Внедрение инновационных технологий, сотрудничество, сотворчество обеспечивает возможность усвоения системы научных понятий, которая позволяет учащимся стать реальными субъектами учения. Функция методов обучения состоит в том, чтобы организовать и поддерживать учебную активность учащихся. Обучение учащихся активному выбору, поиску наиболее рационального способа решения, не навязывая единственный путь, по которому им следует идти, создание комфортных условий для сравнительно самостоятельного разрешения учащимися проблем являются прочной основой для формирования у них интеллектуальных навыков, творческого мышления.
Такой подход к обучению требует от учителя значительных изменений в стиле преподавания. Учителя должны научиться помогать ученикам строить знания, а не просто рассказывать им новый материал, научиться принимать и анализировать разнообразные варианты решения проблем, предложенные учениками, а не только один верный, задуманный учителем, и, наконец, научиться создавать атмосферу свободного общения, где ученики чувствовали бы себя в праве выражать свои мысли и строить познание мира сами. Такой подход к обучению, каким бы развлекающим и несерьезным он ни казался, требует от учителя значительной подготовки как в методическом, так и в содержательном плане.
Весьма важно, что учащиеся имеют возможность оценить способы и результаты своей деятельности во время живого обмена мнениями. Наилучшие результаты обучения достигаются:
- когда учащиеся учатся активно, осваивая, анализируя и систематизируя информацию;
- если используются разнообразные формы деятельности;
- если учащиеся способны выдвинуть новые идеи и новые возможности;
- когда учитель понимает и ценит разнообразие идей и мнений.
Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал - понял.
(Китайская поговорка)
В третьей четверти после изучения в 8 классе темы «Электрические явления» мы проводим урок защиты проектов. На первом уроке учащимся объявляется, что в конце изучения темы они представляют выполненный по группам (или индивидуально) макет электрифицированного дома. Защита проекта проходит в три этапа: представление, объяснение на основе схемы электрической проводки своего дома и демонстрация. Предлагаем вашему вниманию один из таких уроков.
Мой подарок любимому городу
(Урок защиты проектов)
Методика - творческий отчет.
Цель: создание условий для свободы выбора, самостоятельности и творчества в процессе выполнения группового задания.
Задачи:
- закрепление полученных предметных и знаний из других дисциплин,
- развитие способности анализировать и обобщать знания,
- создание условий для становления общекультурной компетентности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. На доске записана тема урока и цитата из
произведения А.С.Пушкина:
«…юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат,
Вознесся пышно, горделиво».
А.С.Пушкин
3.
Название этапа урока | Действия учителя | Действия учащихся |
Вступительное слово Отчет групп по плану: - представление, - аргументация выбора местоположения своего дома, - объяснение электрической схемы, - демонстрация работы макета Диагностика полученных знаний по теме Рефлексия Подведение итогов | Объявление темы, цели урока и плана отчета групп Организует выступления групп, проверяет электрические схемы Предлагает каждой группе решить кроссворд по теме «Электрическая цепь» Просит подвести итог работы, оформив его в виде синквейна Совместно с членами жюри (присутствующие на открытом уроке или представители каждой группы учащихся) определяет макет-победитель | Слушают, готовятся к отчету Выступают по группам, слушают выступления, наблюдают действие макетов, задают вопросы Каждая группа решает кроссворд Составляют синквейн и зачитывают его |
При написании синквейна (в переводе с французского языка - пять строк) учащиеся выражают свое отношение или знание словами:
- В первой строчке тема урока или предмета обсуждения называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строчка - описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами).
- Четвертая строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Пятая строчка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать:
Название - Урок.
Описание - Открытый, творческий.
Действия - Вдохновляет, развивает, увлекает.
Чувство - Как много великолепных идей!
Повторение сути - Гордость!