Предварительная работа:
- В ходе предварительной работы учитель обращается к детям с просьбой нарисовать березу, покрытую инеем.
- Необходимо подготовить ученика, который будет отбирать материал из высказываний учащихся для составления конспекта урока, но уже в форме, приближенной к сочинению, т.е. один ученик будет выполнять роль творческого секретаря.
Цель:
- Помочь учащимся постичь мир чувств и мыслей автора, вовлечь их в размышление над тем, что его восхищает, очаровывает в данном образе.
- Способствовать развитию умения проникать в подтекст лирического стихотворения, видеть в нем выражение авторской концепции мира.
- Учить детей пользоваться литературоведческой терминологией при анализе стихотворения и использовать полученный опыт в выпускных сочинениях.
На доске:
- Эпиграф “Писатель мыслит образами” (И. Бунин).
- Запись выражений для заключительного слова: стихотворение поражает своим художественным открытием; величайший мастер слова; остановил мгновенье; в центре внимания; в его воображении; охвачен вдохновением; особенность поэтики; поражает своим художественным открытием.
- Цитата, высказывание С. Есенина: “Все от дерева – вот религия нашего народа… Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, цветы на постельном и тельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая сказочная эпопея исходу мира и назначению человека”.
Анализ поэтического текста – одна из излюбленных тем сочинений выпускников. Однако, чтобы не сбиться на путь прозаического пересказа, необходимо, на мой взгляд, чаще обращаться к анализу совместно с учащимися.
О том, что С. Есенин – великий поэт, каждый из нас слышал с детства. Мы заучивали его стихи в детском саду и в школе, слышали песни, написанные на его стихи, но не каждый задумывался над тем, что Есенин отнюдь не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. И, как всякая высокая поэзия, его лирика философична. Поэтому на сегодняшнем уроке, анализируя такое хорошо знакомое стихотворение, мы должны попытаться постичь мир чувств и мыслей автора. Будем учиться говорить о произведении, используя в речи литературоведческие термины, свои впечатления и искренние чувства.
Красота природы опьяняет, заставляет звенеть все струны чувствительной души, и частичка этого восхищения природой заложена здесь, в этом стихотворении, посвященном березе.
А вы когда-нибудь обращали внимание на то, как любим этот образ в русской поэзии? В устном народном творчестве? Попробуйте вспомнить загадки или высказывания о березе.
а) Стоит красавица на поляне, в белом сарафане, в зеленом полушалке.
б) Летом цветет, зимою греет, настанет весна, потечет слеза.
в) Церковь белена, кистью зелена.
г) Есть дерево об четыре дела: 1 – мир освещать, другое – мир унимать, 3 – больных исцелять, 4 – чистоту соблюдать.
Какой же видит березу С. Есенин?
(Выразительное чтение стихотворения).
- Почему так легко запоминается это стихотворение? (Легкость, музыкальность, образность)
- Что скрывается за внешней простотой этого стихотворения, его музыкальностью? (Читаем выразительно 1 строфу.)
- Какое слово в первой строфе вам кажется значимым? Докажите важность выделенного слова. Какие возникают ассоциации при произнесении этого слова?
(Белая.)
- Одним из ключевых слов является слово “белая”, оно вызывает в памяти множество образов. Каких?
(Белая береза, белый свадебный наряд; белокаменная церковь; белый свет, белая Русь; белый - божественный, белый ангел, белые ризы, белые одежды святых.)
- Какое ощущение вызывает образ белой березы?
(Ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни).
- Какой литературный прием использует автор в этой строфе?
(Олицетворения.)
(Создается одушевленный образ березы, одухотворенной, похожей на женщину. В одном ее движении угадывается желание быть красивой и сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, легкая, изящная, сверкающая белизной).
- Какой вид тропа еще есть в этой строфе?
(Сравнение. “Точно серебром”.)
- Но именно в таком поэтическом контексте, рядом со словом “снег”, оно приобретает новое значение. Попробуйте объяснить, какое.
(Серебро снега – это необыкновенная красота, это тонкой филигранки драгоценное одеяние.)
- Все это близко, дорого и хорошо знакомо поэту. Подтвердите мое высказывание строкой из текста.
(Под моим окном.)
- Что нового открывается автору, герою и читателю во второй строфе?
(Здесь белого цвета еще больше. Он приобретает различные оттенки, пространственную осязаемость. Поэт - живописец рисует белым по белому, что, безусловно, требует большого мастерства. И ему удается зримо передать то скрытое движение жизни, которое открывается только зоркому взгляду.)
- Какое слово помогает понять, что жизнь движется?
(Распустилась, как будто весной, листочки.)
- И вновь перед нами не просто живое дерево, а девушка. За счет чего мы видим этот образ?
(Да ведь она укрыта не просто снегом, а платком с бахромой. Платком необычайной красоты.)
- Третья строфа начинается с союза “и”, для чего он здесь?
1. Естественное продолжает повествование.
2. Целостно объединяет части стихотворения, указывая на последовательность смены кадров и появления новых черт березы.)
- Новая строфа выводит нас на новый уровень. Чем, на ваш взгляд, отличается содержание 3 строфы?
(Оно отличается насыщенностью действия. Появляются два глагола, за счет чего расширяется пространственное изображение.)
- Какой литературный прием использует автор, чтобы вновь выделить, подчеркнуть необычность березы?
(Противопоставление. Живая береза “стоит” в “сонной тишине”. Но она одна сейчас, когда все спит. И лишь снежинки горят.)
- И вновь необыкновенная характеристика, оксюморон, “горят снежинки”. Как вы это воспринимаете?
(Береза живет внутренней жизнью. Она сама творит чудо. В ней таится та природная сила, что способна превратить обычный пейзаж в сказочно прекрасный. Береза светится.)
- Какое определение к слову “береза” вы смогли бы дать, прочитав эту строфу?
(Царственная, гордая, самая главная, светоносная.)
- Какой образ появляется в последней строфе?
(Заря.)
- А как воспринимается заря в народе?
(Божественное явление, смена тьмы светом, как знак вечного круговорота жизни. Зори в “Слове о полку Игореве” тоже живые, они могут предостерегать, предвещать будущее.)
- Что помогает нам выделить этот образ, дать ему определенную значимость?
(Союз “а” как бы выделяет ее и в то же время ставит в общее движение жизни. Ее естественность выделена графически. Заботливое внимание зари еще больше возвеличивает березу.)
- На кого похожа сейчас заря?
(Заря похожа на мать, благословляющую свою дочь.)
- Итак, что для Есенина береза?
(Самое дорогое, самое прекрасное дерево. Она в центре вселенной и все ощущают родственную связь с ней.)
Затем просим детей дать заключительный отзыв о стихотворении Сергея Есенина, обратив внимание на выражения, записанные на доске.
- Возможно, такое представление березы не случайно. Ведь еще в детстве бабушка С. Есенина читала библию своему внуку.
Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай; имеет листья со всех дерев, плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня текут млеком и медом двенадцать источников”
- И, возможно, именно эти рассказы бабушки помогли Сергею Есенину видеть мир целостным, сознавать единство человека и природы.
Следующий этап – это прочтение творческой работы, составленной учащимся. В этом случае учитель должен сам прочесть работу, при этом исключая возможные речевые и грамматические ошибки (ведь дети не всегда могут быть хорошими стилистами). Но такой итог позволит каждому учащемуся осознать свое умение в написании следующей творческой работы.
Последний этап – это работа с рисунком.
Рис.1.
Творческое словесное рисование при ответе на вопрос: “А если бы вы рисовали березу С. Есенина, на чем сделали бы свой акцент?”
Как много о мире и о себе смог сказать Есенин уже в одном из первых своих стихотворений!