Познавательный аспект:
Предложить поразмышлять над тем, какое значение вкладывается в понятие “пленный”.
Развивающий аспект:
Продолжить формирование умения анализировать систему образов, работая над фрагментом художественного произведения.
Воспитывающий аспект:
Подвести учеников к пониманию того, что любому пленному должна быть гарантированна жизнь, и отношение к нему должно быть гуманным.
1. Вступительное слово учителя.
Второй год мы с вами обсуждаем проблемы, поднятые в книги “Вокруг тебя – мир…” Пожалуй, самая животрепещущая из них – это право человека на уважение его достоинства. Помните, на уроках мы наблюдали, как Петя Ростов проявлял искреннее сочувствие к маленькому пленному французу-барабанщику, открыто жалел его? Мы пытались представить, какие чувства испытывал пленник. А надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Что он переживает? Пленного человека чуждых взглядов, традиций трудно жалеть, ему трудно сочувствовать.
2. Беседа.
- Может ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей? (Мнения нескольких учащихся.)
- Конечно, может, потому что “Войне надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать”, – так говорил великий русский полководец А. Суворов. Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.
3. Вы прочитали фрагмент из романа Фенимора Купера “Последний из могикан”. (Выступление заранее подготовленного ученика. Краткие биографические сведения о Ф. Купере).
- Спасибо. Вот здесь представлены несколько произведений: “Зверобой”, “Последний из могикан”, “Следопыт”, “Пионеры”. Я хочу поблагодарить ещё тех, кто, прочитав отрывок, выразил свои ощущения в рисунках. У вас получились прекрасные иллюстрации к произведению. Посмотрите, как чётко передан характер Ункаса: сильный, смелый. А вот жилище индейцев, как оно называется?
- Какое впечатление произвёл на вас отрывок из романа? (Ответы ребят.)
- Что представлялось вам ярче всего? (Ответы учащихся.)
4. Анализ эпизода.
Задание 1.
Перечислите всех, кто действует в этом эпизоде. (Учитель записывает на доске.)
Посмотрите на запись. Всё ли вас в ней устраивает? Отражает ли эта запись расстановку сил в ситуации конфликта в данном эпизоде? (Ответы учеников.)
(Ункас противостоит всем) Учитель убирает имя Ункаса и записывает его напротив всех героев.
Так кто такой Ункас? (Ункас – пленный.)
Задание 2.
Найдите в тексте выражения, показывающие отношение толпы к пленнику.
Найдите определение, которое более точно передаёт состояние толпы. (Ответы ребят.)
Чем объясняется именно такое отношение толпы к пленнику? (Ответы учащихся.)
Кто выделяется в беснующейся толпе? (Колдунья и мальчик.)
Задание 3.
Найдите в тексте слова, позволяющие составить портрет колдуньи. (На экране высвечивается описание портрета старухи.)
Как вы думаете, чьими глазами мы видим эту старуху? Объясните свою точку зрения, обратившись к тексту.
А какой дополнительный акцент приобретает этот эпизод благодаря тому, что рядом с колдуньей появляется фигура мальчика? (Контраст усиливает негатив толпы.)
Как ведёт себя среди этой толпы пленник? (Ответы учеников.)
Задание 4.
Найдите в тексте слова, выражения, при помощи которых описывается поведение пленника. Какое слово повторяется чаще всего? (Спокойный.)
В какой момент спокойствие покинуло его и почему? (Ответы учащихся.)
Мы отмечаем, что Ункас держался с чувством собственного достоинства. Как вы понимаете значение слова “достоинство”? (Запись на доске.)
Был ли среди участников эпизода кто-то, кто оценил самообладание пленника? (Вожди и большая часть знаменитых воинов.)
Но, тем не менее, они были непреклонны в своём решении. Как вы думаете, о каком решении идёт речь? Что ожидало пленника? (Ответы учеников.)
Как вы думаете, почему его ждала такая судьба? (Он был беззащитен, бесправен, людьми руководила ненависть.)
Какой была бы, по-вашему, участь воина, взятого в плен племенем Ункаса? (Такой же.)
Каково отношение автора ко всем участникам этой сцены? (Ответы учащихся.)
Совместимы ли для вас понятия “пленный” и “достоинство”? (Ответы учащихся.)
Всякий ли пленный, на ваш взгляд, обладает честью и достоинством? (Ответы ребят.)
5. Продолжение беседы.
- Обращение с военнопленными всегда волновало лучших людей мира. Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права. В 1949 году была принята Третья Женевская конвенция об обращении с военнопленными. В нём говорится о том, что военнопленные имеют право на гуманное обращение независимо от расы, цвета кожи, национальности, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения. Конвенция запрещает негуманные действия по отношению к пленным (посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства.)
6. Заключительное слово учителя.
Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас сохранил в душе то, о чём мы говорили на уроке. Чтобы “совесть”, “благородство” и “достоинство” были с вами всю вашу жизнь.
Совесть, благородство, и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь…Б. Окуджава
7. Домашнее задание.
Если вас заинтересовала история Ункаса, и вы хотите знать дальнейшую судьбу героев, прочитайте роман Дж. Ф. Купера “Последний из могикан” полностью и поразмыслите над тем, какое значение для героев романа имеют понятия “совесть”, “благородство” и “достоинство”.