…Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства, освоенные, добытые раньше, становятся средством познания, освоения, преобразования мира… (В.А. Сухомлинский)
Актуальность:
Эпоха научно-технической революции в корне изменила представление о мире, захлестнув общество потоком разнообразной информации. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии - как средство повышения производительности и эффективности труда. Информация и все, что с ней связанно, играет решающую роль во всех жизненных сферах. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот главные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.
В информационном обществе необходимо овладевать информационной культурой, причем делать это надо с раннего детства. Сегодняшние школьники предпочитают работать с готовым пакетом информации. Но к уровню образованного человека предъявлены три группы требований. Одним из требований является умение воспринимать и перерабатывать информацию.
Лучшим способом выработки умения воспринимать и перерабатывать информацию является работа по подготовке информации для другого пользователя. При этом школьники задают определённый порядок изложения информации, правила; осознают их необходимость. С другой стороны такая деятельность предполагает развитие творческих способностей, содействует приобретению самостоятельного мышления. Развивает умение самому находить ответы на возникшие вопросы и принимать нужное решение.
Современному человеку необходимо владеть потоком информации. Обладание информацией движет человека к совершенству. Умение применить информацию делает человека совершенным, культурным.
Одно из значений термина "культура" может быть понято как уровень развития творческих сил и способностей человека. Культурой определяются знания и умения, профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрения, способы и формы взаимного общения людей. Личная культура человека определяется, во-первых, уровнем его умственного развития, а во-вторых, характером его профессиональной или творческой деятельности.
Быть хорошим специалистом в своей области еще не означает быть высококультурным человеком. Для этого необходим соответствующий уровень эстетического и нравственного развития, владение искусством общения.
Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.
Школа ВДЦ "Океан" имеет следующие особенности:
- временный детский коллектив (в среднем каждую смену в школе обучается 550 детей);
- кратковременный процесс обучения (2-3 недели);
- дети обучаются по разным учебным программам;
- учащие имеют разный уровень подготовки по предмету (дети из общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей, специализированных классов);
- обучение без домашнего задания;
- в классах обучаются представители различных национальных школ (Бурятии, Агинского-Бурятского Автономного Округа, Республики Саха (Якутия), Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа, Хакасии и других).
В связи с этим, перед учителем школы ВДЦ “Океан” ставятся следующие задачи:
- Умение ориентироваться во всех основных вариантах учебно-методического обеспечения базового уровня образования по предмету.
- Поддержание первоначального интереса учащихся к предмету.
- Обеспечение прохождения программного материала, который приходится на конкретную смену.
- Сохранение уровня учебной подготовки учащихся.
- Расширение и повышение знаний учащихся, развитие у них умений, навыков, творческих способностей.
- Создание условий комфортного обучения для каждого учащегося, т. е. позволяющих учащимся работать по своим программам и темам, чтобы не отставать от одноклассников.
Цель: обучить ребят находить, воспринимать, обрабатывать, оформлять и демонстрировать информацию.
Задачи:
- обеспечить осознанное владение детьми основами знаний об информации, способах передачи и использования информации;
- развивать теоретический, творческий, логический, операционный способы мышления;
- формировать у детей знания, умения и навыки рационального использования новых информационных технологий в учебной и будущей профессиональной деятельности;
- формировать умения планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств;
- развивать творческие способности и эстетические вкусы детей;
- развивать коммуникативные навыки ребят;
- повышать их культурный уровень.
Основные принципы воспитания и обучения спецкурса:
- Индивидуально-личностного подхода: содействовать осуществлению права ребенка выбирать самому направление самореализации, саморазвития, самоутверждения с учетом его внутреннего развития.
- Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.
- Творческой активности: развитие образного мышления, доверия к себе, уверенности в своих силах.
- Целостно-смыслового равенства: дети по собственному желанию выбирают тему проекта, подбирают для него необходимый материал и вместе с педагогом реализуют его.
- Культуросообразности: знакомясь с различной информацией дети узнают о культуре, традициях разных народов, учатся культуре общения.
- Природосообразности: учет возрастных, физиологических, психологических особенностей детей, а также особенностей национального характера.
- Постоянный поиск новых форм работы и совершенствование технологий.
Методы обучения и воспитания: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, самоанализ, групповая и индивидуальная работа и др.
Возраст участников спецкурса: 14-17 лет.
Формы проведения занятий: беседа, тестирование, работа с различными источниками информации (книга, периодическая литература, видео, интервью), практическая работа.
Технические средства: персональный компьютер, сканер, цветной принтер, цифровая фотокамера, видеомагнитофон, видеопроектор.
Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Paint, Adobe Photoshop, Page Marker, коллекция картинок, фотографий и другие программы.
Количество занятий: 10 по 45 мин.
Предполагаемый результат: демонстрация презентаций на экранах мониторов или большом экране.
Вводное занятие
Компьютерный дизайн
Цели:
- познакомить ребят с понятием компьютерный дизайн и некоторыми программами, которые можно использовать при оформлении чего-либо;
- познакомить учащихся с профессиями: дизайнер, корреспондент, журналист, фотокорреспондент, видеооператор, редактор и др.;
- познакомить ребят с готовыми детскими проектами;
- формировать у ребят положительное отношение к художественному творчеству на компьютерах;
- выявить ребят уже имеющих навыки работы в графических и текстовых редакторах;
Форма проведения: беседа, тестирование, демонстрация, работа со словарями.
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Знакомство с детьми.
- Беседа "Дизайн и профессия дизайнера".
- Работа со словарями (Найти значения слов: дизайн, дизайнер, корреспондент, фотокорреспондент, редактор, журналист и др.).
- Обобщение найденных терминов.
- Тестирование "Как найти "свое место" в жизни" [6].
- Демонстрация имеющихся проектов.
- Итоги.
Занятие 2
Проект (Как разработать и подготовить проект)
Цели и задачи:
- познакомить ребят с понятиями: проект, культура общения, интервью;
- определить темы детских проектов (презентаций);
- формировать навыки культуры общения (беседу может провести педагог-психолог).
Форма проведения: беседа, тренинги.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Беседа "Проект. Как составить проект".
- Выбор тематики проектов.
- Тренинги "Культура общения".
- Итоги.
Занятия 3 - 4
Первые шаги (работа по группам)
- Сбор информации. Разработка проектов презентаций (учитель физики).
- Презентации и их создание (учитель информатики).
Цели: развивать навыки работы с информацией; научить учащихся создавать слайды.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятием информации, видами информации, способами получения информации;
- учить детей находить информацию с помощью различных источников (книги, средства массовой информации, видео, беседа с респондентами);
- познакомить учащихся с понятиями: презентация, слайд, анимация;
- формировать у учащихся умение планировать структуру действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи определенного набора средств;
- учить строить информационные модели для описания объектов;
- развивать умение устанавливать признаки, свойства при формировании понятий, проводить анализ, синтез, сравнение;
- раскрыть значение новых информационных технологий в развитии современного общества;
- развивать художественные вкусы и творческие способности учащихся;
- развивать навыки работы с устройствами ввода-вывода информации.
Форма проведения: практическая работа, работа с различными источниками информации.
Ход занятия:
- Орг. момент.
- Посещение библиотеки.
- Работа с литературой, видеосюжетами, респондентами.
- Разработка плана презентации.
- Физкультминутка.
- Понятие презентации. Как создавать слайды.
- Итоги.
Занятия 5-8
Создание презентаций (сбор информации, обработка
информации, создание слайдов - работа в группах)
Цели и задачи:
- развивать навыки работы с различными источниками информации;
- развивать навыки работы с устройствами ввода-вывода информации;
- развивать творческие способности детей, их эстетические вкусы.
Форма проведения: работа с источниками информации, практическая работа на компьютере.
Ход занятия:
- Орг.момент.
- Работа с источниками информации (редактирование собранной информации).
- Практическая работа "Создание слайдов".
- Физкультминутка.
- Итоги занятий.
Практическая работа. Поиск и отбор информации для презентаций (темы презентаций дети определяют самостоятельно). Создание и редактирование презентации, состоящей из нескольких слайдов, включая титульный лист.
Предполагаемые темы проектов:
1. Сборник "Физика человека":
- Человек и тепловое воздействие
- Механическое воздействие на человека
- Электромагнитное воздействие на человека
- Радиационная безопасность
и другие темы по предмету.
2.* "Океанский калейдоскоп":
- "Литературное творчество океанцев"
- Странички истории
3.* Традиции и культура народов России.
Регионы России (откуда в "Океан" приезжают дети) и др.
Примечание: * данный интегрированный курс можно использовать с другими учебными предметами и (или) как элективный курс и во внеучебное время (как кружок, факультатив и т.д.)
Занятия 9-10
На пути к финишу
Цели и задачи:
- учить детей монтировать и демонстрировать презентацию;
- учить детей проводить анализ работ других детей и своей работы.
Ход занятий:
- Орг. момент.
- Редактирование работ.
- Монтаж презентаций.
- Демонстрация презентаций.
- Анализ работ.
- Итоги.
Практическая работа (монтаж презентаций, демонстрация презентаций для своей группы, анализ получившихся проектов).
Одна из работ, выполненная на занятиях спецкурса прилагается.
Используемая литература:
- Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986.
- Информатика 10-11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. - СПб: "Питер", 2001.
- Карелова Е.И., Шумихина Т.А. Учебно-методический комплекс "Интернет-технологии - образованию": Основы информационных технологий для учителя. Лабораторный практикум. - М.: Федерация Интернет Образования, 2002.
- Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1983.
- Патрушев В. Секреты видео.
- Рожков М.И., Волохов А.В. и др. Познай себя. - Научно-практический центр Совета СПО-ФДО, 1993.
- Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. - СПб.: "Дуэт", 1994.
- Современный словарь по культурологии. - Мн.: "Современное Слово", 1999.
- Современный энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Современная энциклопедия, 1983.
- Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. - СПб.: БХВ - Петербург,2002.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.