Литература
-
Бинарный урок по теме "Унылая пора! Очей очарованье!.." А.С. Пушкин. Простые и сложные предложения". 5-й класс 2013
Цель урока: показать изображение осени мастерами разных видов искусства и устного народного творчества; повторить и обобщить знания по грамматическому разбору простых и сложных предложений, знаки препинания в них.
-
Бинарный урок по теме «Битва под Москвой» 2021
Война в истории любого государства – трагический период, но помнить о ней необходимо. Для этого писатели и поэты, пережившие войну, оставляют потомкам свои произведения о подвиге и высоком моральном духе нашего народа. Сегодня мы познакомимся с рассказами писателя-фронтовика Сергея Петровича Алексеева о битве под Москвой, которая занимает особое место среди крупнейших битв второй мировой войны.
-
Бином фантазии 2007
Книга итальянского писателя Джанни Родари “Грамматика фантазии” вызвала мой интерес оригинальностью взглядов автора на различные способы развития у детей творческих начал и фантазии. Писатель доходчиво и интересно доказал, насколько необходима в жизни детей словесная игра, в которой мы, взрослые, должны принимать самое активное участие. Я решила попробовать на своих уроках в 5-м классе развивать детское воображение и фантазию.
-
Биоадекватная методика преподавания на уроках литературы в 10-м классе 2005
Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся. В данной статье обобщен опыт работы автора в использовании б/а методики на уроках литературы.
-
Биография и творчество И.А. Гончарова 2015
Цель урока: знакомство учащихся с личностью и писательской манерой И.А. Гончарова. На уроке формируется представление о месте писателя и его творчества в литературе XIX века, анализируются произведения А.П. Чехова «В усадьбе», «Табель о рангах». Развиваются навыки анализа текста художественного произведения и умения анализировать биографический материал.
-
Биография И.С. Шмелева. Рассказ "Как я стал писателем" – воспоминания о пути к творчеству. 9-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством писателя. Цель урока: проследить, какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество И.С. Шмелева.
-
Благодатная сила молитвы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1839 г.) 2016
Статья представляет опыт исследования поэтического текста, дает импульс к размышлению, осмыслению великой силы слова, учит любить родную литературу. Автор надеется, что данный опыт поможет понять авторскую позицию автора через анализ текста.
-
"Благородное сердце Васи". Урок-размышление по рассказу Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася" 2008
Данная работа рекомендована учителям – словесникам в качестве методической разработки урока. Быть добрыми, мужественными, самоотверженными, не озлобляться, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен – такие нравственные уроки писатель даёт детям. Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог.
-
"…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!". 8–9-е классы 2011
Цели мероприятия – познакомить с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; сформировать представление о личности писателя; познакомить с Царскосельским лицеем, первым лицеем в России.
-
«Благословляю всё, что было…» 2012
Урок-семинар по литературе в 11-м классе (2 часа). Поэтический идеал А.Блока, сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Блока, формирование целостного представления о творческом пути поэта.
-
Блокада Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках 2009
Урок литературы ставит целью познакомить учащихся с художественными произведениями, письмами, дневниками о блокаде Ленинграда, тяжелыми свидетельствами страшной страницы истории Великой Отечественной войны. Урок призван помочь осознать, что о войне не должны забывать.
-
Блочно-модульная система в аспекте преподавания литературы. Модульная программа "Мир вокруг – большой и разный…" 2010
Программа рассчитана для работы на уроках литературы в 5–11-х классах и представляет собой блочно-модульную систему изучения произведений, включённых в программу по литературе на базовом уровне. Практическая направленность программы в том, что она поможет учителю-словеснику воспитывать толерантную личность.
-
Богатырские образы в разных видах искусства: в музыке, ИЗО и литературе 2014
Цель урока: показать взаимосвязь музыки, ИЗО и литературы в воссоздании образов русских богатырей, познакомить с творчеством композитора А.П. Бородина, художника В.Васнецова, которые внесли большой вклад в развитие интереса к русской художественной культуре и литературе XIX века, содержанием "Богатырской симфонии", картиной В.Васнецова "Богатыри" и русскими былинами; дать понятия "былины", "симфония", "симфонический оркестр".
-
"Божественный глагол". Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. 9-й класс 2024
В данной методической разработке тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина рассматривается на примере пяти стихотворений. Из одного из них взяты слова, вынесенные в заглавие урока – «Божественный глагол». Даем понимание глагола в исходном, древнем значении – слово, речь. Цель урока: проследить, как сквозная мысль о высоком назначении Слова проходит через все эти стихотворения.
-
Божественный литературный дар 2024
Начало июня – время говорить о Пушкине еще больше и чаще, чем обычно. Традиция почитания гения русской поэзии, оставляет в памяти поколений то, что было сделано правительством Москвы к юбилеям А.С.Пушкина, государством и общественными организациями, деятелями науки, литературы, искусства, культуры. Пушкинские юбилеи приводят в движение весь русский мир. В юбилейные года проводятся работы по благоустройству пушкинских мест. В музеях и выставочных залах демонстрируется богатство пушкинских коллекций. Театральная пушкиниана вызывает интерес многообразием жанров. Каждый юбилей мы погружаемся в мир любимого поэта и расширяем собственный мир. Пушкин не кончается с проходящими юбилеями, он остается в нашей жизни всегда. Его вклад в русскую литературу поистине бесценен. Стиль поэта, сочетающий книжные и разговорные нормы, до сих пор остается основой русского литературного языка. Произведения Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, по ним написаны оперы, балеты, хоры, они многократно экранизировались.
-
Бойся равнодушия!: Взрослый разговор по книге Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" для учащихся 7-9 кл. 2011
Что такое равнодушие? Чем оно страшно? На эти и другие вопросы можно размышлять с детьми, опираясь на книгу Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Судьба Бима редко кого оставляет равнодушным. Примеры равнодушия из жизни, чтение отрывков "Бим в фургоне", "Лес молчал" на фоне музыки Моцарта усиливают впечатление от увиденного, прочитанного, услышанного. Небольшая презентация с продуманным фоном дополнит урок, позволяет эстетично экспонировать портрет, обложку книги, воспроизводить музыку.
-
Болдинская осень А.С. Пушкина 2011
Болдино – родовое поместье Пушкиных. Именно здесь Александр Сергеевич создал свои наиболее значительные произведения. Эта удивительно плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил название "Болдинской осени". Презентация может быть использована на уроках изучения биографии Пушкина (1830–1834 годов), произведений, созданных в болдинский период, а также на внеклассных мероприятиях.
-
"Болезнь века" в произведениях Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" и М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2007
В статье анализируется историко-литературная основа возникновения темы "болезни века" в произведениях русских и западноевропейских писателей-романтиков на примере произведений Лермонтова и Мюссе, анализируются особенности сюжетного и композиционного сходства двух романов на уровне сюжета и фабулы, хронотопа, жанрового своеобразия и широких интертекстуальных связей. Особое внимание уделяется характерам главных героев и исповедальному "стержню" двух произведений.
-
"Борис Пастернак. Очерк жизни и творчества". 11-й класс 2013
Урок-лекция посвящен жизни и творчеству великого поэта Бориса Пастернака, сопровождается презентацией.
-
Бородинское сражение в истории России и романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2012
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой.
-
Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах 2012
Работа посвящена 200-летию Бородинской битвы. В ходе урока учащиеся определяют, как Бородинское сражение отразилось в литературных произведениях и математических задачах. Теоретическое изложение материала сопровождается презентацией.
-
Бородинское сражение как кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Через анализ эпизодов учащиеся приходят к пониманию основного принципа описания войны в произведении Толстого, самостоятельно делают вывод, почему именно Бородинское сражение является кульминацией в художественном развитии действия в романе. В конце урока создается педагогическая ситуация для размышления о нравственных качествах человека.
-
Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Урок посвящен 200-летию Бородинской битвы. Задачи урока: показать роль Кутузова и народа в сражении, учитывая взгляд Толстого на историю; показать идейно-художественное изображение войны в романе; доказать, что сражение - точка пересечения судеб главных героев романа.
-
Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2012
Цель урока: доказать, что Бородинское сражение служит кульминацией романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Используются отрывки из романа Л.Н. Толстого и эпизоды из кинофильма С.Ф. Бондарчука «Война и мир».
-
Бородинское сражение – кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» 2022
Урок на тему «Бородинское сражение – кульминация романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» составлен в соответствии с требованиями ФГОС; в рефлексии деятельности предлагаются задания по функциональной грамотности. В ходе урока анализируется ключевой эпизод в понимании композиции романа-эпопеи «Война и мир», Бородинское сражение. Сражение рассматривается как точка пересечения судеб главных героев романа; выявляются идейно-художественные особенности изображения войны в романе; показывается, как в данном эпизоде реализуются «мысль народная» и «мысль семейная». В ходе урока обучающиеся, работая в парах и группах, отвечая на проблемные вопросы, выполняют анализы эпизодов, выявляют авторскую позицию и аргументированно выражают собственное мнение. Данный урок способствует формированию у обучающихся российской и гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свою страну, подводит к выводу о народном характере Отечественной войны 1812 года.
-
"Бороться и искать, найти и не сдаваться". Открытие книги. В.Каверин. "Два капитана" 2010
Урок по роману Каверина построен в форме беседы по прочитанному произведению с демонстрацией предполагаемых ответов на слайдах. Включены сообщения заранее подготовленных учащихся о жизни и творчестве Каверина, истории написания романа и его прототипах, памятнике героям Каверина во Пскове, рассказ учителя о мюзикле "Норд-Ост" с просмотром видеоролика.
-
Борьба добра и зла в душах человеческих по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 10-й класс 2016
Цели урока: дать понять учащимся, как, по Достоевскому, неоднозначна психология человека, что «подлинно доброе и благородное в человеке не исключает в нём стремление к злу и низменных помыслов»; показать, какими художественными средствами достигает этого автор: «двойники» и антиподы в романе, авторские ремарки, портреты героев; помочь учащимся выработать свой вариант поведения при встрече со злом.
-
“Братья наши меньшие” в произведениях писателей разных народов: Э.Сетона-Томпсона “Снап”, Г.Троепольского “Белый Бим Черное ухо”, И.Федосеева “Кустук”. Урок литературы. 6-й класс 2019
Цели: показать идейно-тематическую общность произведений авторов разных народов по отношению к важным проблемам жизни; совершенствовать умения анализировать худ. произведения, развивать навыки выразительного чтения, творческого рассказывания; продолжить работу над литературоведческими понятиями: основная мысль, заглавие, сюжет, композиция произведения; развивать у детей понятие толерантности; воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к природе, чувства ответственности и сострадания.
-
Брейн-ринг по "Повестям покойного Ивана Петровича Белкина А.С. Пушкина" 2013
Брейн-ринг, который проводится в игровой форме, способствует систематизации знаний по творчеству А.С. Пушкина, полученных в начальной и средней школе, формированию навыков аналитического чтения текста произведения; стимулирует самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; способствует повышению интереса к изучению творчества А.С. Пушкина.
-
"Будем человечеством!" (по рассказу А.П. Платонова "Третий сын"). Методическая разработка урока литературы для учащихся II курса учреждений НПО 2009
Своеобразная творческая манера А.П. Платонова вызывает трудности в понимании его произведений, но рассказ-притча «Третий сын» является идеальным материалом для формирования навыков анализа художественного текста на уроках литературы в учреждениях начального профессионального образования с учетом гендерных особенностей обучающихся.