В обновленных ФГОС на уровне планируемых результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных) зафиксирована направленность образования на формирование у обучающихся умений и навыков функциональной читательской грамотности. Читательская грамотность рассматривается как интегративное умение, способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Сегодня не вызывает сомнения и тот факт, что качество образования определяется не только качеством знаний и умений, но и качеством личностного, духовно-нравственного, гражданского развития школьников. Воспитательные задачи можно успешно решать в процессе формирования читательской грамотности обучающихся, используя тексты нравственной тематики и метод концептуального анализа этих текстов. Актуальность такой работы определяется еще и тем, что все темы экзаменационных сочинений имеют морально-этическую направленность и требуют раскрытия нравственных понятий.
Цель концептуального (смыслового) анализа текста (термин «концепт» синонимичен термину «смысл») – дать по возможности полное знание о нравственном понятии, существующем в сознании носителей культуры, или, согласно Д.С.Лихачѐву, «концептоносителей». Это знание выражено в определѐнных языковых единицах. В данном случае речь идет не о словах-лексемах, а о концептах – «словах-образах». В результате концептуального анализа расширяются знания ученика о мире, о культуре, о национальных традициях, о складе мышления, нравственном состоянии и духовности своего народа. Пространство текста рассматривается как условие для создания диалога учащегося с нравственным концептом и с самим собой, развития индивидуального речевого смыслотворчества.
В ходе работы с текстом методом концептуального анализа происходит трансформация учебной деятельности обучающихся в социокультурную, так как этот метод способствует не только обучению интерпретации текста, но и осознанию связи языка и культуры.
Метод концептуального анализа предполагает три основных этапа работы с текстом:
- Образно-ассоциативный: создание творческой мотивации на понимание текста (определение функции рассматриваемого концепта в жизни человека).
- Словарно-контекстуальный: решение комплексных языковых и речевых задач (что знает сам язык об этом концепте и каким предстаѐт концепт в тексте).
- Творческий: создание собственного высказывания о концепте (что я знаю об этом концепте). Творческие работы учащихся рассматриваются как средство усвоения нравственных концептов (эссе, эмоционально-ситуативный этюд, сочинение-рассуждение и др.).
Таким образом, при такой работе содержание текста становится источником нравственных знаний, а непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становится более осмысленным.
Приведѐм пример такой работы с текстом.
I этап работы – образно-ассоциативный
1. Прочитаем текст. По ходу чтения создадим «поле ассоциаций» методом построения кластера. Для этого установим ключевое слово текста, вокруг него «накидаем» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь?
(2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей.
(3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.
(4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов.
(5)Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
(6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести... Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...».
(7)Дуэль!
(8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
(9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром.
(11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
(12)Сплетник вынужден был осторожничать в разговоре.
(13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель...
(16)Да, непоправимая, но не бессмысленная.
(17)Да, «невольник чести», но ведь чести!
(18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям».
(19)Вот и всѐ, что остаѐтся детям: честь и имя.
(20)Всѐ остальное им не нужно, всѐ остальное — неважно.
(21) Очевидно, нам ещѐ многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины. (Д.Г.Шеваров)
Результатом работы являются выделение ключевого слова честь, построение кластеров, беседа по кластерам, выявление общих ассоциаций (внутреннее благородство, нравственное достоинство, благородство души, доблесть, честность, гордость, законы чести, личность, мужество, несгибаемая воля, доброе имя, малодушие, предательство, подлость, низменные побуждения).
На данном этапе работы происходит введение учащихся в проблемную ситуацию с целью создания творческой мотивации на понимание текста, личностного отношения к предмету обсуждения методом активизации ассоциативных связей. При этом выявляется субъективное восприятие и понимание концепта честь, что предшествует созданию объективного словесного портрета данного концепта.
II этап работы – словарно-контекстуальный
- В статье Д.Г.Шеварова приводится часть словарной статьи Толкового словаря Даля. Познакомьтесь с полным толкованием слова в указанном словаре, а также определите значение слова честь по другим словарям (С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова). Выпишите ключевые слова в определениях. Какой вывод можно сделать, сравнив словарные статьи?
- Определите, в каком значении употребляется слово честь в предложенном тексте.
- Найдите в тексте фразеологизмы со словом честь. Объясните их значение, в случае затруднения воспользуйтесь словарѐм.
- Что означает метафорическое выражение «невольник чести» (см. лексическое значение слова невольник в толковом словаре).
- Рассмотрим языковые особенности текста. Каждое слово Д.Г.Шеварова пронизано искренним уважением к личности А.С.Пушкина. С помощью каких синтаксических и лексических средств передаѐтся эмоциональное, неравнодушное отношение автора к поэту?
- Перечитайте предложения 7–13. Подумайте, на какой оппозиции держится честь? Что заставило А.С.Пушкина пойти на дуэль?
- Незадолго до смерти А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал дуэль между главными героями романа. Послушайте отрывок из сочинения учащегося 9 класса об эпизоде дуэли в романе «Евгений Онегин». Согласны ли вы с точкой зрения автора, выскажите своѐ мнение, приведите аргументы.
- «Падает в голубоватый дым юный романтик Владимир Ленский... И Онегин, исполненный горького сарказма, произносит:"И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!"
- Главного героя романа ‐ Онегина ‐ автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, "всем сердцем юношу любя", не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении "света", сделал бы посмешищем в глазах глупцов.
- Наш известный пушкинист Валентин Семенович Непомнящий, комментируя это место, рассуждает так: "Есть два понятия чести ‐ русское и западное. Для русского человека "честь ‐ внутреннее нравственное достоинство...,доблесть, честность, благородство души и чистая совесть"(Владимир Даль).Но Онегин заботится не о чести в русском понимании, а о том, что в европейских языках восходит к латинскому honor (почести). То, как о тебе думают, то, как тебя почитают, вот западное понятие чести. Онегин поступает "по чести" в том смысле, в каком честь есть нечто среднее между корыстью и совестью. Как бы корысть свою соблюсти ‐ как я буду слыть, и как бы совести своей угодить ‐ что я поступил, как порядочный человек." Таким образом, я пришел к выводу, что честь ‐ это может быть честность, благородство души и чистая совесть, а может быть ‐"гонор"‐ мнение посторонних людей, деловой имидж или репутация. Согласитесь, слово одно, но какие разные значения. Хорошо, когда они совпадают, когда чистая совесть и мнение окружающих идут рука об руку. Но, оказывается, в жизни довольно часто приходится выбирать. Герой Пушкина выбрал второе и застрелил друга, окровавленная тень которого потом "ему являлась каждый день". Выбор приходится совершать и нам, ежедневный, ежеминутный. Каким он будет, зависит только от самого человека».
- Прочитайте текст. Какие три вида оскорблений рассматривались дворянским кодексом чести? Как характер оскорбления влиял на исход
дуэли? Подумайте, где и как можно восстановить честь в наше время.- Дуэль (поединок) – происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли – социально-знаковая.
- Оценка меры оскорбления самим оскорбленным – незначительное (для его снятия достаточно показа готовности к бою), кровное (до первого ранения) или смертельное (до гибели одного из участников ссоры) – должна соотноситься с оценкой со стороны социальной среды (например, с полковым общественным мнением). Человек, слишком легко идущий на примирение, может прослыть трусом, неоправданно кровожадный – бретером. (По Ю.М.Лотману).
- Слово честь в художественной литературе. Групповая работа.
Задание: Прочитайте доставшиеся вашей группе отрывки их художественных произведений. Определите, какие значения слова честь актуализированы в них. Представьте результаты группового обсуждения всему классу (для работы может использоваться любой литературный материал: отрывки из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», романа «Евгений Онегин», романов И.С.Тургенева «Отцы и дети», Л.Н.Толстого «Война и мир» и др.).
Результатом работы на данном этапе является создание словесного портрета концепта «честь». Посредством решения комплексных языковых и речевых задач выявляется, что знает сам язык об этом концепте и каким предстаѐт концепт в исследуемом тексте. При этом субъективное восприятие концепта «честь» обогащается богатством смыслов, актуализированных в процессе работы над системным значением слова и использованием его в различных контекстах.
III этап работы – творческий
Выполните работу по выбору.
- Напишите сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту Д.Г.Шеварова. Сформулируйте основную проблему текста, определите позицию автора, его отношение к поднятой проблеме, героям; изложите собственное мнение по проблеме с привлечением двух аргументов.
- Напишите эссе на одну из тем: «Устарело ли понятие чести в современном обществе?», «Так ли мы понимаем слово честь, как понимали его во времена А.С.Пушкина?», «Как сегодня можно защитить свою честь?»
- Напишите сочинение о чести на литературном материале. Тема сочинения может быть сформулирована так: «Человек чести в художественном мире А.С.Пушкина».
- Напишите другу (можно воображаемому) письмо этического содержания о том, как не потерять честь и достоинство.
Результатом работы является создание собственных речевых произведений, индивидуальное смыслотворчество учащихся. При этом каждый ученик вступает в диалог с нравственным концептом «честь» и с самими собой, что позволяет выявить степень усвоения нравственного понятия в сознании школьника.
Предлагаемая система работы направлена не только на развитие читательской грамотности обучающихся, но и на решение задач духовно- нравственного становления личности ребѐнка, преодоления фрагментарности мышления, формирования речетворческих способностей, познавательной активности и обогащения словарного запаса, в том числе лексикой нравственного содержания.
В результате концептуального анализа совершенствуется способность к интерпретации авторских и созданию собственных текстов, что и требуется от выпускника продемонстрировать на ГИА при написании сочинений и эссе.
Литература
- Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента (монография). М.: Харьков: Ра-Каравелла, 2006. – 320 с.
- Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта, 2008. – 296 с.
- Мишатина Н.Л Развитие речи учащихся на основе концептуального анализа слова // Русский язык в школе. – 2006. – № 6. – С. 19–22.
- Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьников // Русский язык в школе. – 2006. – № 3. – С. 23–27. Ожегова С.И., Шведова Н.Ю.
- Новикова Т.Ф. Пространство слова. Формирование этнокультурной компетенции //РЯШ. – 2004. - № 5.