
равномерного движения?
3) Какие единицы скорости вы знаете?
3. Задача: Выразите в метрах в секунду (м/с) скорости: 36 км/ч 108 км/ч 158,4 км/ч.
ВТ-7-3-3
1. Изучи тему 16. Составь план и конспект рассказа.
2. Вопросы и задания:
1) Как определить путь, пройденный телом при
равномерном движении, если известны скорость и
время движения?
2) Как по пути и скорости определить время
равномерного движения?
3) Ответьте на такие вопросы в случае
неравномерного движения.
3. Задача: Выразите в метрах в секунду (м/с): 12 км/с 3,4 км/с 5см/с 25 см/с.
Выразите в километр час (км/ч): 15 м/с 0,4 м/с.
ВТ-7-3-4
1. Изучи тему 17. Составь план и конспект рассказа.
2. Вопросы и задания:
1) Приведите примеры, показывающие, что скорость
движения тела меняется под действием другого
тела.
2) Что называют инерцией?
3) В какую сторону отклоняются пассажиры
относительно автобуса при повороте его вправо?
Влево?
3. Задача: Трактор движется со скоростью 2,5 м/с. Выразите эту скорость в см/с и в км/ч.
1.4 Взаимообмен заданиями (“ВЗ”)
Проводится для закрепления навыков решения задач после окончания нескольких тем. Здесь применяются листы учета решений задач, аналогичные как при “ВТ”.
Карточка состоит:
а) из двух однотипных задач;
б) образца одного примера решенной задачи и
задачи такого же типа.
Работа учителя на уроках в большей части сводится к контролю знаний. Разъяснение бывает кратким, но должен быть доходчивым, хорошо продуманным. Обычно учащиеся внимательно слушают, т.к. прекрасно понимают, что абсолютно все по всем темам должно отчитываться [3 с.8].
ВЗ- 7-3-1
Расчет средней скорости.
1. Изучи пример решения задачи:
Автобус проехал первые 4 км со средней скоростью 20 км/ч, а следующие 12 км со средней скоростью 40 км/ч. Чему равна средняя скорость автобуса на всем участке пути?
Дано: Решение:
S1 = 4 км 1.S весь = S1 + S2 = 4+12 = 16 (км).
S2 = 12 км 2. tвсе = t1 + t2 t1 = S1 / V = 4 / 20 = 0,2 (ч)
V1 = 20 км/ч t2 = S2 / V2 = 12 / 40 = 0,3 (ч)
V2 = 40 км/ч tвсе = t1 + t2 = 0,2 + 0,3 = 0,5 (ч)
Найти: 3. V ср = S весь \ tвсе
Vср - ? V ср = 16 / 0,5 = 32 (км/ч) Ответ: 32 км/ч.
2. Реши самостоятельно:
Автомобиль первую часть пути 30 км прошел со средней скоростью 54 км/ч. Остальную часть пути 40 км прошел за 1ч. С какой средней скоростью двигался автомобиль?
ВЗ-7-3-2
Расчет пути.
1. Изучи пример решения задачи:
Самолет летит со средней скоростью 750 км/ч. Какой путь он пролетает за 6 часов?
Дано: Решение:
V = 750 км\ч S = V * t
t = 6 ч S = 750*6=4500 (км)
Найти: S -? Ответ: 4500 км.
2. Реши самостоятельно: Упр 9 (1) и упр 9 (2).
ВЗ-7-3-3
Расчет времени.
1. Изучи пример решения задач:
За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с.
Дано: Решение:
V = 0,5 м/с 15 км = 15000 м
S = 15 км t = S / V
Найти: t -? t = 15000 / 0,5 = 30000 (с) Ответ: 30000с
2. Реши самостоятельно: Упр 9 стр 173 и упр 14 стр 174 учебника.
ВЗ- 7-3-4
Графические задачи.
1. Изучи пример решения задач:
На рисунке изображен график пути равномерного движения. На графике оs – ось пройденных путей; оt – ось времени. Определите по графику путь, пройденный за 10 ч и скорость движения (рис 32 стр35 учебника).
Дано: Решение:
t = 10 ч 1) по графику при t = 10 ч S = 500 км
Найти: V = S / t = 500 / 10 = 5 0(км/ч).
S -? V - ? ответ: 50 км/ч.
2. Реши самостоятельно: Упр 9 (5) и упр 9 (6).
II Контроль знаний учащихся с использованием методами КСО
2.1 Взаимодиктант (“ВД”)
Проводится для запоминания формул по физике (обычно перед уроками по “ВЗ” или контрольной работой).
Заранее дается набор формул для изучения в виде таблицы. Проводится в виде состязания в парах сменного состава.
- Один диктует по своему усмотрению названия 3-х формул, другой по памяти пишет формулы и обозначения букв (или называет обозначения букв), все это проводится за определенное время;
- Меняются ролями и все проводится за такое же время (обычно 5 мин.)
- Подсчитываются ошибки и выставляются оценки-очки за каждую формулу по критериям, разработанными учителем;
- У кого наберется больше очков, тот выигрывает и получает 2 балла. Проигравшие, или, в случае равенства, получают по 1 баллу;
- Затем происходит замена пар по швейцарской системе и все повторяется, далее еще один раз происходит смена пар;
- В итоге каждый должен участвовать в 3-х поединках, минимальный - 3 балла, максимальный - 6 баллов. За три балла отметка “3”,за шесть - “5” [1с.39].
Формулы для взаимодиктантов
Название |
Формулы |
Обозначение |
Единица измерения |
Путь |
S |
Путь |
км., м. |
Скорость |
V |
Скорость |
км/ч м/с |
Время |
T |
Время |
ч. с. |
2.2 Работа по вопросникам
Вопросники используются для повторения пройденной темы, раздела или курса. Вопросник составляет сам учитель, а также для этого могут привлекаться и ученики.
Учитель предлагает всем внимательно прочитать правила, определения по учебнику. Все ученики читают про себя и составляют предложения-формулировки вопросов. Отбираются лучшие формулировки и записываются. Так постепенно составляется вопросник [3 с.24].
Вопросник “Механическое движение”
- Что называют механическим движением? [3 с.18].
- Что такое траектория движения?
- Что называют путем, пройденным телом?
- Какие вы знаете единицы пути?
- Какое движение называют равномерным, неравномерным?
- Что означает запись: скорость пешехода 1,5 м/с ?
- Как определяют скорость движения? Единицы скорости.
- Как определяют скорость неравномерного движения?
- Что называют инерцией? тормозным путем автомобиля?
- Всадник быстро скачет на лошади. Что будет с всадником, если лошадь резко остановится?