С.Есенин. Стихотворение "Береза"

Разделы: Литература


103554 Грицевич М

Предварительная работа:

  1. В ходе предварительной работы учитель обращается к детям с просьбой нарисовать березу, покрытую инеем.
  2. Необходимо подготовить ученика, который будет отбирать материал из высказываний учащихся для составления конспекта урока, но уже в форме, приближенной к сочинению, т.е. один ученик будет выполнять роль творческого секретаря.

Цель:

  • Помочь учащимся постичь мир чувств и мыслей автора, вовлечь их в размышление над тем, что его восхищает, очаровывает в данном образе.
  • Способствовать развитию умения проникать в подтекст лирического стихотворения, видеть в нем выражение авторской концепции мира.
  • Учить детей пользоваться литературоведческой терминологией при анализе стихотворения и использовать полученный опыт в выпускных сочинениях.

На доске:

  1. Эпиграф “Писатель мыслит образами” (И. Бунин).
  2. Запись выражений для заключительного слова: стихотворение поражает своим художественным открытием; величайший мастер слова; остановил мгновенье; в центре внимания; в его воображении; охвачен вдохновением; особенность поэтики; поражает своим художественным открытием.
  3. Цитата, высказывание С. Есенина: “Все от дерева – вот религия нашего народа… Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая сказочная эпопея исходу мира и назначению человека”.

Анализ поэтического текста – одна из излюбленных тем сочинений выпускников. Однако, чтобы не сбиться на путь прозаического пересказа, необходимо, на мой взгляд, чаще обращаться к анализу совместно с учащимися.

О том, что С. Есенин – великий поэт, каждый из нас слышал с детства. Мы заучивали его стихи в детском саду и в школе, слышали песни, написанные на его стихи, но не каждый задумывался над тем, что Есенин отнюдь не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. И, как всякая высокая поэзия, его лирика философична. Поэтому на сегодняшнем уроке, анализируя такое хорошо знакомое стихотворение, мы должны попытаться постичь мир чувств и мыслей автора. Будем учиться говорить о произведении, используя в речи литературоведческие термины, свои впечатления и искренние чувства.

Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе.

А вы когда-нибудь обращали внимание на то, как любим этот образ в русской поэзии? В устном народном творчестве? Попробуйте вспомнить загадки или высказывания о березе.

а) Стоит красавица на поляне, в белом сарафане, в зеленом полушалке.

б) Летом цветет, зимою греет, настанет весна, потечет слеза.

в) Церковь белена, кистью зелена.

г) Есть дерево об четыре дела: 1 – мир освещать, другое – мир унимать, 3 – больных исцелять, 4 – чистоту соблюдать.

Какой же видит березу С. Есенин?

(Выразительное чтение стихотворения).

  • Почему так легко запоминается это стихотворение? (Легкость, музыкальность, образность)
  • Что скрывается за внешней простотой этого стихотворения, его музыкальностью? (Читаем выразительно 1 строфу.)
  • Какое слово в первой строфе вам кажется значимым? Докажите важность выделенного слова. Какие возникают ассоциации при произнесении этого слова?

(Белая.)

  • Одним из ключевых слов является слово “белая”, оно вызывает в памяти множество образов. Каких?

(Белая береза, белый свадебный наряд; белокаменная церковь; белый свет, белая Русь; белый - божественный, белый ангел, белые ризы, белые одежды святых.)

  • Какое ощущение вызывает образ белой березы?

(Ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни).

  • Какой литературный прием использует автор в этой строфе?

(Олицетворения.)

  • Что же нам это позволяет понять?

(Создается одушевленный образ березы, одухотворенной, похожей на женщину. В одном ее движении угадывается желание быть красивой и сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, легкая, изящная, сверкающая белизной).

  • Какой вид тропа еще есть в этой строфе?

(Сравнение. “Точно серебром”.)

  • Но именно в таком поэтическом контексте, рядом со словом “снег”, оно приобретает новое значение. Попробуйте объяснить, какое.

(Серебро снега – это необыкновенная красота, это тонкой филигранки драгоценное одеяние.)

  • Все это близко, дорого и хорошо знакомо поэту. Подтвердите мое высказывание строкой из текста.

(Под моим окном.)

  • Что нового открывается автору, герою и читателю во второй строфе?

(Здесь белого цвета еще больше. Он приобретает различные оттенки, пространственную осязаемость. Поэт - живописец рисует белым по белому, что, безусловно, требует большого мастерства. И ему удается зримо передать то скрытое движение жизни, которое открывается только зоркому взгляду.)

  • Какое слово помогает понять, что жизнь движется?

(Распустилась, как будто весной, листочки.)

  • И вновь перед нами не просто живое дерево, а девушка. За счет чего мы видим этот образ?

(Да ведь она укрыта не просто снегом, а платком с бахромой. Платком необычайной красоты.)

  • Третья строфа начинается с союза “и”, для чего он здесь?

1. Естественное продолжает повествование.

2. Целостно объединяет части стихотворения, указывая на последовательность смены кадров и появления новых черт березы.)

  • Новая строфа выводит нас на новый уровень. Чем, на ваш взгляд, отличается содержание 3 строфы?

(Оно отличается насыщенностью действия. Появляются два глагола, за счет чего расширяется пространственное изображение.)

  • Какой литературный прием использует автор, чтобы вновь выделить, подчеркнуть необычность березы?

(Противопоставление. Живая береза “стоит” в “сонной тишине”. Но она одна сейчас, когда все спит. И лишь снежинки горят.)

  • И вновь необыкновенная характеристика, оксюморон, “горят снежинки”. Как вы это воспринимаете?

(Береза живет внутренней жизнью. Она сама творит чудо. В ней таится та природная сила, что способна превратить обычный пейзаж в сказочно прекрасный. Береза светится.)

  • Какое определение к слову “береза” вы смогли бы дать, прочитав эту строфу?

(Царственная, гордая, самая главная, светоносная.)

  • Какой образ появляется в последней строфе?

(Заря.)

  • А как воспринимается заря в народе?

(Божественное явление, смена тьмы светом, как знак вечного круговорота жизни. Зори в “Слове о полку Игореве” тоже живые, они могут предостерегать, предвещать будущее.)

  • Что помогает нам выделить этот образ, дать ему определенную значимость?

(Союз “а” как бы выделяет ее и в то же время ставит в общее движение жизни. Ее естественность выделена графически. Заботливое внимание зари еще больше возвеличивает березу.)

  • На кого похожа сейчас заря?

(Заря похожа на мать, благословляющую свою дочь.)

  • Итак, что для Есенина береза?

(Самое дорогое, самое прекрасное дерево. Она в центре вселенной и все ощущают родственную связь с ней.)

Затем просим детей дать заключительный отзыв о стихотворении Сергея Есенина, обратив внимание на выражения, записанные на доске.

  • Возможно, такое представление березы не случайно. Ведь еще в детстве бабушка С. Есенина читала библию своему внуку.

Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай; имеет листья со всех дерев, плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня текут млеком и медом двенадцать источников”

  • И, возможно, именно эти рассказы бабушки помогли Сергею Есенину видеть мир целостным, сознавать единство человека и природы.

Следующий этап – это прочтение творческой работы, составленной учащимся. В этом случае учитель должен сам прочесть работу, при этом исключая возможные речевые и грамматические ошибки (ведь дети не всегда могут быть хорошими стилистами). Но такой итог позволит каждому учащемуся осознать свое умение в написании следующей творческой работы.

Последний этап – это работа с рисунком.

Рис.1.

Творческое словесное рисование при ответе на вопрос: “А если бы вы рисовали березу С. Есенина, на чем сделали бы свой акцент?”

Как много о мире и о себе смог сказать Есенин уже в одном из первых своих стихотворений!