Цель урока: Завершить изучение темы "Жизнь и творчество И. С. Тургенева" (Тургенев –поэт)
Учить ребят анализировать стихи, используя литературоведческие термины; Пробуждать "умение", желание слушать стихи, чувствовать их мелодичность. Через поэзию воспитывать у учащихся чувство прекрасного в мировосприятии.
Оснащение урока: портреты И. С. Тургенева, П. Виардо. раздаточные папки-памятки "Виды разбора", аудиозаписи, фортепиано, конспекты.
Ход урока
Слово учителя: Сегодня мы проводим заключительный, обобщающий урок
по творчеству И.С. Тургенева. Хотелось бы, чтобы увидели Тургенева с которым все мы мало знакомы. Мы будем говорить оТургеневе-поэте.
-Что такое поэзия?
-Что такое проза?
(Ответы учащихся)
Иные из нас даже не подозревали и не подозревают, что в поисках своего подлинного призвания Тургенев испробовал и поэтические жанры.
Сам Тургенев немало способствовал этому забвению. Он неоднократно говорил, что испытывал чувство стыда при упоминании о своей поэтической деятельности, и никогда не включал стихотворения и поэмы в собрания своих сочинений. "Я чувствую положительную, чуть не физическую, антипатию к моим стихотворениям - и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм - но дорого бы дал, чтобы их вообще не существовало на свете."
А между тем поэзия Тургенева интересна во многих отношениях.
Именно в поэзии наметились некоторые темы, мотивы, образы его прозы. Если учесть опыт Тургенева- поэта, более понятной окажется лирическая и мелодическая стихия его прозы.
Это был у Тургенева не кратковременный эпизод, не простая "проба пера". В 30-е и первой половине 40-х годов поэзия занимает преобладающее место в его творчестве.
Вспомните, какие темы затрагивают, поднимают поэты в своей лирике?
Патриотическая лирика.
Пейзажная лирика.
Любовная лирика.
Философская лирика и др.
(Ответы учащихся)
Послушайте стихотворение И. С. Тургенева, определите тему этого стихотворения ."Когда с тобой расстался я…" (любовная лирика) Да, сегодня мы будем много говорить о любовной лирике Тургенева. Многие поэты признаются, что писать о любви очень трудно. Это чувство могут понять и описать не все.
У поэтессы Юлии Друниной есть небольшое стихотворение. Послушайте его.
Разве можно сказать,
Что такое весна?
Это знают одни журавли.
Разве можно сказать.
Что такое волна?
О волнах знают лишь корабли,
Разве можно сказать,
Как поют соловьи,
Как поют соловьи на заре?
Разве можно в словах
Рассказать о любви?
Этих слов не найти ни в одном словаре.
Но судя по всему, Тургенев нашел нужные слова, чтобы раскрыть в стихотворениях и произведениях чувства героев. Как вы думаете, почему? (Великий Тургенев тоже пережил подобное чувство).
Учитель: Любовные стихи Тургенева обращены к разным женщинам, но большая их часть является отражением его романа с Татьяной Бакуниной. Дошедшие до нас 3 письма Тургенева к Т.Бакуниной, и особенно, 9 писем к нему Бакуниной дают представление об этом романе, очень кратковременном, но оставившем свой след и в поэзии, и в прозе писателя.
Экзальтированная и поглощенная самоанализом натура девушки, иногда назидательные, поучительные нотки в ее отношении к Тургеневу - все это довольно скоро охладило Тургенева, и он решился на разрыв, Бакунина восприняла это крайне болезненно.
Учащиеся читают стихотворение (юноша и девушка)
Юн.
Ах, давно ли гулял я с тобой!
Так отрадно шумели леса!
И глядел я с любовью немой
Все в твои голубые глаза
Дев.
И душа ликовала моя…
Разгоралась потухшая кров
И цвела, расцветала земля,
И цвела, расцветала любовь.
Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбался мне ты!
Юн.
Как я все, все другое забыл!
Как я был и задумчив и тих!
Как таинственно тронут я был!
Как я слез не стыдился моих!
Дев.
А теперь этот день нам смешон,
И порывы любовной тоски
Нам смешны, как несбывшийся сон,
Как пустые, плохие стишки.
Какие чувства вызывают у вас это стихотворение? Дайте анализ этому стихотворению. (По плану) (Раздаточные папки-памятки)
Слово учителя: Оказывается, легко спугнуть первые чувства, легко обидеть и не понять другого, а ведь "у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; у него есть настоящее- и то не день, а мгновение".
(И.С.Тургенев)
Что же остается героям его стихов, его романов?
Воспоминания. Стихи Тургенева настолько напевны, лиричны, мелодичны, что на его стихи были написаны прекрасные романсы, которые входили в репертуар цыганских хоров и получили широкое распространение. Сейчас вы услышите прекрасный романс на стихи И.С.Тургенева "В дороге", "Утро туманное, утро седое…" (Исполняется романс)
(Звучит французская мелодия)
Рассказывают учащиеся.
1 учащийся: Для И.С. Тургенева два слова: "Писать" и "Любить" останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, "всеобщее опьянение восторга". Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одну из своих чудных "стихотворений в прозе" строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.
(Стихотворение "Как хороши, как свежи были розы".)
2 учащийся: Это портрет французской певицы Полины Виардо. 29 декабря 1852 года она приехала на гастроли в Петербург. По поводу её дебюта в "Севильском цирюльнике" газеты писали: "Русские пришли в такой азарт, словно встречали победоносные войска из Парижа". А сердце Тургенева она покорила ещё раньше, в 1843 году, когда впервые приехала в Россию. И уже с 1845 года писатель всюду следует за ней. Великая любовь длилась 40 лет и оборвалась только с его смертью. Говорят, что Тургенев написал роман о своей любви к Полине Виардо, но его никто не читал, есть он или нет, неизвестно, но нам известны его чудные стихи и повести.
3 учащийся: Полина Виардо была яркой звездой на театральном небосклоне и, подобно многим другим, погасла и забылась бы навсегда, если бы не Тургенев, четыре десятилетия жизни которого до последнего смертного часа были отданы Полине Виардо.
(Звучит французская мелодия)
4 учащийся: С той самой минуты, как увидел ее в первый раз <…> я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила, я оторвался разом от всего дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной.
5 учащийся: Вот каким в этот период увидел его Достоевский: "Поэт, талант, аристократ, красавец, богат, умен, образован, двадцать пять лет –я не знаю в чем природа отказала ему."
6 учащийся: "Здесь все исполнено воспоминаний. Что вы делаете в эту минуту? Вы должны теперь думать обо мне, потому что я все это время целиком погружен в воспоминания о вас, любимая, дорогая! А вы будете вполне уверены, что в этот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану существовать".
Слово учителя: Тургенев- однолюб. Он страстно влюблен в Виардо. И любим ею. Он старается бывать там, где находится Полина со своим семейством, с которым у писателя установились чрезвычайно теплые дружеские отношения. Но все это "чужое гнездо", а он - на его краю. В одном из писем он пишет: "Своего гнезда нет ну и не надо никакого." Он, как птица, два раза в год совершал перелет : весной отправлялся в русскую деревню, а осенью возвращался в Париж, он как бы предчувствовал свою смерть вдали от родины и пишет стихотворение: "Как упоительны в России вечера."
(Звучит песня в исполнении группы "Белый орел")
И как завещание, он оставил вот эти стихи:
Милый друг, когда я буду
Умирать - вот мой приказ:
Всех моих писаний груду
Истреби ты в тот же час!
Окружи меня цветами,
Солнце в комнату пусти-
За закрытыми дверями
Музыкантов помести.
Запрети им плач печальный!
Пусть, как будто в час пиров,
Резко взвизгнет вальс нахальный
Под ударами смычков!
Слухом гаснущим внимая
Замираниям струны,
сам замру я, засыпая…
И, предсмертной тишины
Не смутив напрасным стоном,
Перейду я в мир иной,
Убаюкан легким звоном
Легкой радости земной!
(1876)
- Какой вывод вы сделали о поэтическом наследии Тургенева?
(Ответы учащихся)
Тургенев-поэт не принадлежит к звездам первой величины, и многие его произведения привлекают наше внимание скорее своими поисками, чем достижениями. И все же некоторые его стихотворения, некоторые образы, мотивы и отрывки стихов, поэм представляют не только историко – литературный интерес, но до сих пор сохраняют свое поэтическое обаяние.
Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру
"Каким я увидел Тургенева на этом уроке"
Подведение итогов урока.