Цель урока:
раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, продолжить работу по развитию культуры речи школьников;
воспитывать у учащихся умение распределять роли, представлять точку зрения писателя и собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.
Тип урока: обобщающий.
Методы:
словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);
наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки детей, плакат с вопросами, инсценирование, художественная самодеятельность детей),
активная методика распределения заданий.
Материал к уроку: портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести, а также по теме “Великая Отечественная война”, “Дети войны”; плакаты с вопросами, карточки с заданиями, эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой)
Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.
Ход урока:
Вступительное слово учителя о теме урока, цели и задаче.
Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявить авторскую позицию и ваши точки зрения, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “искусствоведами”, “биографами”, “артистами театра”. Для этого вы самостоятельно распределите роли и определите, в какой секции каждый из вас будет работать.
(Дети распределяются по секциям. Каждая секция на столе имеет свою эмблему: библиографы – перо гусиное с чернильницей, искусствоведы – эмблему с изображением раскрытой книги, театральная секция – эмблему, изображающую лиру и скрипичный ключ).
- Давайте вспомним значение слов “этика”, “нравственность”, “милосердие”, “гуманность”.
(Дети объясняют данные понятия, ибо они им уже знакомы с предыдущего урока).
- На примере каких произведений мы с вами уже рассматривали этику взаимоотношений подростков?
(Дети перечисляют произведения Д.Железнякова “Чучело”, “Чудак из 6 “б”, “Белые пароходы”, “Таня и Юстик” и т.д.)
- Творчество В.Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.
- Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В.Распутина, но и в себе. Поэтому эпиграфом к нашему уроку мы возьмем высказывание Л.Н. Толстого.
(Зачитывается эпиграф, заранее записанный на доске), который выражает суть урока.
“Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”.
– Первыми начинают работу ребята из творческой группы библиографов (краткие сообщения о творчестве В.Распутина).
- Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть–Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в альманахе “Ангара” в 1961 году.
- В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и дальнего Востока рассказы В.Г.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения В.Г.Распутина: повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976). За повесть “Живи и помни” В.Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).
- В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. Как говорит писатель: “Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.
- Почему рассказ написан от первого лица? (автор изложил свою биографию).
Вводится понятие: “автобиография” (дети записывают в словари, используют “Словарь литературоведческих, лингвистических терминов”).
Учащимся предлагаются индивидуальные и групповые задания:
секции искусствоведения:
- вы – экскурсовод школьного художественного музея. Вам предложили провести экскурсию на тему: “Дети и война” по рисункам школьных художников. Итак, ваша экскурсия (Защита своего рисунка).
творческой секции:
- Вы – режиссер театра юного зрителя. Поставьте одну из сцен по повести В.Распутина. Актеров выбирает режиссер.
- Вы – в составе фронтовой бригады художественной самодеятельности. Через несколько минут бойцам идти в бой. Ваш номер художественной самодеятельности или ваше напутственное слово.
(На стендах заранее оформлена выставка рисунков учащихся “Дети войны” по теме “Великая Отечественная война”.
Дети в своих ответах определяют название рисунка, почему избран данный сюжет в его рисунке, что послужило основой для создания рисунка, что хотели изобразить своим рисунком юные художники, какие краски, тона, цвета использовались в работе, что наиболее удалось в работе, какие чувства вызывают данные работы.
По окончании защиты рисунков секции искусствоведов определяют лучшие рисунки, называют фамилии, имена ребят. Дети аплодисментами поздравляют победителей).
Детям заранее было дано задание: выбрать режиссера театра юного зрителя, рассмотреть различные кандидатуры на эту роль. У режиссера на груди эмблема “лира и скрипичный ключ”.
Под руководством режиссера ребята готовятся к инсценированию.
По окончании защиты рисунков выступают ребята с первой из сцен по повести В.Распутина “Уроки французского”.
Ребята, входящие в состав фронтовой бригады художественной самодеятельности, самостоятельно готовят свой репертуар по теме “Великая Отечественная война”. Два–три номера или напутственное слово.
По окончании выступления творческой секции режиссер подводит итоги, отмечает, насколько удачно выступили артисты. Дети аплодисментами благодарят выступающих.
Слово учителя:
- Ребята, мы сейчас с вами посмотрели работы творческих групп разных секций. Ребята постарались воссоздать фон времени Великой Отечественной войны, а также послевоенного времени. Работа творческих секций позволит нам более детально обсудить содержание повести В.Распутина “Уроки французского”.
(На доску учитель вывешивает плакаты с вопросами, по которым будет проходить дальнейшая беседа. В беседе участвует весь класс)
Беседа с учащимися по содержанию повести:
- О чем повествует произведение “Уроки французского”?
- Что привлекает вас в мальчике? В его характере? (Сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели).
- В каких эпизодах проявляются эти черты характера?
- Как жилось мальчику в родительском доме и у знакомых? (Зачитать отрывки из повести, рассказывающие о голоде).
- Как харктеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
- Охарактеризуйте игроков в “чику” (Вадик, Птаха, Тишкин).
Обсудив шесть вопросов, используя активную методику распределения ролей, учащиеся делятся на микрогруппы, каждая из которых получает карточку “твое поведение в сложившейся ситуации”.
В работе микрогрупп используется активная методика распределения заданий. Детям предлагаются задания с различными ситуациями. В ответах дети выражают собственные точки зрения. Учащиеся нацеливаются на глубокий, связный ответ, умение обобщать, делать выводы.
- Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников вымогают деньги или избивают твоего товарища, какие действия ты предпримешь?
- Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
- Сформулируйте ситуацию из этики взаимоотношений подростков и предложите решить ее классу.
- Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
- Как вы объясните “непедагогический поступок” Лидии Михайловны?
- Какие нравственные уроки преподает своему ученику Лидия Михайловна?
Вывод учащихся.
Дети предлагают свои ответы, при необходимости дополняют друг друга, обобщают высказывания сверстников. К выводу по теме урока учитель привлекает учащихся.
- Прослушав все ответы и обобщив их, я пришел к выводу, что в повести В.Распутина молодая учительница привлекает к себе голодного и упрямого мальчика, играя с ним в “пристенок” или “замеряшки”. Лидия Михайловна решилась на это, т.к. ее ученик, прежде упрямо не бравший ничего, теперь принимал от нее деньги, т.к. это был “честный” выигрыш, и опять бегал на базар покупать молоко.
– Учитывая все высказывания детей, обобщите, сделайте вывод по нашей беседе.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.
Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание (по вариантам).
- Напишите сообщение в школьную газету “Где проходит грань между мужеством и предательством, добром и подлостью” или “Советую прочитать “Уроки французского”.
- Запишите на карточках те нравственные уроки, которые вы вынесли из “Уроков французского”.