Литература
-
Развитие творческих способностей на уроках литературы по учебнику под редакцией А.Г. Кутузова. Урок литературы в 8-м классе: "Путешествие в мир поэзии Н.Рубцова" 2004
Художественное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности. В соответствии с этим, целью образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовленного самостоятельному общению с искусством слова.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь") 2004
Интегрирование уроков русского языка и литературы открывает широкие возможности для комплексного повторения, для наблюдения за точностью словоупотребления и ролью синтаксических конструкций на примере высокохудожественных текстов, а также помогает решить важные задачи воспитательного характера. Повторение синтаксиса сложного предложения в конце года в 9 классе провожу на примере повести И.С.Тургенева "Первая любовь".
-
Урок литературы на тему: "Фантастический и реальный мир сказок. Х.К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс 2004
Обобщающий урок литературы в пятом классе по творчеству Х.К. Андерсена. Углубление изученного по сказке "Снежная королева". Урок имеет большое воспитательное значение.
-
Урок внеклассного чтения "Эти мертвые лица имеют на меня неотразимое влияние" (рассказ Л.Н. Толстого "Люцерн"). 10-й класс 2004
Педагогическая идея данного урока - показать, какую роль играют нетрадиционные формы работы на уроках литературы в старших классах, которые развивают у обучающихся творческие и артистические способности, дают возможность работать над эмоциональной аурой как стимулом познания творческой активности обучающихся.
-
Открытый урок "Кто же он — Евгений?" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2004
Программа по литературе (5-11-е классы) под редакцией А. Г. Кутузова предполагает, что литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности в контексте культурной традиции эпохи. Материал в виде двух уроков по изучению романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" ("Начало большого стихотворения" (Кудряшова Т.С.) и "Кто ж он - Евгений?" (Соломина Н.А.) иллюстрирует данные подходы к преподаванию литературы.
-
Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету 2004
Школьное сочинение - сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось в современной методике. Существуют различные жанры школьных сочинений. В целях пробуждения интереса учащихся к предмету целесообразно обращать их к нетрадиционным формам сочинения.
-
Тема любви в поэзии М.И. Цветаевой: "Мне пара крыл прекрасных дана…" 2004
Открытый урок-исследование по литературе в 11-м классе дает возможность учащимся, используя свои навыки анализа поэтического текста, определить своеобразие любовной лирики, почувствовать уникальность мироощущения, увидеть любовь как всеобъемлющее и многоликое чувство, способствовать формированию понимания любви как нравственной категории.
-
"Путешествие из Петербурга в Москву" — вечно актуальное и универсальное произведение 2004
Четыре года назад открыла для себя "новое" "Путешествие из Петербурга в Москву". Теперь изучаю с детьми, кроме традиционных, обозначенных в программе, и главы "Чудово", "Подберезье", "Новгород", "Крестцы", "Едрово". После прочтения и обсуждения глав "Путешествия" делаем вывод об энциклопедичности произведения и его актуальности даже для нашего времени, о его универсальности.
-
Ты нам поведай, театральная афиша… 2004
Комедия "Горе от ума" - благодатный материал для изучения в классе: она вызывает большой интерес у учащихся; ее образы легко воспринимаются; язык комедии понятен и выразителен. Уроки, на которых рассматриваются темы: замысел, история создания, жанровое своеобразие произведения, - не всегда воспринимаются с интересом, поэтому я предлагаю провести урок - исследование "Ты нам поведай, театральная афиша...", где объектом исследования становится театральная афиша. Эта афиша будет выполнять функцию опорного конспекта и рабочей тетради.
-
Салон Анны Павловны Шерер 2004
Материал представляет собой разработку первого урока по содержанию романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Он написан в соответствии с педагогической идеей гуманизации образования и основан на следующих принципах: научный материал на доступном уровне, нравственные проблемы, психологические эффекты, учет творческого потенциала класса, работа с художественной деталью, практическая направленность.
-
Особенности пейзажной лирики И.А. Бунина. Анализ стихотворения "Догорел апрельский светлый вечер" 2004
И.А.Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось передать словами краски природы, свет, звук. Проводя сравнительный анализ бунинского стихотворения с пейзажными полотнами русских живописцев, приводим учащихся к выводу, что внешне слова, состоящие из букв, бледнее живописных средств выражения. Но выразить они могут намного больше.
-
В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в 6-м классе) 2004
Предлагаемая мастерская ориентирована на 11-12-летних мальчишек и девчонок, которым близок жанр приключения. Раскрывается процесс подготовки школьников к заключительному уроку по роману "Дети капитана Гранта", в ходе которого каждый вел путевой дневник, являющийся не только средством контроля за чтением, но и элементом творческого осмысления романа.
-
"Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев" 2004
Предлагаемый урок строится в технологии педагогической мастерской, целью которой является усвоение новых знаний в режиме самостоятельной работы (коллективной, групповой, индивидуальной). Описание хода мастерской и данные в приложении материалы позволяют сформировать представление о личности К.Ф. Рылеева и способствуют творческому развитию учеников.
-
Преподавание литературы с точки зрения здоровьесберегающих образовательных технологий 2004
Основная идея - достижение нового качества образования на уроках литературы за счет оптимизации учебной, психологической, физиологической нагрузки учащихся, создания условий для сохранения и укрепления здоровья, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в преподавании литературы, использование принципов здоровьесберегающей педагогики.
-
Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море 2004
Использование на уроках русского языка краеведческого материала способствует формированию личности гражданина Отечества, правил и норм поведения человека в обществе, воспитанию любви к малой родине и бережного отношения к своему городу, его истории, традициям, культуре. На таких уроках у учащихся формируется потребность в пополнении знаний путём самообразовательной работы, развиваются творческие и исследовательские навыки.
-
урок "Марк Твен и его герои" 2004
Урок литературы открывает широкие возможности для интеграции. Хорошее знание своих питомцев позволяет мне перекинуть прочный мостик, соединяющий личный духовный багаж с тем, что изучаем на уроке. В этом багаже есть свои интересы. И моя задача - использовать эти интересы при изучении нового произведения. Меня привлекает принцип Л. В. Занкова: в школе все предметы главные. Поэтому часто провожу интегрированные уроки.
-
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы 2003
В данной статье рассматриваются теоретические и практические вопросы применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках литературы в общеобразовательной школе.
-
Интегрированный урок музыки и литературы по теме: "Квартет" 2003
Интегрированный урок музыка-литература. Показать взаимообогащение музыки и литературы при их совместном исполнении. Создание художественных образов через музыку. Дать теоретические понятия музыки-квартет, литературы-прототип.
-
Литературная гостиная "Я вам расскажу, что из будущего чую…" В.Хлебников 2003
Данный материал представляет собой обзор жизни и творчества одного из поэтов серебряного века.
-
Урок в 10-м классе. История замысла романа "Преступление и наказание", жанровая композиция 2003
"Вступление" в писателя всегда вызывает затруднения, от того, каким будет первый урок, зависит многое: интерес учащихся к писателю, его творчеству, желание прочесть не только программное произведение и, наконец, любовь к литературе. Очень важно, чтобы первые уроки были необычными, яркими, запоминающимися. Ф.М.Достоевский - писатель загадочный, часто непостижимый для сегодняшних школьников, роман "Преступление и наказание" - сложнейший и самый запутанный в русской и мировой литературе, поэтому первый урок должен наметить перспективы его изучения, пробудить интерес и желание понять автора.
-
Интегрированный урок по литературе и английскому языку по теме: "Портрет Оскара Уайльда" 2003
Педагогами английского языка и литературы разработан курс интегрированных уроков (5-11класс), целями которых являются овладение теорией и практикой искусства художественного перевода, изучение в подлиннике литературы англоязычных стран. Это помогает формировать у учащихся целостную систему знаний мировой литературы, этические и эстетические понятия, развить способности к творчеству.
-
Лингвостилистический анализ художественного прозаического текста. Рассказ И.А. Бунина "Красавица" 2003
Лингвистилистический анализ текста рассказа И.А.Бунина "Красавица" определяет замысел писателя, основную идею произведения: дети - символ вечного продолжения жизни, но этот символ легко сломать, погубить, если взрослые не окружат его заботой и вниманием. Проводится анализ текста как языкового целого, ведётся наблюдение над эстетической функцией слова, анализ языковых средств и изобразительно выразительных средств.
-
Литературная гостиная "Душа в заветной лире…" 2003
Трудна судьба поэтов всех времён. Тяжеле всех судьба казнит Россию. Русская поэзия со времён Пушкина перестала быть всего лишь художественным творчеством. Она сделалась высшим духовным подвигом. Судьба истинного художника - это "единый путь распятья и креста". Цель урока заключается в том, чтобы рассказать о судьбах художников слова, поэтах пророках, раскрыть душу "в заветной лире".
-
Урок развития речи в 5-м классе 2003
На уроке развития речи в 5-м классе по теме "Земное путешествие инопланетян… Встреча с Мастером" используются приемы, основанные на графических и звуковых ассоциациях. В системе приемов, разработанных автором урока, учитываются индивидуальные особенности учащихся, одни из которых - "визуалы" (воспринимают мир зрительно); а другие - "аудиалы" (воспринимают мир через звук, слово). Основной целью данной системы является развитие зрительной, образной, логической памяти учащихся при усвоении литературоведческих терминов и навыков грамотного письма через использование эффективных способов запоминания, связанных с одним из направлений психологии - эйдетизмом (от греч. "эйдос" - образ), т.е разновидностью образной памяти, заключающейся в умении видеть предмет, который уже исчез из поля восприятия.
-
Урок-исследование "В творческой лаборатории молодого М.Горького, романтика и реалиста" 2003
Урок-исследование демонстрирует совершенствование навыка сравнительного анализа языка писателя на примере рассказов "Старуха Изергиль" и "Челкаш".
-
Урок-размышление "Чистый свет добра…" (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 2003
Предлагаю описание урока-размышления "Чистый свет добра…" по рассказу Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор". Урок поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; задуматься над смыслом жизни человеческой.
-
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". Раскольников — страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? 2003
Романы Достоевского носят идеологический характер. Подход к человеку осуществляется со стороны его идейного мира. Герой своей жизнью испытывает собственные идеи, близкие к теории Ницше о «сверхчеловеке» Кто человек? Бог? Царь? Вошь? Червь? Имеет ли он право «взять» на себя «кровь по совести » и спасти человечество? Ответы на эти вопросы и пыталась я найти вместе со студентами на уроке–суде над героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым.
-
Организация совместной познавательной деятельности родителей и учащихся 2003
Одна из главных задач в работе школы с семьей - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Семейная познавательная игра "Уральский сказочник" повышает авторитет семьи; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет сплотить детей, детей и их родных на основе совместной деятельности.
-
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева с элементами игры "Тот голос страстный…летит и просится ко мне!" 2003
С помощью заданий игрового характера повторяется биография и творчество И.С. Тургенева, содержание романа "Отцы и дети", расширяются представления учащихся о его героях, повышается развитие творческих способностей учеников.
-
Он был титаном, борющимся с богами (литературно-музыкальная гостиная) 2003
"Он был титаном, борющимся с богами"- тема музыкально-литературной гостиной. Эффективность данной формой работы подтверждается новыми разработками, появляющимися в периодической печати. Способствует повышению уровня музыкальной культуры, формированию мировоззрения, эстетического вкуса и расширению кругозора.