Разработка урока по литературе в 8-м классе по теме: "Венок сонетов"В.А. Солоухина

Разделы: Литература


Тема урока: “Венок сонетов” В.А.Солоухина.

Цель урока. Познакомить с новой формой лирической поэмы, художественным мастерством В.А.Солоухина в построении “Венка сонетов”

ХОД УРОКА

I. Постановка учебной задачи.

Учитель. Еще раз прочтите тему урока. Какое понятие вам известно? (Сонет)

– Что такое сонет?

(Сонет является строгой формой четырнадцатистишия. Первая часть состоит из двух четверостиший, вторая – из двух трехстиший, Стихотворный размер сонета – обычно пятистопный ямб. Большую роль играет внутренняя композиция. Первое четверостишие – экспозиция, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором четверостишье развиваются высказанные ранее положения. В первом трехстишии намечается развязка темы, во втором трехстишии происходит быстрое завершение развязки. Заключительная строка самая сильная по мысли и образности.
Определение дано в сокращении по “Поэтическому словарю” А.Квятковского, “Советская энциклопедия”, М., 1966г., стр.275-276)

Что известно о Владимире Солоухине?

(Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Собинского района Владимирской области. Учился и работал во Владимире, где появились его первые произведения в печати. Своей малой родине писатель посвятил многие произведения: “Владимирские проселки”, “Капля росы”, “Черные доски”.)

Какова задача сегодняшнего урока ?

(Выяснить, что такое “венок сонетов”, как Солоухин создает свое произведение, в чем состоит художественное мастерство поэта в создании данной поэмы)

II. Работа по теме урока.

Почему Солоухин взялся за создание “Венка сонетов”?

(Солоухина заинтересовала сложная форма венка сонетов, требующая от поэта исключительного мастерства. Венок сонетов “Роковой ряд” В.Брюсова потряс его.
Владимир Алексеевич сравнивал венок сонетов с зигзагом молнии: “Ведь нельзя отделить молнию от ее зигзага на рисунке темного неба. А тут получалось, что нужно сначала прочертить на небе зигзаг молнии, а потом добиться, чтобы живая молния уложилась в этот заранее приготовленный зигзаг”.)

– Вот как он отвечает на этот вопрос в первом сонете:

Венок сонетов – давняя мечта.
Изведать власть железного канона! …
А форма четко требует закона.

“… власть железного канона” – это Владимир Алексеевич о теоретических требованиях к созданию венка сонетов.

Теоретическая часть.

Учащиеся записывают в тетрадь. Хорошо, если отпечатанный текст можно размножить, не теряется время урока на запись теоретического материала

Венок сонетов – архитектоническая форма поэмы, состоящая из 15 сонетов. Венок сонетов строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет(или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего венка сонетов. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета третьей строкой магистрала. И так далее – до последнего, четырнадцатого сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, пятнадцатый, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все четырнадцать сонетов.(“Поэтический словарь” Квятковского, стр.72-73)
Итак, вы видите, что это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства.
Вам нужно было дома прочитать сонеты, определить тематику, настроение, идею.

Каким настроением проникнут “Венок сонетов”? (“Венок сонетов” пронизан ощущением радости жизни, творчества.)

Какова основная тема первого сонета? (Основная тема разговор о давней мечте создать венок сонетов, о форме стиха, только мастеру слова подвластна форма классического сонета)

Венок сонетов – давняя мечта.
Изведать власть железного канона!
Теряя форму, гибнет красота,
А форма четко требует закона.

Невыносима больше маета
Аморфности, неряшливости тона,
До скрежета зубовного, до стона,
Уж если так, пусть лучше немота.

Прошли, прошли Петрарки времена.
Но в прежнем ритме синяя волна
Бежит к земле из дали ураганной.

И если ты все мастер и поэт,
К тебе придет классический сонет –
Вершина формы строгой и чеканной.

– Соблюдает ли Солоухин каноны сонета?

Разберем первое стихотворение. Из скольких строк состоит сонет?

(Сонет состоит из четырнадцати строк. Первая часть состоит из двух четверостиший, вторая из двух трехстиший. Каждая строфа – это законченное целое. Первое четверостишье является экспозицией, в которой автор объясняет причину обращения к сонету: “давняя мечта”, “форма четко требует закона”.
В этих строках утверждается основная тема – писать красиво, талантливо, без вычурности, без небрежного отношения к слову)

О чем говорится во второй строфе?

(Вторая строфа развивает положения, высказанные в первой: “невыносима … маета аморфности, неряшливость тона”. Лучше молчать, чем плохо писать. Оба четверостишья ведут линию подъема)

Где намечается развязка темы?

(С первого трехстишия начинается нисхождение темы:

Прошли, прошли Петрарки времена.
Но в прежнем ритме синяя волна.
Бежит к земле из дали ураганной.

Если в первом трехстишье намечается развязка темы, то во втором производит быстрое ее завершение. Последние строки самые сильные и образные:

И если ты все мастер и поэт,
К тебе придет классический сонет –
Вершина формы строгой и чеканной.)

Как начинается второй сонет?

(Второй сонет начинается последней строкой первого: “Вершина формы строгой и чеканной…”)

Какова тема второго сонета?

(Тема второго сонета это гимн красоте, созданной природой:

Любой цветок сорви среди поляны –
Тончайшего искусства образец,
Не допустил ваятеля резец
Ни одного малейшего изъяна.)

О чем сожалеет поэт?

(“Как скудно мы общаемся с цветами”.)

Как поэт говорит о скудном общении человека с природой?

(“Меж красотой и суетными нами лежит тупая, жирная черта”)

Что утверждают последние строки сонета?

(Последние строки утверждают прекрасное в природе, благотворное влияние природы на душу человека:

Но не считай цветенье их напрасным,
Мы к ним идем, пречистым и прекрасным,
Когда невыносима суета.)

Как начинается третий сонет?

(Третий сонет начинается последней строкой второго: “Когда невыносима суета”.)

Учитель. Итак, каждый сонет открывается последней строкой предыдущего стихотворения. Этого требует форма “Венка сонетов”. Сложность состоит в задумке и развитии новой темы в каждом сонете.

Что успокаивает и уводит лирического героя от “невыносимой суеты”?

(3-й сонет. Неожиданное открытие для читателя: “Я открываю том заветный Блока”)

Каким предстает Блок в сонете?

(“… печального и гордого пророка…

Чисты твоей поэзии ключи,
К тебе я обращаюсь в день туманный.”)

Какова тема четвертого сонета ?

(В четвертом сонете звучит тема поэта и толпы:

И около берез. И в Тарханах.
И у церковной каменной стены.
Поэты спят, те стойкой ресторанной,
Те пошлостью, те пулей сражены.
А нас толпа. Мы мечемся. Мы живы.
Слова у нас то искренни, то лживы.
Тот без звезды, а это без креста.)

Почему центром “Венка сонетов” можно назвать седьмое стихотворение?

Манящий образ женщины желанной…
Да – помыслы, да – книги, да – борьба.
Но все равно одной улыбкой странной
Она творит героя и раба.

Ты важный, нужный, яркий, многогранный!
Поэт, главарь – завидная судьба!
Уйдет с другим, и ты сойдешь с ума,
И будешь бредить пулею наганной.

Немного надо – встретиться любя.
Но если нет, то всюду ждут тебя
В пустых ночах пустые города.

Да все-таки – надежды слабый луч,
Да все-таки – сверкнувшая из туч
В ночи осенней яркая звезда.

(Седьмой сонет можно назвать центральным, так как в нем утверждается: все начинается с любви.
Женщина, а Земля тоже женского рода, “творит героя и раба”. Любовь – испытание и проверка человека. Какой ты: “поэт”, “главарь”, благороден и бескорыстен в своих чувствах или жесток и эгоистичен по отношению к любимой ?
И великие, и важные, и гениальные мечтают “встретить любя”.)

О чем говорится в сонетах с восьмого по тринадцатый?

(С восьмого по тринадцатый сонет звучит размышление о смысле жизни, о назначении человека: “Кем был, кем стал, где умысел, где лень”? В жизни нет гладких дорог, “привалов нет, каникул не бывает”.
Размышления поэта движутся вокруг одной мысли: надо в жизни предвидеть не только победы, но и поражения:

Ты никуда не денешься, хоть плачь,
От дерзновенных взлетов и кружений,
От всех своих побед и неудач.

На каком-то периоде жизни человек пересматривает, переосмысливает пройденный путь, “чтоб свет во тьме, как прежде не погас…”.
Поэт верит в настоящего человека-творца:

Но под пустой и жалкой суетой
Он жив, огонь поэзии святой,
И тьма его, как прежде, не объяла)

Можно ли сказать, что четырнадцатый сонет является своеобразным подведением итогов?

(Да, об этом говорят строки:
Уже немало сердце отстучало,
Исписан и исчерпан весь листок,
Ошибок – воз, но этот путь жесток,
И ничего нельзя начать сначала.)

Какой сонет является тематическим и композиционным ключом? (См. записи о “венке сонетов в начале урока”)

Учитель. Обратите внимание: этот ключевой, пятнадцатый, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего “Венка сонетов”. Это стихотворение требует особого мастерства.
Сонет состоит из первых строчек предыдущих четырнадцати.
Значит, Солоухин заранее определил тему каждого сонета, “зашифровал” в строчках пятнадцатого стихотворения.
Кольцевая композиция является символом “венка”.

Определим темы, которые заложены в строчках ключевого сонета и развиваются поэтом в стихах.

15-й сонет (магистрал)

Темы

Венок сонетов – давняя мечта,
Вершина формы строгой и чеканной,
Когда невыносима суета
К тебе я обращаюсь в день туманный
О, белизна бумажного листа!
Она источник жажды окаянной,
Манящий образ женщины желанной,
В ночи осенней яркая звезда !
Себя другим в угоду не иначь
Души от ветра времени не прячь
Чтобы ее как факел раздувало
Хранится в сердце мужества запас
И свет во тьме, как прежде, не погас,
И тьма его, как прежде, не объяла!
– мечта о создании трудной поэтической формы
– совершенство созданий природы
– творчество не терпит спешки
– обращение к творчеству Блока
– тема поэта и толпы
– жив огонь поэзии святой
– женщина и жизнь;
– “встретиться любя”;
– пошлость жизни не убьет красоту искусства
– жизнь трудна, не прячься;
– оценка жизни;
– жизнь и мужество в борьбе за истину
– текущие годы, радость встреч
– тема жизни, которую нельзя переписать.

Учитель. Владимир Солоухин соблюдает каноны сонета и в стихотворном размере. Он использует пятистопный и шестистопный ямб. Рифмы звучные, звонкие, оправдывающие название стихотворной формы. “Сонет” в переводе с итальянского обозначает “звучать”, “звенеть”.
В первом четверостишье используется перекрестная рифма, во втором – опоясывающая. Сложная и опоясывающая используется в трехстишьях.
Солоухин сохранил в своих стихах классическую форму сонета, наполнив ее прекрасным содержанием: размышлениями о жизни, о Родине, о творчестве поэта, о поэзии, о смысле существования человека.
“Венок сонетов”, трудная циклическая форма сонета, требует от поэта огромной изобретательности и мастерства.

Домашнее задание. Дать анализ любого сонета и подготовить выразительное чтение его.