Цели урока: выяснить, что является источником звука, каковы его характеристики, показать единство законов природы, установить связь физики, биологии и музыки.
Задачи урока:
- умение самостоятельно делать вывод;
- развитие речевых навыков;
- развитие теоретического мышления;
- развитие сотрудничества;
- воспитание умения выслушать товарища;
- развитие стремления к познанию.
Оборудование: осциллограф, микрофон, кодоскоп, камертон, молоточек, бусинка на нити, тиски, упругая металлическая линейка, центробежная машина с прибором, состоящим из нескольких зубчатых металлических дисков, насаженных на общую ось, картонная пластинка, графики гармонических колебаний на пленке, таблицы “Орган слуха, его функции”, “Гортань”, музыкальные инструменты (флейта, скрипка, гитара), электронный стенд.
Ход урока
Сегодня мы входим с вами в акустику, науку о звуке.
Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканьем часов и гулом моторов, шелестом листьев и завыванием ветра пением птиц и голосами людей, музыкой. О том, как рождаются звуки и что они собой представляют, люди начали догадываться очень давно. Заметили, к примеру, что звук создают вибрирующие в воздухе тела. Еще древнегреческий ученый Аристотель исходя из наблюдений, верно объяснил природу звука, полагая, что звучащее тело создает попеременное сжатие и разрежение воздуха. Так, колеблющая струна то уплотняет, то разряжает воздух, благодаря упругости которого эти чередующиеся воздействия передаются в пространство от слоя к слою, вызывают упругие звуковые волны.
На доске заранее записан опорный конспект (ОК). По ходу урока ОК сопровождается демонстрацией опытов и выводами, которые делают учащиеся.
Опорный Конспект Любой источник звука обязательно колеблется (хотя эти колебания незаметны для глаза), например, звуки голосов людей и многих животных возникают в результате колебаний их голосовых связок. Пчелы пользуются пульсирующими звуковыми сигналами. С их помощью они указывают членам семьи расстояние до обнаруженного источника корма. У рыб для генерации звуковых сигналов используются органы которые не имеют прямого отношения к звуку (плавники, плавательный пузырь), звучание духовых инструментов, звук сирены, свист ветра. Механические колебания в пределах от 20 Гц до 20000 Гц (передающиеся обычно через воздух) называются звуковыми. Этот диапазон частот человек воспринимает как звук. 1 Гц – одно колебание в секунду. Механические колебания, частота которых превышает 20000 Гц, называются ультразвуковыми, а колебания с частотами менее 20 Гц – инфразвуковыми Высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук. Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты. Самая низкая частота сложного звука называется основной частотой, а соответствующей ей звук определенной высоты – основным тоном. Все остальные тоны сложного звука называются обертонами Высота звука определяется частотой его основного тона: чем больше частота основного тона, тем выше звук. Тембр звука определяется совокупностью его обертонов. Разное количество обертонов, присущих тому или иному звуку, придает ему особую окраску – тембр Отличие одного тембра от другого обусловлено не только числом, но и интенсивностью обертонов, сопровождающих звучание основного тона. По тембру мы легко отличаем звуки скрипки и рояля, гитары и флейты, узнаем голоса знакомых людей. |
Демонстрации опытов 1. Упругая металлическая линейка в тисках будет издавать звук, если ее свободную часть, длина которой подобрана определенным образом, привести в колебательное движение. 2. Колебание звучащей струны гитары или другого инструмента. 3. Колебания звучащего камертона частотой 440 Гц (нота ля) с бусинкой на нити, бусинка отскакивает от ветвей камертона. 4. Прибор, состоящий из нескольких зубчатых металлических дисков, насаженных на общую ось, приводят во вращение тонкой картонной пластинкой и касаются зубьев одного из дисков, то слышен звук. Пластинка колеблется. Чем быстрее вращается диск, тем больше частота колебаний пластинки, и тем выше издаваемый звук. 5.Проецируются на экран с помощью кодоскопа графики колебаний. 6.Звук камертона разных частот. 7. Звучит нота фа, на нотном стенде загорается лампочка, где обозначена нота фа, звучит нота ля, загорается лампочка, соответствующая ноте ля. Примечание Все что касается характеристик звука, было озвучено словесно и музыкально преподавателем музыки школы искусств Тарасенко Еленой Александровной |
Камертон дает чистый звук, но пресный и не совсем приятный для восприятия. Маленький смычек пиликнул на скрипке, кто-то нечаянно задел струну гитары – и мы уже отмечаем про себя: звучит музыкальный инструмент.
Музыкальная пауза – ученица седьмого класса играет на флейте “С днем рождения Вика” – микрофон подключен к осциллографу, на экране которого можно проследить высоту тона от частоты, громкость звука от амплитуды.
Природа одарила человека таким замечательным органом как гортань – источник звука. (Заслушивается сообщение ученицы “Голосовые связки. Звукообразование”). После сообщения ученица задает вопросы классу по изложенному материалу, завязывается диалог, просматривается и валелогическая сторона. Например, такой вопрос: “Почему, когда у человека болит горло, он говорит хриплым голосом?”
Далеко не всякое колеблющееся тело является источником звука. Например, не издает звука колеблющийся грузик, предмет, подвешенный на нити или пружине поднятый вверх или опущенный вниз.
Указанные границы звукового диапазона могут быть различны, так как зависят от возраста людей и индивидуальных особенностей их слухового аппарата. Некоторые пожилые люди могут слышать звуки с частотами, не превышающими 6000 Гц. Дети же, наоборот, могут воспринимать звуки, частота которых несколько больше 20000 Гц.Колебания, частоты которых больше 20000 Гц или меньше 20 Гц, слышат некоторые животные.
Человек обладает таким уникальным органом как ухо – приемник звука. (Заслушивается доклад “Орган слуха, его функции”).
Ухо подразделяется на три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо. Залегает ухо в височной части черепа. Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход. Ушная раковина состоит из эластического хряща, его нет только в ушной мочке. Наружный слуховой проход выстлан железами, выделяющими ушную серу. От среднего уха он отделен барабанной перепонкой. В среднем ухе помещаются слуховые косточки, соединенные друг с другом: молоточек, наковальня и стремечко. Полость среднего уха называется барабанной полостью, она выстлана слизистой оболочкой. При помощи евстахиевой трубы она сообщается с носоглоткой, а на внутренней стенке полости среднего уха имеются два отверстия: круглое и овальное. Круглое отверстие прикрыто перепонкой, овальное – стремечком. По слуховой трубе в барабанную полость попадает воздух, благодаря чему уравновешивается давление на барабанную перепонку со стороны барабанной полости с внешним давлением воздуха. Внутреннее ухо имеет сложную форму и в нем различают два лабиринта – костный и перепончатый.
Костный лабиринт включает улитку, преддверие и три полукружных канала. Улитка образует 2,5 оборота вокруг костного стержня. Преддверие находится между улиткой и полукружными каналами и представляет полость овальной формы. Полукружные каналы располагаются взаимноперпендикулярно по отношению друг к другу. Перепончатый лабиринт располагается внутри костного, стенки перепончатого лабиринта состоят из плотной соединительной ткани. Между костным и перепончатым лабиринтом находится жидкость – перилимфа, в перепончатом лабиринте тоже находится жидкость – эндолимфа. Перепончатый канал улитки на поперечном разрезе имеет треугольную форму и соответственно три стенки – пластинки. Одна пластинка сращена с костной стенкой улитки, другая разделяет улитковый ход и лестницу преддверия, третья – улитковый ход и барабанную лестницу улитки. Барабанная лестница улитки состоит из большого количества фиброзных волокон – слуховых струн, натянутых в поперечном направлении. В улитковом ходе на слуховых струнах находится так называемый кортиев орган, состоящий из эпителиальных клеток различной формы, среди которых есть чувствительные слуховые клетки. На этих слуховых клетках оканчиваются волокна нерва улитки – таким образом, кортиев орган является звуковоспринимающим аппаратом внутреннего уха. Преддверие и полукружные каналы вместе составляют вестибулярный аппарат, в котором также имеются чувствительные клетки.
Вестибулярный аппарат является органом восприятия положения и движения тела в пространстве. К чувствительным клеткам вестибулярного аппарата также подходят нервные волокна. Звук проходит через слуховой провод и вызывает колебания барабанной перепонки, которые передаются через косточки среднего уха, овальное окно жидкости, находящейся в канале преддверия. Поскольку жидкости несжимаемы, жидкость преддверия передает колебания на круглое окно, как бы вызывая выбухание его. Звуковая волна, таким образом передается на перилимфу внутреннего уха, а колебания перилимфы, в свою очередь, вызывают через стенку перепончатого канала улитки колебания эндолимфы, которые передаются на кортиев орган. Этот орган состоит из пяти рядов клеток с выступающими волосками: ряды клеток тянутся вдоль спирали улитки по всей ее длине. В каждом кортиевом органе около 24000 таких клеток, расположенных на базилярной мембране, отделяющей канал улитки от барабанного канала. Над волосковыми клетками нависает другая мембрана – текторальная, прикрепленная одним своим краем к мембране, на которой расположены волосковые клетки, остальной кран мембраны остается свободным. Возникающие в волосковых клетках импульсы распространяются по волокнам слухового нерва. Движения базилярной мембраны при пульсациях вызывают трения волосковых клеток кортиева органа о нависающую над ним текторальную мембрану, раздражая окончания дендритов слухового нерва, лежащие у основания каждой волосковой клетки.
Звуки разной высоты (частоты) вызывают вибрацию определенных волосковых клеток. Высота звука зависит от частоты колебаний воздуха в секунду. Высокие тоны (тонкие звуки и голоса) имеют большую частоту колебаний, а низкие тоны (грубые, басистые звуки и голоса) – меньшую частоту колебаний. Чем больше величина колебаний, тем сильнее звук(сила звука). Тембр – особенность звука, благодаря которой человек может различать даже звуки одинаковой силы и высоты, но произведенными разными инструментами, например скрипки и пианино.
Человеческое ухо воспринимает от 16 до 20000 колебаний в секунду. Верхняя граница с возрастом изменяется: чем старше человек, тем меньше колебаний способно воспринимать его ухо. Максимальное количество колебаний, которое может воспринимать ухо человека в 35 лет, составляет 15000, а в 50 лет – даже 13000.
Оппоненты задают вопросы докладчику.
Звучат две разные струны на гитаре. Мы слышим разные звуки: один – более низкий, другой – более высокий. Звуки мужского голоса более низкие, чем звуки голоса женщины, сопрано выше альта.
Давайте послушаем скрипку! Преподаватель музыки школы искусств г. Североуральска Тарасенко Елена Александровна играет на скрипке “Мой ласковый и нежный зверь” Евгения Дога.
В звуке может быть разное количество обертонов. Оно зависит от длины, толщины и материала струны, от длины и среднего диаметра духового инструмента.
Обертоны могут быть разной силы, и это тоже влияет на тембр.
Тембр зависит и от материала из которого изготовлен инструмент. Медная труба, хоть и не значительно, но звучит иначе чем такая – же труба, но из латуни.
Влияет на тембр и форма инструмента. Если одну и ту же струну натянуть на балалайку и на гитару и взять звук одной и той же высоты, тембр получится разный, потому что корпус гитары лучше откликается на низкие обертоны. Конечно же, тембр зависит и от качества инструмента.
Видите, сколько разных условий. И еще больше различных сочетаний этих условий. Отсюда и многообразие тембров.
Итак, разные инструменты отличаются друг от друга своим тембром. Музыка была бы намного беднее, если бы сами инструменты не могли бы сами варьировать свой тембр. Неповторимо меняет свой тембр скрипка, переходя от низших звуков к высшим. Очень разно умеет звучать фагот – кто слышал, например, “Танец семи нот” бразильского композитора Вила Лобоса, тот хорошо знает это.
Слушаем игру на скрипке – “Концерт” Вивальди.
В образовании тембра, участвует не только сам инструмент, но и место, где он работает.
В зависимости от работы класса, способностей учащихся, их восприятия, проводится по ситуации валелогическая пауза – игра “мини-баскетбол”. На доске нарисованы две корзины, куда бросают мячи, изготовленные из бумаги. Это примерно смотрится так:
- Пение птиц
- Гром во время грозы
- Шум леса на ветру
- Звук проезжающего автомобиля
- Игра на флейте
- Писк комара
- Журчание ручейка
- Звук пролетающего самолета
- Жужжание пчел
- Шум морской волны
- Стук в барабан
- Звук выстрела
- Игра на скрипке
- Работа дрели
- Раскат грома
Две команды, участники которых забрасывают мяч в корзину по выбору, какой звук ему приятен, а какой нет. Чья команда накидает больше мячей в корзину, та и победитель! Члены команды получают физическую валюту – копию доллара. Физическая валюта учитывается при оценке знаний учащегося за четверть.
Загадка тембра
Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий… Если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся невидимому и неосязаемому звуку.
Звучит скрипка, “Мой ласковый и нежный зверь” Евгения Дога.
Вот еще несколько характеристик тембра: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный, прозрачный. Внимательно прислушиваясь к тембру инструментов, вы без труда можете продолжить это перечисление сами.
Ученики-музыканты, всегда ли приятен музыкальный звук? Одновременно играют на гитаре, флейте, скрипке и вместо приятной музыки создается шум. Систематическое воздействие на человека громких звуков неблагоприятно отражается на его здоровье. Появляются симптомы шумовой болезни: повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость, повышенное артериальное давление. В больших городах для уменьшения шумов, например, запрещаются звуковые сигналы автомобилей. Работа двигателя самолета – порядка 130 дБ. Такой громкий звук вызовет у человека болевые ощущения.
Человек так привык к звуку, к шуму, так что полная тишина, для него нелегкое испытание. Как-то в одном из интервью космонавты признались, что отрабатывать упражнения на физические перегрузки не труднее, чем находиться в сурдокамере, внутрь которой не проникает ни один звук.
Звучит песня под гитару “Осень” – группы ДДТ – в исполнении старшеклассников.
Ребята! Вот мы и раскрыли одну из тайн звука. И это прекрасно! Ибо, как сказал А. Эйнштейн: “Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истиной науки”. Работу о звуке продолжим на последующих уроках, так как открыв одну тайну, мы уже стоим на пороге другой. (Дается опережающее задание: подготовить доклады: “Ультразвук и его применение”, “Инфразвуки”).
В конце урока учащимся предоставляется анкета (оценка 10 баллов).
- Познавательно
- Полезно
- Необычно
- Интересно
- Доступно
- Комфортно
- Роль учителя
Итоги анкеты показали, что интегрированные уроки просто необходимы, как воздух.
Обычно такой интегрированный урок я проводила совместно с преподавателем музыки в конце изучения темы “Звук. Звуковые волны”, но время требует перемен, изменяется программа, учебники, ученики.
В уроке принимали участие:
- “Флейта” – ученица 7-го класса Соня Платыгина.
- “Скрипка” – преподаватель музыки школы искусств Тарасенко Е.А.
- “Гитара” – ученик 11-го класса Вахтыков Владимир.
Список литературы
- Газарен С. “В мире музыкальных звуков”
- Константинов А.И., Мовган В.И. “Звуки в жизни зверей” – Л: Издательство ЛГУ, 1985
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. “Физика”-9. М: Дрофа, 2003.