Литература
-
Проблема воспитания и воспитанности в произведении Д.И. Фонвизина "Недоросль". Урок литературы в 9-м классе 2003
Представлена программа наблюдения, анализа и оценка воспитанности детей в семье.
-
Гамлет на сцене и в кино 2003
При изучении трагедии "Гамлет" учащиеся знакомятся с различным пониманием образа Гамлета в истории русской культуры. Не менее богато истолкование Гамлета и на русской сцене и в кино. В XIX веке Гамлета играли знаменитые актеры П.Мочалов и В.Каратыгин; в XX веке - А.Южин и В.Качалов; Козаков и Марцевич; Смоктуновский и Высоцкий. У каждого из них - свой Гамлет. О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке.
-
Слово о Некрасове 2003
Один из возможных вариантов уроков знакомства с биографией писателя представлен в виде плана - конспекта. Воспроизводя его, учащиеся должны будут внести дополнения, которыми станут ответы на вопросы третьего раздела этого конспекта. Задания, включенные в этот раздел, потребуют не только навыков учебного труда, но и умения выйти за рамки стандартного выполнения.
-
Сергей Есенин - певец земли русской 2003
Сергей Есенин - певец земли русской. Знакомя учащихся с темой Родины лирике с С. Есениным, использую на уроке разные формы работы: беседа с классом, индивидуальные и групповые задания. На уроке звучат песни и романс на стихи Есенина. Благодаря лирике С. Есенина, словам М. Горького, Е. Евтушенко, М. Цветаевой, В. Астафьева, урок приобретает нравственно - эстетическое, патриотическое звучание.
-
Урок Мужества и Доброты по повести В.Распутина "Уроки французского" 2003
Урок по литературе разработан для обучающихся 6 класса, является опорным материалом для формирования этических норм взаимоотношений подростков, нравственных законов героев В. Распутина, анализа художественного произведения, развития творческих способностей учеников.
-
Литература — музыка — живопись. Опыт прикосновения к проблеме интегрирования школьных предметов 2003
Интегрированные уроки позволяют изучить тему на основе нескольких учебных предметов, что помогает учащимся видеть богатство и разнообразие мира.
-
Разработка урока литературы в 5-м классе "Что за прелесть эти сказки!" 2003
Проводится после прохождения русских народных и литературных сказок по учебнику А.Г.Кутузова "В мире литературы". Урок проводится в игровой форме - интеллектуальное путешествие по станциям: Портретная, Искусствоведческая, Театральная, Юмористическая, Творческая, Сума с потерянными вещами, О, счастливчик, Литературное ассорти.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Замечательная вещь" (роман И.С. Тургенева "Рудин") 2003
Урок показывает возможности риторизации литературы, когда чтение и изучение произведений русской классики сопровождается у учащихся исполнением собственных риторических текстов различных жанров. Материалом для создания данных текстов является художественное произведение, прочитанное учащимися. Вместе с десятиклассниками разрабатывается путь изучения романа.
-
Сценарий музыкально-литературной композиции по творчеству М.Цветаевой "Жаркой рябины горькая кисть" (11-й класс) 2003
Музыкально-литературная композиция по творчеству М.И. Цветаевой "Жаркой рябины горькая кисть". Из опыта внеклассной работы с учащимися 11-х классов.
-
А.С. Пушкин и Якутия 2003
Поэтическая форма изложения материала формирует познавательный интерес и концентрирует внимание учащихся. Она позволяет показать через изучение творчества А. С. Пушкина и представителей якутской литературы взаимосвязь и единство двух культур, русской и якутской, основа которых лежит в устном народном творчестве. Урок построен на интерактивном взаимодействии педагога и обучающихся.
-
Урок внеклассного чтения. Работа над фрагментом из романа Дж. Ф. Купера "Последний из могикан" 2003
На уроках внеклассного чтения используется материал курса "Вокруг тебя - мир..." Курс направлен на развитие у учащихся гуманистического отношения к миру. Он помогает ориентироваться в современной культурной жизни, вырабатывать свои собственные эстетические суждения и оценки. Он даёт возможность показать социокультурные доминанты эпохи, создать её неповторимый образ.
-
Открытие сезона… Поэты Серебряного века приглашают… (Литературная гостиная в 11-м классе) 2003
Сценарий литературной гостиной для учащихся 11-х классов.
-
Конспект урока литературы "Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2003
Урок помогает учащимся понять концепцию любви по Булгакову. На уроке прослеживается идеал возлюбленной автора. Проводится аналогия с героями русской классической литературы, чтобы сделать очевиднее мысль о том, что любовь в булгаковском романе явление уникальное. На материале анализа эпизодов готовится вывод, что любовь героев - это сотрудничество и дружба, творчество и вдохновение, верность и сопереживание, самоотречение и самоотверженность, борьба и счастье.
-
Преподавание курса "Основы философии в школе" 2003
Вся многогранная культура, обусловливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнейшей составляющей включает в себя ту или иную сумму философских знаний. Изучение философии - необходимая сторона процесса образования. В статье предлагается вариант программы курса "Основы философии" для учащихся 10-11 классов, а также пример урока по разделу "Русская философия"
-
Урок-игра по циклу рассказов М.Зощенко "Леля и Минька" 2003
Урок является фрагментом разрабатываемой программы развития творческих способностей и познавательной активности учащихся в 5 классе. Включает в себя игровую деятельность, за счет которой осуществляется преемственность с начальной школой; задания творческого характера; групповую работу. Также обращается внимание на основные умения, формирующиеся на уроках литературы в 5 кл.: знание текста, чтение по ролям, умение задавать вопросы.
-
Урок литературы по сказке Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" 2003
Урок "Щелкунчик и Мышиный король" может быть проведён в 5-6-х классах как обычный или как урок внеклассного чтения. Необычная обстановка, в которой происходит общение учителя с детьми, способствует повышению интереса не только к содержанию изучаемого произведения, но и к чтению в целом, и к урокам литературы.
-
Развитие исследовательских умений школьников на уроках литературы. (К урокам литературы по УМК А.Г. Кутузова, 5-й класс) 2003
Предлагаемый материал связан с изучением темы "Детский фольклор" по программе А.Г. Кутузова для 5-го класса общеобразовательных школ. На конкретном примере объясняется, как можно вместе с учениками заняться исследовательской работой, используя региональный материал, сделать открытия в области литературоведения на доступном для школьников уровне.
-
Есть в мире этом самый лучший миг (урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Зорькина песня" в 5-м классе) 2003
Вид урока - творческая мастерская. Цели урока: 1) расширение представления учащихся о пейзажной живописи и языковом мастерстве писателя; знакомство с понятием "лирическая проза"; 2) выработка умений работы с художественным текстом и создания своего текста; 3) воспитание культуры общения. Рассказ воспитывает в юном читателе доброе чувство к окружающей среде, чуткость к красоте природы.
-
Я встретил Вас (урок о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева) 2003
Главная идея урока: 1. Создать комфортные условия для эстетического восприятия материала; 2. Пробудить у обучающихся высокие нравственные чувства.
-
Урок литературы в 9-м классе: "Загадочная судьба А.С. Грибоедова" 2003
Урок литературы в 9 классе. Загадочная судьба А.С. Грибоедова. Данный урок является первым в системе уроков по творчеству Грибоедова, поэтому важным было пробудить интерес у учащихся к личности автора. Это позволило активизировать учащихся к изучению комедии "Горе от ума". Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с мемуарной, справочной и научной литературой, а также при подготовке презентации "Портреты Грибоедова".
-
Интеграция учебной работы и работы с родителями 2003
Интеграция – основное направление работы школы. Интеграция учебной работы и работы с родителями помогает повысить эффективность воспитательной работы в школе. Содержание предмета “литература” позволяет осуществить такую работу. В данной статье я рассказываю о том, как интегрировать учебную и воспитательную работу с родителями в классе.
-
Литературный вечер "Вспоминая В.Высоцкого" 2003
Литературно-музыкальная композиция, основанная на воспоминаниях современников.
-
Урок литературы для 4-го класса "Обобщение знаний об авторских литературных сказках" 2003
Урок - обобщение знаний об авторских литературных сказках, целью которого является организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных и авторских литературных сказках; развивать умение работать в группах; учить правильному общению и взаимодействию; воспитывать любовь к чтению и своему Отечеству на примере творчества знаменитых русских писателей.
-
Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка и литературы 2003
Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения.
-
Урок литературы в 11-м классе "Два берега одной реки. Тенденции современной литературы" 2003
Урок - лекция по литературе в 11-м классе.
-
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трех карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноименной опере П.И. Чайковского" 2003
Урок литературы и музыки "Символический смысл тайны трёх карт в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" и в одноимённой опере П.И. Чайковского" В интеграции литературы и музыки автор данного методического проекта видит возможность более глубокого изучения нравственно-философских проблем повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". Пропедевтическая подача литературоведческого материала позволяет обратиться к вопросам традиций и новаторства в искусстве, что способствует изучению художественного произведения в широком культурологическом контексте.
-
Драгоценные россыпи поэзии Н.С. Гумилева 2003
Статья содержит исследования уникальной особенности поэзии Н.Гумилева: использование свойств и окраски драгоценных камней для создания образа лирического героя и неповторимой колористики стихотворений.
-
Эволюция темы "маленького человека" в русской литературе первой половины XIX в. 2003
Работа подразумевает изучение программных и внепрограммных произведений по данной теме, способствует совершенствованию познавательной активности учащихся, привитию интереса к урокам литературы и развитию речи учащихся.
-
Поэма А.Блока "Двенадцать" в 11-м классе. Урок как система литературных задач 2003
Урок представляет собой систему литературных задач, позволяющих постигать произведение в единстве его формы и содержания.
-
Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?" 2003
Представленный урок литературы является обобщающим уроком по разделу "Книги Ветхого Завета" (учебник З. Н. Новлянской, Г. Н Кудиной "Литература как предмет эстетического цикла", 6 класс общеобразовательной школы). Данная разработка может быть использована в качестве урока внеклассного чтения в 5-6-x классах, занимающихся по другим учебным пособиям.