Тема урока: “Венок сонетов” В.А.Солоухина.
Цель урока. Познакомить с новой формой лирической поэмы, художественным мастерством В.А.Солоухина в построении “Венка сонетов”
ХОД УРОКА
I. Постановка учебной задачи.
Учитель. Еще раз прочтите тему урока. Какое понятие вам известно? (Сонет)
– Что такое сонет?
(Сонет является строгой формой
четырнадцатистишия. Первая часть состоит из двух
четверостиший, вторая – из двух трехстиший,
Стихотворный размер сонета – обычно пятистопный
ямб. Большую роль играет внутренняя композиция.
Первое четверостишие – экспозиция, в нем
утверждается основная тема стихотворения, во
втором четверостишье развиваются высказанные
ранее положения. В первом трехстишии намечается
развязка темы, во втором трехстишии происходит
быстрое завершение развязки. Заключительная
строка самая сильная по мысли и образности.
Определение дано в сокращении по “Поэтическому
словарю” А.Квятковского, “Советская
энциклопедия”, М., 1966г., стр.275-276)
– Что известно о Владимире Солоухине?
(Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Собинского района Владимирской области. Учился и работал во Владимире, где появились его первые произведения в печати. Своей малой родине писатель посвятил многие произведения: “Владимирские проселки”, “Капля росы”, “Черные доски”.)
– Какова задача сегодняшнего урока ?
(Выяснить, что такое “венок сонетов”, как Солоухин создает свое произведение, в чем состоит художественное мастерство поэта в создании данной поэмы)
II. Работа по теме урока.
– Почему Солоухин взялся за создание “Венка сонетов”?
(Солоухина заинтересовала сложная форма
венка сонетов, требующая от поэта
исключительного мастерства. Венок сонетов
“Роковой ряд” В.Брюсова потряс его.
Владимир Алексеевич сравнивал венок сонетов с
зигзагом молнии: “Ведь нельзя отделить молнию от
ее зигзага на рисунке темного неба. А тут
получалось, что нужно сначала прочертить на небе
зигзаг молнии, а потом добиться, чтобы живая
молния уложилась в этот заранее приготовленный
зигзаг”.)
– Вот как он отвечает на этот вопрос в первом сонете:
Венок сонетов – давняя мечта.
Изведать власть железного канона! …
А форма четко требует закона.
“… власть железного канона” – это Владимир Алексеевич о теоретических требованиях к созданию венка сонетов.
Теоретическая часть.
Учащиеся записывают в тетрадь. Хорошо, если отпечатанный текст можно размножить, не теряется время урока на запись теоретического материала
Венок сонетов – архитектоническая
форма поэмы, состоящая из 15 сонетов. Венок
сонетов строится так: тематическим и
композиционным ключом (основой) является
магистральный сонет(или магистрал), замыкающий
собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет
пишется раньше других, в нем заключается замысел
всего венка сонетов. Первый сонет начинается
первой строкой магистрала и заканчивается
второй его строкой; первый стих второго сонета
повторяет последнюю строку первого сонета
третьей строкой магистрала. И так далее – до
последнего, четырнадцатого сонета, который
начинается последней строкой магистрала и
кончается первой его строкой, замыкая собой
кольцо строк. Таким образом, пятнадцатый,
магистральный сонет состоит из строк,
последовательно прошедших через все
четырнадцать сонетов.(“Поэтический словарь”
Квятковского, стр.72-73)
Итак, вы видите, что это весьма трудная
поэтическая форма, требующая от поэта
исключительного мастерства.
Вам нужно было дома прочитать сонеты, определить
тематику, настроение, идею.
– Каким настроением проникнут “Венок сонетов”? (“Венок сонетов” пронизан ощущением радости жизни, творчества.)
– Какова основная тема первого сонета? (Основная тема – разговор о давней мечте создать венок сонетов, о форме стиха, только мастеру слова подвластна форма классического сонета)
Венок сонетов – давняя мечта.
Изведать власть железного канона!
Теряя форму, гибнет красота,
А форма четко требует закона.Невыносима больше маета
Аморфности, неряшливости тона,
До скрежета зубовного, до стона,
Уж если так, пусть лучше немота.Прошли, прошли Петрарки времена.
Но в прежнем ритме синяя волна
Бежит к земле из дали ураганной.И если ты все мастер и поэт,
К тебе придет классический сонет –
Вершина формы строгой и чеканной.
– Соблюдает ли Солоухин каноны сонета?
Разберем первое стихотворение. Из скольких строк состоит сонет?
(Сонет состоит из четырнадцати строк. Первая
часть состоит из двух четверостиший, вторая из
двух трехстиший. Каждая строфа – это законченное
целое. Первое четверостишье является
экспозицией, в которой автор объясняет причину
обращения к сонету: “давняя мечта”, “форма
четко требует закона”.
В этих строках утверждается основная тема –
писать красиво, талантливо, без вычурности, без
небрежного отношения к слову)
– О чем говорится во второй строфе?
(Вторая строфа развивает положения, высказанные в первой: “невыносима … маета аморфности, неряшливость тона”. Лучше молчать, чем плохо писать. Оба четверостишья ведут линию подъема)
– Где намечается развязка темы?
(С первого трехстишия начинается нисхождение темы:
Прошли, прошли Петрарки времена.
Но в прежнем ритме синяя волна.
Бежит к земле из дали ураганной.
Если в первом трехстишье намечается развязка темы, то во втором производит быстрое ее завершение. Последние строки самые сильные и образные:
И если ты все мастер и поэт,
К тебе придет классический сонет –
Вершина формы строгой и чеканной.)
– Как начинается второй сонет?
(Второй сонет начинается последней строкой первого: “Вершина формы строгой и чеканной…”)
– Какова тема второго сонета?
(Тема второго сонета это гимн красоте, созданной природой:
Любой цветок сорви среди поляны –
Тончайшего искусства образец,
Не допустил ваятеля резец
Ни одного малейшего изъяна.)
– О чем сожалеет поэт?
(“Как скудно мы общаемся с цветами”.)
– Как поэт говорит о скудном общении человека с природой?
(“Меж красотой и суетными нами лежит тупая, жирная черта”)
– Что утверждают последние строки сонета?
(Последние строки утверждают прекрасное в природе, благотворное влияние природы на душу человека:
Но не считай цветенье их напрасным,
Мы к ним идем, пречистым и прекрасным,
Когда невыносима суета.)
– Как начинается третий сонет?
(Третий сонет начинается последней строкой второго: “Когда невыносима суета”.)
Учитель. Итак, каждый сонет открывается последней строкой предыдущего стихотворения. Этого требует форма “Венка сонетов”. Сложность состоит в задумке и развитии новой темы в каждом сонете.
– Что успокаивает и уводит лирического героя от “невыносимой суеты”?
(3-й сонет. Неожиданное открытие для читателя: “Я открываю том заветный Блока”)
– Каким предстает Блок в сонете?
(“… печального и гордого пророка…
Чисты твоей поэзии ключи,
К тебе я обращаюсь в день туманный.”)
– Какова тема четвертого сонета ?
(В четвертом сонете звучит тема поэта и толпы:
И около берез. И в Тарханах.
И у церковной каменной стены.
Поэты спят, те стойкой ресторанной,
Те пошлостью, те пулей сражены.
А нас толпа. Мы мечемся. Мы живы.
Слова у нас то искренни, то лживы.
Тот без звезды, а это без креста.)
– Почему центром “Венка сонетов” можно назвать седьмое стихотворение?
Манящий образ женщины желанной…
Да – помыслы, да – книги, да – борьба.
Но все равно одной улыбкой странной
Она творит героя и раба.Ты важный, нужный, яркий, многогранный!
Поэт, главарь – завидная судьба!
Уйдет с другим, и ты сойдешь с ума,
И будешь бредить пулею наганной.Немного надо – встретиться любя.
Но если нет, то всюду ждут тебя
В пустых ночах пустые города.Да все-таки – надежды слабый луч,
Да все-таки – сверкнувшая из туч
В ночи осенней яркая звезда.
(Седьмой сонет можно назвать центральным, так
как в нем утверждается: все начинается с любви.
Женщина, а Земля тоже женского рода, “творит
героя и раба”. Любовь – испытание и проверка
человека. Какой ты: “поэт”, “главарь”,
благороден и бескорыстен в своих чувствах или
жесток и эгоистичен по отношению к любимой ?
И великие, и важные, и гениальные мечтают
“встретить любя”.)
– О чем говорится в сонетах с восьмого по тринадцатый?
(С восьмого по тринадцатый сонет звучит
размышление о смысле жизни, о назначении
человека: “Кем был, кем стал, где умысел, где
лень”? В жизни нет гладких дорог, “привалов нет,
каникул не бывает”.
Размышления поэта движутся вокруг одной мысли:
надо в жизни предвидеть не только победы, но и
поражения:
Ты никуда не денешься, хоть плачь,
От дерзновенных взлетов и кружений,
От всех своих побед и неудач.
На каком-то периоде жизни человек
пересматривает, переосмысливает пройденный
путь, “чтоб свет во тьме, как прежде не погас…”.
Поэт верит в настоящего человека-творца:
Но под пустой и жалкой суетой
Он жив, огонь поэзии святой,
И тьма его, как прежде, не объяла)
– Можно ли сказать, что четырнадцатый сонет является своеобразным подведением итогов?
(Да, об этом говорят строки:
Уже немало сердце отстучало,
Исписан и исчерпан весь листок,
Ошибок – воз, но этот путь жесток,
И ничего нельзя начать сначала.)
– Какой сонет является тематическим и композиционным ключом? (См. записи о “венке сонетов в начале урока”)
Учитель. Обратите внимание: этот ключевой,
пятнадцатый, сонет пишется раньше других, в нем
заключается замысел всего “Венка сонетов”. Это
стихотворение требует особого мастерства.
Сонет состоит из первых строчек предыдущих
четырнадцати.
Значит, Солоухин заранее определил тему каждого
сонета, “зашифровал” в строчках пятнадцатого
стихотворения.
Кольцевая композиция является символом
“венка”.
Определим темы, которые заложены в строчках ключевого сонета и развиваются поэтом в стихах.
15-й сонет (магистрал) |
Темы |
Венок сонетов – давняя мечта, Вершина формы строгой и чеканной, Когда невыносима суета К тебе я обращаюсь в день туманный О, белизна бумажного листа! Она источник жажды окаянной, Манящий образ женщины желанной, В ночи осенней яркая звезда ! Себя другим в угоду не иначь Души от ветра времени не прячь Чтобы ее как факел раздувало Хранится в сердце мужества запас И свет во тьме, как прежде, не погас, И тьма его, как прежде, не объяла! |
– мечта о создании трудной
поэтической формы – совершенство созданий природы – творчество не терпит спешки – обращение к творчеству Блока – тема поэта и толпы – жив огонь поэзии святой – женщина и жизнь; – “встретиться любя”; – пошлость жизни не убьет красоту искусства – жизнь трудна, не прячься; – оценка жизни; – жизнь и мужество в борьбе за истину – текущие годы, радость встреч – тема жизни, которую нельзя переписать. |
Учитель. Владимир Солоухин соблюдает
каноны сонета и в стихотворном размере. Он
использует пятистопный и шестистопный ямб. Рифмы
звучные, звонкие, оправдывающие название
стихотворной формы. “Сонет” в переводе с
итальянского обозначает “звучать”, “звенеть”.
В первом четверостишье используется
перекрестная рифма, во втором – опоясывающая.
Сложная и опоясывающая используется в
трехстишьях.
Солоухин сохранил в своих стихах классическую
форму сонета, наполнив ее прекрасным
содержанием: размышлениями о жизни, о Родине, о
творчестве поэта, о поэзии, о смысле
существования человека.
“Венок сонетов”, трудная циклическая форма
сонета, требует от поэта огромной
изобретательности и мастерства.
Домашнее задание. Дать анализ любого сонета и подготовить выразительное чтение его.