Цель – знакомство с военной лирикой авторов Карелии.
Задачи:
- Образовательная - познакомиться с биографией и творчеством поэтов Карелии о Великой Отечественной войне.
- Воспитательная – развивать патриотическое сознание обучающихся посредством знакомства с творчеством поэтов.
- Развивающая - формировать стремление к раскрытию собственного творческого потенциала.
Формируемые универсальные учебные действия:
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, аргументирование.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
- Личностные УУД: содействие развитию у учащихся критического мышления, поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения.
I. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством поэтов Карелии.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Чтение стихотворения
Александр Воронин
Я говорю, что Вечный огонь
холоден, словно лед.
Тот, кто приблизит к нему ладонь,
вряд ли меня поймет.
Впрочем, не думаю, что ему
этим добавишь ума.
Если б ему там лежать самому,
понял бы – льдиста тьма.
Жутким морозом ночью и днем,
где б я в тот миг ни был,
жжет мою душу синим огнем
холод братских могил.
— Как вы думаете, как называется стихотворение? («Вечный огонь»)
— Символом чего является Вечный огонь? (память о павших воинах)
— Почему лирический герой считает, что этот огонь «холоден, словно лед»?
(Это холод смерти, «холод братских могил»)
— Сформулируйте тему урока: поэтические произведения какой идейной направленности будем изучать сегодня?
*Александр Владимирович Воронин.
Поэт, прозаик, драматург. Член Союза российских писателей c 1997 года и Российского авторского общества.
Вырос в Краснодаре. В 1983 году окончил Ставропольское высшее военное инженерное училище связи им. 60-летия Великого Октября. Служил в Сумской области. В 1989 году ушел в запас. В 1990 году стал членом общественной организации ППП «Апрель» (Писатели в Поддержку Перестройки) и поступил на заочное отделение Литературного института им. Горького в мастерскую Николая Старшинова (поэзия). Оставил Литинститут в 1993 году.
С 1991 года живет в Карелии, с 1996 года – в Петрозаводске. Работал инженером-электронщиком, редактором отдела поэзии, стрелком вневедомственной охраны, бухгалтером-обходчиком ЖЭУ, геодезистом, журналистом, завлитом театра кукол. В настоящий момент – редактор отдела поэзии и интернет-версии журнала «Север».
Лауреат Международного литературного конкурса, посвященного 200-летию Гоголя (Вена, 2009), призер первого конкурса Общества "Поэты России" (2011). Стихи неоднократно переводились на финский язык.
III. Изучение нового материала
Мошников Олег Эдуардович, поэт и прозаик, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Республики Карелия. Олег Эдуардович автор нескольких поэтических сборников, таких как «Птица-ночь» (1995), «Духов камень» (1999), «Солнечные письма» (2009) «Край земли» (2017), «Листья на ветру» (2022), - и книг прозы: «Космонавт» (2002), «Живая и разная» (2014), «Kodiman vagi» («Сила родной земли») (2015).
Героического прошлое и настоящее России, родная Карелия – главные темы творчества поэта.
Бессмертный полк
Мы несли на руках
Победивших и павших,
Как когда-то они
На руках нас носили:
Сколько их воевавших,
Внучат не видавших
Марширует в Бессмертных полках
По России.
Белорус, дагестанец,
Карел, украинец
Нам сегодня единой
Вернули страну!
Мы на улицы
Семьями вышли своими,
Чтоб солдатское имя
Осталось в строю.
Рукоплещут героям,
Кто нас вынес из боя –
Без награды, и званья,
И памятных слез:
До сих пор ваши раны
Окопные ноют
Севастополь, Синявино,
Петрозаводск.
Внучке маленькой видится
Просто и ясно:
Поднял на руки небо
Вернувшийся дед!
Вспоминаем, гордимся…
Всех выше казался –
В череде миллионов –
Отцовский портрет.
— Как «павшие» могут быть «победившими»? В чем смысл этих строк? (Герои войны отдали свои жизни за победу.)
— Зачем ежегодно проводится акция «Бессмертный полк»? Найдите ответ в стихотворении. («Чтоб солдатское имя осталось в строю»)
— Кто «вернул страну»? («Белорус, дагестанец, карел, украинец» – все, кто воевал против фашистов.)
— Как понимаете строки: «Внучке маленькой видится просто и ясно: поднял на руки небо вернувшийся дед!» Что значит эта метафора, по вашему мнению? (Вернул мирное небо над головой, подарил будущее внучке).
Мать
У окна старушка
Уж какой денек:
«Саша и Павлушка,
Срок уже истек»...
Не бегут сыночки
Полем, через лог:
В колких стебелечках
Брызнул василек.
У печи старушка
Стряпает пирог,
Саше и Павлушке
Выбрала кусок:
«Кушайте, ребята,
Счастья дай вам Бог!»
Пальцы виновато
Теребят платок.
Паводком размыло
Жизни берега:
Строжила, любила –
Не уберегла...
Под резным окошком
Темная скамья:
«Курица да кошка –
Вся моя семья...»
В злое лихолетье
Канула война:
Только мать на свете
Все одна, одна...
Присушило горе
Уходящий день.
Пронеслась по полю
Облачная тень.
Налетевший ветер
Подхватил платок:
«Не пожгите дети
Об осоку ног!» –
Саша и Павлушка,
Младшенький сынок...
Ждет и ждет старушка
Сыновей не в срок.
— В чем заключается трагедия матери? (Потеряла сыновей, погибли на войне.)
— Кто у нее остался? («Курица да кошка»)
— Какие строки указывают на то, что она по-прежнему надеется на их возвращение?
У печи старушка
Стряпает пирог,
Саше и Павлушке
Выбрала кусок:
«Кушайте, ребята,
Счастья дай вам Бог!»
— О какой трагедии русских женщин во время Великой Отечественной войны стихотворение? (многие матери потеряли своих сыновей).
Следующее стихотворение Олега Мошникова «Петрозаводск» посвящено памяти жертв финской оккупации.
24 июня 2017 года в столице Карелии на территории кладбища «Пески» состоялось торжественное открытие мемориала, увековечивающего память всех жителей Карело-Финской ССР и Ленинградской области, погибших в концлагерях Петрозаводска в годы Великой Отечественной войны. На плитах памятника высечены фамилии 3500 тысяч узников, которые значатся в финском архивном списке.
Петрозаводск
Храм.
Свечной теплеет воск.
Щит Державы
Не искал Петрозаводск
Ратной славы,
Не искал… А все одно
С вех Петровых
Шел чугунный лом на дно,
Чтобы снова
К небу вздыбилась волна
И упала,
Затопила край война,
Захлестала,
Перебив в концлагерях
«Сброд» не финский…
Крест на кладбище в Песках –
В память близких –
О прощении блажит,
Боже, свете…
Близь часовенка стоит,
В сенцах ветер.
Пряча в теплую ладонь
Пламя свечки,
Сохраним в душе огонь
Светлый, вечный.
- С каким стихийным бедствием сравнивается война? («Затопила край война» - с наводнением)
Кто погиб в концлагерях?
Почему слово «сброд» в кавычках? Какое отношение оккупантов к местному населению оно выражает?
* Малый академический словарь
сброд
-а (-у), м., собир. разг. пренебр.
Случайно собравшиеся вместе ничтожные, незначительные или общественно вредные люди.
Почему на кладбище поставили часовню и крест?
(Христиан после смерти принято отпевать. Люди, погибшие в концлагерях, в большинстве погибли насильственной смертью. Часовенка и крест должны упокоить души узников).
Что в стихотворении символизирует пламя свечи? (Память – «Сохраним в душе огонь светлый, вечный»).
Карпов Леонид Семенович поэт, член Союза российских писателей.
Родился и проживает в п. Кестеньга Лоухского района Республики Карелия.
Автор поэтических сборников «Давай поговорим…» (2013), «Все просто и все сложно» (2016), «Полет души» (2023). Победитель литературного конкурса им. Ю.В. Бондарева «Горячий снег» (2023). Работает в ОАО «РЖД».
День Победы
Он сегодня встанет утром рано,
Словно торопя начало дня,
И в глазах седого ветерана
Вспыхнут блики Вечного Огня!И, смахнув дрожащею рукою
Ту слезу, которой нет цены,
Вспомнит он, с любовью и тоскою,
Юность, не пришедшую с войны!Где ты, та девчонка в сарафане,
Прячущая взгляд свой без причин?
Может быть, в каком-нибудь кургане
Ты лежишь одна среди мужчин?!Или дошагала до Берлина
И, под громогласное «ура!»,
На Рейхстаге написала: «Нина.
Гвардии-ефрейтор. Медсестра.»?!Он сегодня, как не раз бывало,
На мгновенье станет молодым!
Пусть война всё лучшее отняла
И надежды превратила в дым!Пусть не выносима боль утраты
Тех, кого любил – ему ль не знать
То, что ради этой светлой даты
Стоило и жить, и умирать!
— О чем думает ветеран в День Победы? Кого вспоминает? («девчонку в сарафане»)
— Что отняла война? («Пусть война всё лучшее отняла».)
— Почему это праздник со слезами на глазах? (Цена Победы слишком высока.)
Поединок
Патронов больше нет! Мы ждём, когда поближе
Подкатится фашистский авангард!
От дыма не вздохнуть, но я отлично вижу
Того, чей мне так нужен автомат!Он вроде не смельчак: бежит, согнув колени,
И вздрагивает, слыша мины гул.
Что ж, это хорошо! И, сбросив груз сомнений,
Я штык к своей винтовке пристегнул!Всё чётче мерный стук подкованных ботинок
И бряцанье медали на груди.
Я объясню тебе, что значит поединок,
Ты только путь попроще не найди!Быть может, по моей деревне ты недавно
Шёл, закатав по локоть рукава!
А если это так, то значит и подавно
На жизнь твою имею я права!Мы прежде много раз сходились в рукопашной
С подобной категорией парней!
И так же, как тебе, сейчас мне очень страшно,
Но у меня задача поважней!Я не построил дом и не имею сына,
И вырастить мечтаю целый сад!
Ты с виду – будь здоров! Да только всё едино
Я конфискую этот автомат!Пятнадцать, десять, пять... И вот всего два метра
Меж нами в удушающем дыму!
Ну, всё, теперь пора! И я быстрее ветра,
Как на свиданье, бросился к нему!Он даже не успел хотя бы удивиться
Трёхгранному штыку в своей груди,
А я уже стрелял, не вглядываясь в лица,
По тем, что появлялись впереди!Прощения просить, конечно, я не буду:
Так вышло – он своё отвоевал!
И, может, через миг про этот бой забуду,
Сражённый пулей-дурой наповал!Но пусть его родня, читая похоронку,
И безутешно плача и крича,
Запомнят навсегда, что в русскую сторонку
Ходить – ходи, да только без меча!
— Что чувствует русский солдат перед рукопашной схваткой с фашистом? («И так же, как тебе, сейчас мне очень страшно».)
— О чем вспоминает? («Я не построил дом и не имею сына, и вырастить мечтаю целый сад!»)
— Что значат последние две строки стихотворения? Кому приписывают эти слова?
* «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» — крылатое выражение, возникшее после художественного исторического фильма «Александр Невский» С.М.Эйзенштейна и часто ошибочно приписываемое древнерусскому князю Александру Ярославичу Невскому.
Наталья Алова, заслуженный учитель Республики Карелия, руководитель патриотического клуба «Память» МОУ «Ломоносовская гимназия», автор сборника стихов о Великой Отечественной войне «Имя им всем – Победа!».
«Никто не забыт, ничто не забыто» ‒ леймотив книги.
Стихотворение «Два солдата» построено на диалоге двух погибших бойцов.
Два солдата
Ты погиб подо Ржевом,
Я в карельском болоте.
Ты – от взрыва снаряда.
Я – от пули на взлёте.Над тобою лишь небо
С облаками печали.
Надо мною лишь сосны
Тихо ветви качали.Мы с тобой не встречались,
Друг о друге не знали,
Но судьбою сроднились:
Мы без вести пропали.Мы с тобой два солдата,
Что «не вышли из боя»
В сорок первом суровом…
Разве мы не герои?Разве мы виноваты,
Что в атаке последней
Мы, простые солдаты,
Фланг держали передний?В сорок первом проклятом
Отступали с боями.
Ты – по пыльным дорогам.
Я – глухими лесами.Мы погибли безвестно
И лежим без могил.
Но сражались мы честно,
Не щадя своих сил.Ты погиб подо Ржевом.
Я – в карельском болоте.
Ты – от взрыва снаряда.
Я – от пули на взлёте.Мы с тобой два солдата
Сорок первого лета,
Но без нас в сорок пятом
Не пришла бы Победа.Мы «не вышли из боя»,
Мы остались сражаться,
Рядовые герои
Из солдатского братства.
— Как и где погибли солдаты?
— Бойцы погибли в разных местах, но что их объединяет? («Мы погибли безвестно
и лежим без могил».)
— Они без вести пропавшие, но какова их заслуга перед Отечеством? (Но без нас в сорок пятом не пришла бы Победа.)
Поэтический дневник "По страницам сборника стихотворений Н. Аловой «Имя им всем – Победа!» (Авторы ролика кадеты10 Е класса: Пикалов Никита, Беляков Георгий, Мишкин Денис,Тихомиров Михаил, Якимович Александр)
https://disk.yandex.ru/i/w_H52R2LK2
Следующее стихотворение Натальи Аловой называется «На 39-м километре. Защитникам Петрозаводска».
39-й километр - «Курган Славы» − военно-мемориальный комплекс, возведенный на оборонительном рубеже Петрозаводска. Он находится в 40 км от города, у деревни Виллагора.
В начале Великой Отечественной войны финские войска продвигались вглубь территории Карелии. На петрозаводском направлении со стороны финнов действовала 4-я пехотная дивизия. Боевые действия, в основном, разворачивались вдоль дорог. Противник использовал также танковые части, авиацию, артиллерию.
Задачу сдержать врага выполняли 313-я стрелковая дивизия и 15-й мотострелковый полк НКВД. В течение месяца они не давали финским войскам пройти к Петрозаводску. Это выигранное время оказалось очень важным: жителей города успели эвакуировать по Онежскому озеру в свободные от оккупантов районы.
По приблизительным подсчетам под Петрозаводском погибло более 15000 солдат и офицеров Красной Армии. Следы боев поисковые отряды находят на обширной территории с 35-го км автодороги Петрозаводск−Суоярви до пос. Кутижма.
Наибольшие потери советские войска понесли на участке между 38-м и 41-м км. Здесь перед болотом Мустусуо разбросаны куполовидные высоты, которые стали естественным препятствием для вражеской армии. Мемориальный комплекс «Курган Славы» расположен на южном скате самой высокой из них − с отметкой 175,0.
Вплоть до 2006 г. точное местоположение оборонительного рубежа было неизвестно. Обнаружили его отряды поисковиков фонда «Эстафета поколений».
Сегодня работы по поиску и перезахоронению останков защитников, а также разминированию и благоустройству близлежащих территорий ведутся постоянно.
Наталья Алова
На 39-м километре. Защитникам Петрозаводска
Обсыпается бруствер окопа,
Размывается сильным дождём.
Мы врага у большого болота
На дороге единственной ждём.В сорока километрах город.
Раньше мы про него не знали.
Но сейчас он для нас дорог:
Нас его защищать призвали.Здесь, в лесу, на краю болота,
Против нас – самолёты, танки…
Погибала за ротой рота.
Здесь повсюду наши останки.Нас здесь сотни без вести пропавших,
Обороны бойцов безымянных.
Имена лишь немногих павших
Есть на плитах святого Кургана.Обсыпается бруствер окопа,
Размывается сильным дождём.
Мы не зря здесь погибли за город,
Если в памяти вашей живём.
— Найдите в тексте строки, указывающие на очень большие потери со стороны Советской армии? («Погибала за ротой рота. Здесь повсюду наши останки. Нас здесь сотни без вести пропавших, обороны бойцов безымянных».
— Почему «имена лишь немногих павших есть на плитах святого Кургана»? (еще не всех бойцов нашли поисковики, до сих пор продолжается работа).
Последняя атака
Я сейчас поднимусь в атаку.
На спине гимнастёрка взмокла.
Я почти не чувствую страха…
Страх куда-то пропал, только…Только очень хочется жить
И домой воротиться к маме,
Чтоб, как в детстве, про всё забыть
И к морщинкам прижаться губами.Мама, мама, ты так далеко.
По тебе я скучаю очень.
Мне приходится нелегко:
Ты читай это в письмах меж строчек.Я опять по сигналу, по знаку
Во весь рост над окопом встану,
Чтобы снова пойти в атаку
За деревню свою и за маму.За берёзки свои и за речку,
Что на эту похожа до боли.
Мама, ставь мне за здравие свечку,
Чтобы я избежал смертной доли.Я сейчас поднимусь в атаку.
На спине гимнастёрка взмокла.
Я почти не чувствую страха…
Страх куда-то пропал, только…
— Почему стихотворение называется «Последняя атака»?
— О чем думает солдат перед атакой, о чем мечтает?
— Солдат идет в атаку, за что он готов отдать свою жизнь? (За деревню свою и за маму. За берёзки свои и за речку – за Родину)
*Павел Николаевич Сысоев — талантливый современный поэт и прозаик, член Союза российских писателей. Его творчество близко читателям разных возрастных категорий. Автор сборников «Узоры Севера», «Слёзы Калевалы», «Годовое кольцо» – частый гость литературных встреч в библиотеках, образовательных учреждений города. В последние два года писателя и ФГКОУ «Петрозаводское ПКУ» связывают крепкие узы сотрудничества.
***
Долина Героев, также известная как Долина Смерти, — это местность в 19 км от города Питкяранта, где во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. шли наиболее ожесточенные бои. Всего за 105 дней боевых действий погибли и пропали без вести 130-150 тыс. советских воинов, финны потеряли более 22 тыс. человек убитыми. 18-я стрелковая дивизия, наступавшая на город, была почти полностью уничтожена.
В Долине Героев на месте братских захоронений в 2000 году был установлен монумент «Крест скорби». Памятник с ликами двух скорбящих матерей — российской и финской — отлит из чугуна и имеет высоту более 5 метров. Инициаторами его сооружения выступили ветераны и родственники погибших воинов. Это первый в России мемориал, посвященный Зимней войне, дань памяти всем ее жертвам.
Павел Сысоев «Долина смерти» (читает автор) https://www.youtube.com/watch?v=Hdv5GHZUosY
Долина Смерти
Вдали от деревень и сел,
В краю камней и ветра
Есть место — «огненный котел»,
Или Долина Смерти.
Здесь, в глубине седых лесов,
В отчаянном сраженье
Погибли тысячи бойцов,
Попавших в окруженье.
Струился дым, свистел снаряд,
Тьма пулями визжала,
И падал друг, и падал брат,
Звенело эхо в скалах.
Здесь кровь потоками лилась,
Взахлеб питая землю,
Здесь в каждый метр война вжилась,
В окопах старых дремлет.
Вот почему здесь дерева
С корой оттенка крови
И на току тетерева
С налитой алой бровью.
Здесь красный камень, красный мох,
Тускнеют кровью зори,
Здесь каждый лист, озерный вдох
Хранит людское горе.
Весною ранней вновь и вновь
На красных скалах мшистых
Со снегом вместе тает кровь
Дивизии погибшей.
— Почему стихотворение называется «Долина смерти»? («Погибли тысячи бойцов, попавших в окруженье»).
— Найдите в стихотворении метафоры, которые дают понять, что сражение было очень тяжелым и унесло много жизней.
(Здесь кровь потоками лилась, взахлеб питая землю, здесь в каждый метр война вжилась…; кора оттенка крови, красный камень, красный мох, зори тускнеют кровью)
Павел Сысоев
Русский танк
Он стоит на пригорке, в сосновом бору,
Как в огне, слепит солнечным светом,
Горд и вечен стоит на дожде и ветру
Русский танк — на скале с парапетом.И идут к нему дети, идут старики,
Оставляя цветы на граните,
Не кончаются волны поклонной реки,
Не стирается память событий.Боевая давно слезла копоть и гарь,
И закрашены старые раны,
Но идут поклониться на этот алтарь
Фронтовые друзья-ветераны.Вот подходит старик, глаза полные слёз,
Чуть качаясь от сильного ветра,
И укрыты белесые пряди волос
Под зелёною шляпой из фетра.Он прижался щекой к монолитной броне,
Положил узловатую руку
И, задумавшись, вспомнил о страшной войне,
Про Победу, про смерть и разлуку.«Ты всё так же стоишь, полземли на виду,
Мой дружок, молчаливый и верный,
Остальные уже никогда не придут,
С кем я начал войну в сорок первом.
Мы пока что живём, их уже не вернуть...
Вижу я, что тебя подновили,
И меня по весне подлатали чуть-чуть,
И осколок с груди удалили».Танк стоит на пригорке, на самом ветру,
Как в огне, слепит солнечным светом,
Охраняя покой павших в этом бору,
А живым напевая об этом.
Танк после войны стал местом памяти, кто приходит к нему поклониться? (Дети, старики, ветераны)
— Почему ветеран обращается к танку, как к старому боевому другу? («С кем я начал войну в сорок первом»)
— Почему танк стал своего рода памятником? (Он «видел» смерти бойцов, «помнит» об этом, охраняет «покой павших в этом бору»).
На одной из встреч с писателем присутствовал Андрей Захаров, кадет, который в 2020 г. прочел стихотворение П.Н.Сысоева «Мальчик» о блокаде Ленинграда и стал победителем Всероссийского творческого конкурса «История Победы в стихах».
https://petrpku.mil.ru/Media/video/2/
Город зимний тихо плачет,
На ногах стоит едва,
В подворотне бледный мальчик
Рубит мебель на дрова.
Стол соседский, но соседей
Месяц нет уже в живых,
И холодный ветер бредит
Ночью в комнатах пустых.
Но у самой невской кромки
Бьются несколько сердец –
Мать, сынок и две сестренки,
Воевать ушел отец.
уходя, прижал он сына:
«Ты теперь глава семьи,
Ты - единственный мужчина,
За девчонками смотри!..»
Днем и ночью бледный мальчик
Защищает город свой,
Он в подвал сестренок прячет,
Он спешит по мостовой
Встретить мать с ночной, с завода,
С горьким хлебом в рукаве,
И бредут они с подводой
По заснеженной Неве.
Как назло, мороз крепчает,
Боль от голода растет,
Мать слегла, как свечка, тает,
Две недели не встает.
Осмотрел больную доктор,
Вышел с мальчиком во двор,
Бросил взгляд тоскливый в окна
И на маленьких сестер.
«Вы, пожалуйста, не плачьте,
Да и ты, малец, не трусь.
Если что - в подвал, и прячьтесь.
Я недолго, я вернусь».
Тем же днем не стало мамы...
Смотрит мальчик - нет, не спит...
Огибая рвы и ямы,
Он по улицам бежит.
На проспекте замечает
Группу раненых солдат -
Бледный мальчик подбегает,
Слезы горькие блестят.
Мама для детей осталась
Лишь во сне, не наяву,
Завернули в одеяло -
И машиной за Неву.
Выпил кипятка из кружки
Летчик, что хотел помочь,
Сунул мальчику краюшку,
Помолчал - и вышел прочь.
Отдаленные раскаты
Где-то бухают в ночи,
Сестры плачут, как котята,
Чуть горит огонь в печи.
Бледный мальчик смотрит в небо,
Дрожь проходит по губам.
Он берет кусочек хлеба,
Делит ровно пополам,
Подает: «А ну не плачьте,
Завтра доктор заберет!»
И, свернувшись как калачик,
В койке маминой уснет.
И приснится мальчугану,
Как сестренок заберут,
Как по снежному бурану
На машине повезут,
Как за Ладогой, быть может,
Повстречает их отец,
Дням голодным и тревожным
Навсегда придет конец.
Как падет в бою горячем
Ленинградская беда...
Только больше бледный мальчик
Не проснется никогда.
— Мальчик пытается справляться с трудностями как единственный мужчина в семье. Как он это делает? («рубит мебель на дрова», «в подвал сестренок прячет» во время бомбежки, мать встречает после ночной смены на заводе).
— Блокада лишила мальчика детства и близких. Что произошло с его отцом и матерью? (Отец ушел на фронт, мать умерла от голода).
— Что приснилось мальчику? (Его и сестренок вывезли по «дороге жизни», и отец встретил их).
— Что произошло на самом деле? (Спасения не произошло).
— Почему стихотворение оставляет такое щемящее чувство боли? (Ребенок умер, и это была судьба очень многих детей, оказавшихся в блокаде).
Леонид Авксентьев
Леонид Авксентьев, прозаик и поэт, заслуженный работник культуры РК, член Карельского представительства Союза российских писателей, победитель международных конкурсов, лауреат всероссийских турниров среди незрячих поэтов. Творчество писателя представлено несколькими сборниками стихов и прозы, такими как «Солнечная река», «Трансплантация души», «Берег поздней любви», «Куда уходят сны», «Капля смолы на пыльном стекле», «Похолодание», «Исключительный случай».
На стихи Леонида Авксентьева написано много песен. Некоторые произведения писателя переведены на шведский, норвежский, финский, карельский языки.
Песня Надежды Васильевой на стихи Л.Авксентьева "Зелёная тетрадка"
https://www.youtube.com/watch?v=WxHbwz8t-Kc
Зелёная тетрадь
Парнишка сгинул на войне,
а шёл ему двадцатый.
В чужой далёкой стороне,
в апреле, в сорок пятом.
В прорыв ввалился полк SS,
пёр с пьяною бравадой.
И пять часов окрестный лес
был воплощеньем ада.
В канун победы погибать
горька судьба солдата.
О главном не успел сказать
сестричке из санбата.
И схоронили впопыхах.
Остались плащ-палатка
да в пятнах крови и стихах
зелёная тетрадка.
Тайком от всех писал стихи,
никто не знал об этом.
Слыл пулемётчиком лихим,
а был-то он поэтом.
Тетрадь зелёную взяла
та самая сестричка.
Глотая слёзы перечла
заветные странички.
А через много-много лет
она, совсем седая,
к родному внуку на концерт,
пришла в свой праздник, в мае.
Он пел. И счастлива была
она на внука глядя,
то были песни на слова
из дедовской тетради.
— Почему стихотворение так называется? (Юноша писал в стихи.)
— Каким он был солдатом? («Слыл пулемётчиком лихим».)
— Почему «горька судьба солдата»? Когда он погиб? («В канун победы погибать»; «в апреле, в сорок пятом»)
— «О главном не успел сказать сестричке из санбата». О чем не успел сказать?
— Солдат погиб, но продолжил жить в памяти близких благодаря чему? (стихам из зеленой тетради, творчеству; его внук исполнял песню на стихи деде на праздник в мае.)
IV. Идейный анализ стихотворения (на выбор)
Примерный план
|
|
|
Стихотворение посвящено… |
|
В стихотворении… царит …настроение… |
|
Стихотворение можно разделить на ..части… |
|
Лирический герой этого стихотворения представляется мне… |
|
В стихотворении автор выражает мысль о… |
|
Читая стихотворение, я восхищался… |
V. Рефлексия
Ответьте на вопрос: какое из стихотворений вам особенно запомнилось? Почему?
Интернет-ресурсы
- Авксентьев Леонид Борисович// Электронная библиотека авторов Карелии.
– URL: http://avtor.karelia.ru/about/avksentev_leonid.html?ord=192&ukazatel=1 (дата обращения 20.06.2024). – Текст: электронный. - Воронин Александр Владимирович// Электронная библиотека авторов Карелии.
– URL:https://avtor.karelia.ru/about/voronin_aleksandr.html?ord=0&ukazatel=1&ysclid=lxu5b40vgo123991993 (дата обращения 20.06.2024). – Текст: электронный. - Мошников Олег Эдуардович // Электронная библиотека авторов Карелии.
– URL: http://avtor.karelia.ru/about/moshnikov_oleg_eduardovich.html?ord=204&ukazatel=1 (дата обращения 20.06.2024). – Текст: электронный. - Мошников Олег.Стихи к 70-летию Победы//
– URL: http://avtor.karelia.ru/elbibl/moshnikov/70_let_pobede.pdf (дата обращения 20.06.2024). – Текст: электронный. - План анализа стихотворения//Мультиурок.
– URL: https://multiurok.ru/files/plan-analiza-stikhotvoreniia-5-klass.html?ysclid=lxu8fdqnej578501294 (дата обращения 20.06.2024). – Текст: электронный. - Сброд. — Текст: электронный // Словари и энциклопедии на академике: [сайт].
— URL:https://dic.academic.ru/dic.nsf/mas/61998/%D1%81%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B4 (дата обращения: 20.06.2024).
Список литературы
- Авксентьев, Л.Б. Исключительный случай: проза и стихи / Леонид Авксентьев. - Петрозаводск: Версо, 2020. - 222 с. - Текст: непосредственный.
- Алова, Н.А. Имя им всем - Победа!: стихи / Наталья Алова. - Петрозаводск: Острова, 2020. - 31 с. - Текст: непосредственный.
- Карпов, Л.С. Полёт души: стихи / Леонид Карпов. - Петрозаводск: ВЕРСО, 2023. - 255 с. - Текст: непосредственный.
- Сысоев Слезы Калевалы / Сысоев, Н.П. — Петрозаводск: ПетроПресс, 2015. — 124 c. — Текст: непосредственный.