Литература
-
Литературный вечер, посвященный басням И.А. Крылова 2006
Целями литературного вечера являются расширение и обогащение словарного запаса учащихся крылатыми выражениями из басен, раскрытие потенциальных возможностей ребенка через игру и инсценировку, развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и развивать их на практике, воспитание у детей навыка общения, культуры поведения и чувства взаимопомощи и ответственности каждого за успех команды.
-
Урок по русской литературе "Тропинка к Есенину" (с применением элементов технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо) 2006
В этом году страна отмечала 110-летие со дня рождения Сергея Есенина. После просмотра художественного фильма "Есенин" у ребят появились негативные мысли. Мы, взрослые, знаем, почему Сергей Есенин стал именно таким поэтом, поэтом умного и обнаженного сердца, поэтом большой нравственной чистоты и душевных срывов. Главная задача проведенного урока – привести учащихся к осмысленному восприятию личности поэта, движений его смятенной души через философские рассуждения учащихся. На уроке использовались элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
-
Урок внеклассного чтения по теме: "Новогодняя сказка Г.Х. Андерсена" 2006
Данный урок органично вписывается в систему уроков, посвященных литературной сказке, по программе под редакцией М.Б.Ладыгина. Помимо обучения навыкам анализа текста существует возможность сказать и о традиции празднования Нового года и Рождества, о милосердии и любви к людям, о способности видеть чужое несчастье и сопереживать ему не только на словах, но и на деле.
-
Исследовательская деятельность на уроках литературы (урок-исследование по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание") 2006
Сказать не побольше, а получше - принцип, определяющий "язык" урока-исследования, который даёт возможность формировать умение думать, размышлять, сопоставлять, делать выводы. Он строится по определённой схеме. В начале урока ставится проблема, которая решается учащимися в группах, работающих в разных направлениях. Дети выдвигают гипотезу, подтверждают либо опровергают её, опираясь на художественный текст. Коллективное обсуждение приводит к решению главной проблемы, которая оформляется в виде таблицы, схемы или домашнего сочинения.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему: "Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании". (По роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка"). 8-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с романом А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
-
Урок-анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Привольем пахнет дикий мед…" 2006
Анализ стихотворения "Привольем пахнет дикий мед..." помогает учащимся проникнуть в суть поэтического текста, приобщиться к национальному наследию; воспитывает уважение к прошлому Отечества (годы массового террора). На уроке рассматривается период жизни и творчества 1923–1955 гг.
-
Урок-презентация по теме: "Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина" 2006
Урок-презентация "Страницы жизни и творчества А.С. Пушкина" проводится с использованием новых информационных технологий. Цель данного урока: систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. При подготовке к уроку учащиеся, получив опережающие задания, расширили свой кругозор, обращаясь к справочной и художественной литературе, привлекая электронные энциклопедические материалы.
-
Урок-игра "Путешествие на теплоходе "А.С. Пушкин". Сказки пушкинской поры" 2006
Урок-игра знакомит учащихся со сказочными произведениями А.С.Пушкина.
-
Коммуникативная направленность уроков литературы 2006
Статья предлагает особые методы и приемы общения с детьми, которые сделают образовательный процесс более эффективным и информативным с точки зрения педагогики. Предложенные в работе формы и виды деятельности, выгодно отличаются от традиционных, позволяют повысить уровень мотивации учащихся на саморазвитие, улучшить качественные показатели развития коммуникативной компетенции. В данной работе использованы авторские схемы, которые представлены в приложениях.
-
Программа факультативного курса по теме: "Русская литература в живописи, музыке, киноискусстве" для 9–11-х классов 2006
Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей. Его цель – расширить рамки понимания изучаемого произведения художественной литературы, познакомиться с работами художников, композиторов, кинорежиссёров.
-
Новая действительность и "новый" человек, изображенные в повести М. Булгакова "Собачье сердце" и в сатирических рассказах М. Зощенко 2006
Урок: показывает основные особенности изображения новой действительности и "нового человека" в повести М.Булгакова и в сатирических рассказах М.Зощенко; рассматривает отношение писателей к поднимаемым ими проблемам; показывает мастерство и гражданское мужество писателей.
-
Урок-путешествие по былинам в 7-м классе по теме: "По следам былинных героев" 2006
Урок призван обобщить, систематизировать, углубить литературоведческие знания, показать красоту, образность языка былин; на примерах былинных текстов прикоснуться к культуре, истории русского народа, сформировать уважительное отношение к родному языку, культуре; заинтересовав былинным жанром, подвигнуть учащихся к словесному творчеству (сочинению текста в стиле былины).
-
Жестокие игры 2006
Методическая разработка – цикл уроков по повести В.Железникова "Чучело", изучаемой в рамках внеклассного чтения. 1-й урок – педмастерская с элементами исследования. 2-й урок – подготовка к написанию отзыва. Проблемы, решаемые в произведении (вырабатывание чувства ответственности, умения оценивать честно и объективно поступки), актуальны для семиклассников. Новизна в том, что урок проводился совместно с родителями, которые сыграли определенную роль в формировании мировоззрения детей по затронутым вопросам.
-
Урок внеклассного чтения по страницам сборника П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка" 2006
Цель урока: определить уровень знакомства учащихся с произведениями П.П. Бажова, познакомить с жанром сказа, развивать навыки сценической речи, навыки работы в группах и творческие способности учащихся. Цель достигается не только на основе изучения текстов произведений П.П. Бажова, но и за счет использования дополнительных средств: карта России, иллюстрации "Палех" художников А. Ковалева, Г. Буреева, фотографии по теме урока. При наличии возможности можно использовать фрагменты из балета "Каменный цветок". На данном уроке учащиеся так же знакомятся с историей, фольклором и природой Урала.
-
Урок русского языка и литературы в 6-м классе по теме: "Боги и духи в верованиях славян" 2006
Урок по теме "Боги и духи в верованиях славян" проводился в 6-м классе и носил интегрированный характер. Он знакомит с особенностями язычества славян; дает представление о богах древних славян. На примере мифа "Поединок Перуна с Велесом" можно рассмотреть пагубное влияние на человека таких качеств как зависть и жадность, а также положительное влияние решительности, настойчивости, целеустремлённости; рассмотреть мир ценностей древнего славянина. Обогащение словарного запаса ребят происходит за счёт изучения исторических сведений о языке. На уроке осуществляется лингвистический анализ текста на уровне учащихся 6-го класса.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме: "Почему рассказ Р.Брэдбери "И грянул гром" называют рассказом-предупреждением?" 2006
Среди многих тем программы 5-го класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики. Так как литература обладает небывалой воспитательной силой, уроки по изучению произведений научно-фантастического жанра могут способствовать нравственному и духовному развитию учащихся, поскольку писатели-фантасты ставят задачу не столько развлекать, как думают многие, сколько заставляют задуматься о проблемах, стоящих перед человечеством. Одна из них – проблема, которую рассматривает писатели-фантасты – будущее человечества, то, как отражается деятельность людей на состоянии окружающего мира. Этой проблеме посвящен урок, главной целью которого является выяснение основной идеи произведения и средств ее художественного выражения
-
Тема урока: "Былины – древний эпос русского народа" 2006
Обобщающий урок литературы проводится после изучения данной темы (по программе Кутузова "В мире литературы" в 6-м классе).
-
Урок литературы в 11-м классе по теме: "Смех – дело серьезное?" (Современное прочтение рассказов М. Зощенко) 2006
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Зощенко "Смех – дело серьезное?" На уроке решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко. Проблемный метод, материалы, отражающие эпоху, преломляют творчество писателя, позволяют по-новому анализировать его рассказы. Языковой анализ выявляет особенности стиля. Интерактивные формы работы убеждают учащихся: творчество Зощенко актуально, а смех – дело серьезное.
-
Урок по литературному краеведению в 6–7-м классе на тему: "Борись, и умирая, борись!" (По книге Г.А. Федосеева "Последний костер") 2006
Урок по литературному краеведению в 6-м классе. Один из уроков раздела "Литература Приамурья". Урок знакомит с творчеством Г.А.Федосеева; воспитывает любовь к малой Родине; совершенствует умения анализа текста.
-
Урок-встреча по теме: "Жизнь и творчество М.А. Булгакова" 2006
Урок знакомит детей с жизнью и творчеством М.А.Булгакова.
-
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству С.А. Есенина "Тебе в залог я сердце оставляю…" 2006
Цель: вызвать интерес к личности поэта, сформировать представление о поэтической индивидуальности.
-
Интегрированный урок по литературе и географии на тему: "Образовательная экспедиция по маршруту А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" 2006
Необычная форма данного урока помогает учителю пробудить в учениках интерес к изучению произведения. Во время "путешествия" учащиеся знакомятся с историей городов, которые находятся по пути следования автора, с главами повести. Проводимая с современностью параллель показывает актуальность данного маршрута и в наши дни.
-
Имя прилагательное как средство создания образа персонажа (на материале поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души") 2006
Имена прилагательные, обладая семантической многогранностью, располагают богатыми возможностями характеризовать человека по физическим, психическим и социальным свойствам, что обусловливает их широкое использование в текстах художественных произведений. Систематическая работа над портретом помогает развивать в детях наблюдательность, внимание к окружающим людям, обогащает речь учащихся. В процессе творческой деятельности ученики осознают, как через описание внешности можно передать внутренний мир героя, выразить свое отношение к нему.
-
Интегрированный урок: литература, русский язык, биология, экология. Научно-фантастическая конференция "Защити нас, Человек!" 2006
Интегрированный урок по литературе, биологии, экологии, русскому языку "Защити нас, человек!" проводится в форме научно-фантастической конференции. Это нестандартная форма проведения урока с использованием современной образовательной технологии АСО (адаптивная система обучения), которая оказывает развивающее воздействие на личность учащегося за счёт опоры на внутренние связи, привлечение жизненного опыта ребят к процессу формирования знаний. Данная технология позволяет превратить учеников в компетентных субъектов деятельности, таких участников учебно-познавательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи, видеть их взаимосвязь и находить их решение под руководством учителя.
-
Программа элективного курса: "Компьютерная графика и флористика" 2006
Преподавание элективных курсов в общеобразовательных учреждениях предоставляет широкие возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся, удовлетворяет интересы в различных сферах деятельности. Данный курс рассчитан на обучающихся 9-х классов, содержит теоретическую и практическую части. В программе содержатся 3 основных раздела: основы компьютерной графики, основы флористического дизайна, сочетание компьютерной графики и флористики.
-
Интерпретация художественного произведения с помощью интеграции литературы с другими видами искусства 2006
Содружество искусств на уроках литературы, на мой взгляд, помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения. В практике повседневной педагогической деятельности я использую разнообразные приемы и средства: работу с эпиграфом в кольцевой схеме урока, составление блоков и схем в процессе анализа художественного произведения, работу с критической литературой, использую цветослово и т.д. Обобщая свой педагогический опыт, я остановлюсь на специфике цветослова и на некоторых особенностях диалога искусств: связь литературы с живописью, музыкой, театром, искусством скульптуры.
-
Нетрадиционные формы уроков и их роль в формировании личности учащихся 2006
Нетрадиционные формы уроков - понятие очень широкое и многогранное. Основополагающая их задача - развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика. В нашей школе традиционно проводится литературная гостиная - нетрадиционная форма зачета. Сценарий одной из них предлагается.
-
Раскольников и Свидригайлов (анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым") 2006
В ходе анализа эпизода "Знакомство Раскольникова со Свидригайловым" на уроке устанавливаются смысловые связи этого эпизода с предыдущими и последующими фрагментами романа; выявляются средства раскрытия внутреннего мира Раскольникова; выясняется роль образа Свидригайлова в романе, которая заключается в том, чтобы показать борьбу добра и зла в душе Раскольникова, углубить психологическую характеристику героя-идеолога, показать бесперспективность пути человека, живущего по принципу "всё позволено".
-
"Он в каждой песне, им от сердца спетой…" (О сонете И. Северянина "Игорь Северянин") 2006
Сонет "Игорь Северянин" - сонет-автопортрет. В нём отразились представления поэта о мире и своём месте в нём, о назначении поэзии. Теза (мир поэта) и антитеза (мир толпы) в сонете противопоставлены не только содержательно, но и на лексическом и синтаксическом уровне. Снятие противопоставления происходит в синтетической части сонета, где создается образ поэтического мира Северянина, являющегося отражением его внутреннего мира и реакцией на происходящее во внешнем мире.
-
Конспект урока на тему: "Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина "Старая черепаха")". 6-й класс 2006
В статье описано использование технологии метода проектов на уроке литературы в 6-м классе. Нетрадиционная форма урока вызывает интерес учащихся к предмету, способствует развитию творческого потенциала, исследовательских умений школьников и формированию их личностных качеств в процессе работы с текстом и в группах.