Тема нравственности и гуманизма в романе В.Гюго "Собор Парижской богоматери". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Тип урока: внеклассное чтение

Цели урока:

  • Образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству В. Гюго; проверка знания текста, оценка знаний учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать в себе добрые чувства; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.
  • Развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Задачи урока:

  • Разобраться в том, кого из героев романа можно назвать нравственным, гуманным.
  • Выяснить, актуально ли произведение в наши дни, о чем заставляет задуматься.

Оборудование:

  • Портрет В. Гюго
  • Изображение собора
  • Иллюстрации учащихся
  • Кроссворды и викторины
  • х/ф Жана Доланноя “Notre-Dame-de Paris”.
  • Компьютерная презентация
  • Видеоклип “Belle”

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по роману В. Гюго “Собор Парижской богоматери”. На прошлом уроке шел разговор о том, какое время изображено в романе, мы говорили о жизни и творчестве писателя, узнали, что такое мистерия, что характерно для средневековой мистерии. (Приложение 1, слайды № 1, 2) Мы выяснили, почему В. Гюго выбрал для своего творчества именно 15 век. Нашли приметы эпохи средневековья в романе. И, самое главное, смогли разобраться в том, почему роман “Собор Парижской богоматери” является произведением романтизма. Сегодня нам предстоит разобраться в том, кого из героев романа можно назвать нравственным, гуманным, выяснить, актуально ли произведение в наши дни и о чем заставляет задуматься.

Сообщается тема урока.

Эпиграф

Жизнь – это зрелище, трагедия живая,
И в ней я начал жить, сначала изучая
Птиц, воды, лилии, полуночный покой,
А там и азбуку другую: род людской.
И зло увидел я в триумфе горделивом.
В. Гюго (1846 год)

1) Что же такое “нравственность” и “гуманизм”? (Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, эстетические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.)

2) Назовите героев романа “Собор Парижской богоматери”.

3) Одной из главных героинь этого произведения является Эсмеральда. Когда мы впервые встречаемся с этой девушкой? (Выразительное чтение наизусть отрывка из произведения. Приложение 2, № 3). Необходимо выйти одному ученику к доске, дать описание героини, сказать, какая иллюстрация соответствует книжному описанию.

4) Чтобы лучше представить себе эту девушку, посмотрим отрывок из х/ф Жана Доланноя “Notre-Dame-de Paris”. Такой ли вы представляли Эсмеральду, когда читали произведение? Какие несоответствия заметили? (Приложение № 1, слайды № 3, 4)

5) В чем трагедия Эсмеральды? (ее украли в детстве цыгане, выросла среди них, ютится во Дворе чудес, ищет свою мать, влюбилась в человека, который не достоин ее любви; ее обвиняют в колдовстве, в убийстве, пытают; находит мать и теряет ее; умирает на виселице).

6) Какая по характеру эта девушка? Докажите свои слова примерами из текста.

7) Ярким примером гуманизма, как вы сказали, является поступок Эсмеральды, когда она дает пить Квазимодо. Посмотрим этот отрывок из фильма. Какая толпа в этой сцене? Почему она ликует? (гл. “Слеза за каплю воды”. “Рукоплескания 10 тыс. рук вызвало в толпе чувство умиления. Толпа, всегда влюбленная в отвагу, сожалела о том, что предмет ее восхищения так быстро скрылся”. У позорного столба это зрелище было величественным. Толпа была им захвачена. Девушка проявила милосердие к тому, кто ее похитил).

Сделаем вывод. Мы увидели, что автор наделяет свою героиню всеми лучшими чертами: красотой, нежностью, милосердием, простодушием, наивностью, неподкупностью, верностью. Это воплощение нравственности и гуманизма.

Сегодня нам предстоит разобраться в том, кто же из вышеназванных героев виновен в смерти девушки. Кого из них можно считать нравственным, гуманным человеком.

Работа будет проходить в 4х группах. Каждая группа выбирает для себя героя, обсуждает выбранные вопросы.

Клод Фролло.

  1. Какие положительные черты Клода Фролло вы можете назвать? (1. Заботится о маленьком брате Жеане после смерти родителей. Но смог ли он воспитать брата хорошим человеком? Почему погиб Жеан? 2. Спас от смерти Квазимодо и приютил его в соборе. Но почему он это сделал? (“Каковы бы ни были впоследствии прегрешения Жеана, их заранее искупал тот акт милосердия, который был совершен ради него. Это была плата за вход в райские ворота”.) 3. Стремился к знаниям и научным открытиям. Для чего ему необходимы эти открытия? (Жаждет обрести власть над другими людьми). 4. Не пресмыкается перед “сильными мира сего” (сцена встречи с королем). Но знал ли Фролло, что это король? (Нет).
  2. Какова любовь Клода к Эсмеральде? (В любви он безобразен и груб. Он становится похож на зверя, готов унижаться., становится похотлив, считает, что согрешив, обретет счастье).
  3. Обрекая Эсмеральду на смерть, Клод Фролло предлагает ей сделать выбор. Какой? (Свобода – жить с Клодом, смерть – любовь к Фебу).
  4. Почему Эсмеральда, такая добрая, великодушная, сумевшая спасти Гренгуара и пожалевшая Квазимодо, отказывает в любви архидьякону? Ведь она могла спасти его? (Для неё он убийца, рок; она испытывает ужас, когда видит его. В нем все дышало злом).
  5. Может ли любовь Клода принести радость? (Нет, она несет боль и разрушение).
  6. Виновен ли Клод в смерти Эсмеральды? Можно ли его считать нравственным и гуманным человеком? (Приложение 1, слайды 5, 6)
    - Самостоятельно запишите вывод.
  7. Кого еще вы считаете виновником в смерти Эсмеральды?

Феб де Шатопер.

  1. Когда мы впервые с ним встречаемся? (Приложение 1, слайд 7)
  2. Любил ли Феб Эсмеральду? (Он не знает даже ее имени. На свидании Феб клянется Эсмеральде в любви).
  3. Почему Эсмеральда ему верила? (Она была доверчивой, мечтательной натурой, создала для себя образ возлюбленного. Это герой ее мечты).
  4. Почему Феб не спасает Эсмеральду, а молча наблюдает с балкона, когда ее ведут на виселицу? (Он беспокоится о своем благополучии. Он не только не спасает Эсмеральду, но и принимает активное участие в поисках девушки, которой удалось бежать из собора).
  5. Виновен ли Феб в смерти Эсмеральды? Как он поступил по отношению к этой девушке?
  6. Можем ли мы назвать его нравственным человеком? (Нет)
  7. Наказывает ли Виктор Гюго своего героя за столь малодушный поступок? (Автор лишает Феба возможности испытать истинное счастье. Ему не дано любить. Недаром В. Гюго пишет: “Феб де Шатопер тоже кончил трагически. Он женился". Женитьба оказалась еще одной мишурой в карнавале его жизни. За свое бездушие он наказан, как и Клод).

Гренгуар.

  1. Как, на ваш взгляд, поступил Гренгуар по отношению к Эсмеральде?
  2. Можем ли мы обвинить его в безнравственности и отсутствии гуманизма? Пытался ли Гренгуар помочь Эсмеральде? (Приложение 1, слайд 8)
  3. Почему же получилось так, что он оказался тоже виновным в смерти Эсмеральды? Преднамеренно ли это было сделано? (Нет, Гренгуар проявил недальновидность, обсуждая с Клодом свой брачный союз с Эсмеральдой, он невольно бросает девушку в руки злого рока, оставив ее с архидьяконом).
  4. Испытывает ли Гренгуар муки совести?
  5. Можем ли мы его объявить в преднамеренном пособничестве архидьякону?
  6. Сделайте вывод. (Мы не можем сказать, что Пьер Гренгуар – безнравственный человек. В нем есть положительные и отрицательные черты).

Квазимодо.

  1. Зачитайте, как описывает внешность Квазимодо В. Гюго? (Приложение 2, № 4) Обращение к иллюстрациям учащихся. Как вы видите, личность далеко не из приятных. Разве можно ожидать чего-то доброго от такого человека, обиженного природой и людьми?
  2. Какая душа была у Квазимодо? (Выразительное чтение отрывка из произведения учащимся. Приложение 2, № 1) Какой приём использует автор, что мы можем сказать о языке данного произведения? (Душа сравнивается со скрюченным узником. Язык произведения образный, богатый художественными изобразительными средствами).
  3. Почему у Квазимодо была такая душа?
  4. Расскажите, как Квазимодо ухаживает за Эсмеральдой в соборе.
  5. Была ли любовь Квазимодо похожа на любовь Феба, Клода? (Это настоящая, искренняя любовь. Именно любовь пробудила в нем человеческое начало). Приложение 1, слайд 9.
  6. Изменился ли Квазимодо? Каким мы его видели в начале романа и каким увидели в конце? (На протяжении всего романа писатель показывает сложный процесс рождения человека. Постепенно из раба, готового на любое преступление по одному слову хозяина, рождается человек, способный нежно и преданно любить, прощать и жертвовать собой).
  7. Что значит имя Квазимодо? (“Почти человек”). Почему он “почти человек”? В толковом словаре мы находим квази – первая часть сложных слов – то же, что и лже. Например, квазинаучный, квазизвезда. Имя Квазимодо стало нарицательным. Это несклоняемое существительное, обозначающее лицо м. р. Например, маэстро, квазимодо, импресарио. Есть слово квазимодо, но нет его лексического значения. Как бы вы определили лексическое значение этого слова? Какого человека называют квазимодо? Сформулируйте письменно лексическое значение слова в соответствии с темой урока. (Возможна формулировка: человек с неприятной внешностью, но с горячим сердцем, с красотой души. Это символ гуманных порывов народа).
  8. Как вы можете объяснить такие предложения из романа: “Можно, почти не преувеличивая сказать, что он (Квазимодо) принял форму собора, подобно тому, как улитки принимают форму своей раковины. Это было его жилище, его логово, его оболочка”? (Развиваясь под сенью собора, испытывая на себе его тайное воздействие, Квазимодо стал на него похож).
  9. Как Квазимодо относится к колоколам? Почему так? (Колокола делали его счастливым. “Мать чаще всего сильнее любит именно то дитя, которое заставило его больше страдать”). Как он звонит в колокола? (чтение наизусть учеником отрывка из романа. Приложение 2, № 2). Что мы узнаём о характере Квазимодо из этого отрывка?
  10. Что помогает нам понять образ Квазимодо?
  11. Почему произведение называется “Собор Парижской богоматери”? (Собор – это тоже персонаж, который объединяет действующих лиц и связывает все основные сюжетные линии романа).
  12. Каким образом с собором связаны герои романа? (Квазимодо – звонарь собора, который в нем вырос и сросся с ним душой и телом. Он любит собор за красоту, за стройность, за гармонию. Это его друг и защитник. Клод Фролло – архидьякон собора. Он любит загадку собора. Для него собор – это место обитания, службы, опытов, вместилище страстей, пороков, мечтаний. С собором связана и его смерть. Собор не пощадил его, потому что Клод никому не дарил сострадания. Эсмеральда нашла убежище в соборе).

Вывод: собор оказывается свидетелем не только основных событий, но и чувств людей. Это свидетель духовных качеств, взаимоотношений людей.

Слово учителя. Идея автора организовать действие романа вокруг собора не случайна: она отражала увлечение Гюго старинной архитектурой и его деятельность в защиту памятников средневековья.

  1. Как же выглядит этот величайший памятник архитектуры? (Приложение 1, слайд 10) Послушаем сообщение заранее подготовленного ученика о соборе.
  2. Как заканчивается произведение? Каково ваше отношение к концовке романа? (Домашнее творческое задание).
  3. Актуально ли произведение в наши дни? Какие проблемы актуальны? (Проблемы добра и зла, любви и жестокости, сострадания к обездоленным, политической несправедливости, взаимоотношений людей в обществе. Эти проблемы вечные. Они всегда волновали и будут волновать людей).
  4. А как вы относитесь к проблеме гуманизма и нравственности? Всегда ли вы бываете гуманными по отношению друг к другу?

Об актуальности произведения “Собор Парижской богоматери” свидетельствует тот факт, что произведение живет и в разных видах современного искусства, потому что главная тема – тема нравственности и гуманизма. Обращение к эпиграфу. Есть опера Даргомыжского “Собор Парижской богоматери”, балет, мюзикл.

Посмотрим самый яркий эпизод из известного мюзикла “Notre-Dame-de Paris” на родном языке писателя. (Приложение 1, слайд 11, слайды из мюзикла, песня “Belle”).

Эта постановка не оставила равнодушными и российских зрителей. Каждому известна песня “Бель” в исполнении эстрадных певцов. (Посмотрим видеоклип “Belle”). Слово “Belle” значит “красивая”. Мы выяснили, что Эсмеральда красива не только внешне, но и внутренне. О любви к Эсмеральде поют Квазимодо, Клод и Феб. Но чувства, как мы выяснили, их различны).

  1. О чем заставляет задуматься это произведение? Подведем итоги. (Творческая домашняя работа учащихся)
  2. Кого из героев романа можно считать нравственным, гуманным?
  3. Всегда ли понятия “нравственность” и “гуманизм” сопричастны с внешней красотой?
  4. Проводится викторина по произведению. Группы задают друг другу вопросы.

Домашнее задание: отзыв о произведении или сочинение “Тема нравственности и гуманизма в романе В.Гюго “Собор Парижской богоматери”.

Оценки за урок (ответы учащихся, чтение наизусть, сообщение, иллюстрации, викторины и кроссворды, сочинения – миниатюры)