Тематическое портфолио по чтению

Разделы: Литература, Начальная школа


Профессиональное “портфолио” - это средство оценки уровня подготовки учителя. Процесс сбора материалов усиливает, мотивацию к самообучению и служит формальным критериям оценки развивающихся профессиональных навыков учителя. Умение организовать, контролировать и оценивать собственную деятельность. “Портфолио” дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации фактологических и алгоритмических знаний и умений; позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – творческой, социальной, коммуникативной и других – является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Профессиональное порфолио включает несколько обязательных элементов и необязательных.

К обязательным элементам относятся:

  • нормативно-правовая база учителя: правительственные, региональные, районные и школьные нормативные документы. “Портфель документов” можно оформить в виде папки с файлами;
  • титульный лист: с указанием Ф.И.О. учителя, название самого портфолио и предмета;
  • информационная карта портфолио;
  • цель и задачи, краткое описанием портфолио: актуальность, проблема;
  • содержание: с перечислением его основных элементов;
  • самоанализ: каковы результаты, что делается легче, что труднее; возможно в виде пожеланий;
  • внешняя рецензия: эксперты, администрация школы, коллеги по работе.

В оформлении портфеля должна присутствовать аккуратность и эстетичность, наглядность, целостность и тематическая завершённость разделов портфолио.

Я хочу поделиться опытом при создании тематического портфолио по чтению.

Информационная карта портфолио:

Полное название портфолио: Тематическое портфолио по чтению на тему: “Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”.

Цели:

  • Развитие выразительности чтения и речи;
  • Формирование навыков орфоэпически правильного чтения учащихся в начальных классах.

Задачи:

  1. Совершенствование звуковой культуры речи.
  2. Развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.
  3. Обучение правильному произношению слов при чтении.
  4. Развитие темпа речи и чтения учащихся.

Сроки портфолио: 2002–2009 г.

Актуальность.

Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.

Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Одной из основных причин трудностей в чтении:

недостаточной сформированности техники чтения (умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений).

Чтение является сложным действием, которое включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимание смысла текста.

 РАЗРАБОТКА ПОРТФОЛИО
“Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”

ПРОБЛЕМА

Я столкнулась с проблемой в том, что есть дети с нарушениями речи. Причины возникновения этих нарушений разнообразны: они могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования и др. Нарушение речи ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А исправить нарушение речи можно только при систематической работе с ребёнком. Я решила собрать материал об исправлении нарушения речи учащихся. Этот материал изучить и применять его в практике.

2.ИССЛЕДОВАНИЕ. СБОР ФАКТОВ

Постановка проблемы. Сбор материала об исправлении нарушения речи; развития техники чтения в начальной школе; совершенствования артикуляционной моторики.

Изучение собранного материала.

  • проводить коррекционную работу на уроках чтения: совершенствование артикуляционной моторики; постановки логопедом звуков в речи до автоматизации; развитие фонематического восприятия; на отработку интонационной и мимической выразительности речи.
  • виды упражнений для учащихся.
  • тесты по чтению.
  • карты учёта навыка чтения (1–4).
  • лист индивидуальных достижений ученика.
  • летнее задание по чтению.
  • составить список методической литературы.

3. ИДЕИ

Создание микрогрупп с целью:

  • индивидуальной работы с учащихся;
  • привлечь родителей в работу микрогрупп;
  • консультации специалистов (логопеда, дефектолога, психолога).

4. АНАЛИЗ ИДЕЙ

4.1.Работа учащихся и родителей в микрогруппах.

4.2. Консультации для родителей по теме: “Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”.

5. РЕЗУЛЬТАТ ПОРТФОЛИО.

С оздание тематического портфолио по чтению на тему: “Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”.

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО

1. Раздел “Педагогический поиск по теме (предмету)

Список литературы, научные статьи.

2. Раздел “Ситуативный” (применение материала по предмету в практике).

2.1 Дидактический материал по предмету:

Приложение № 1

  • упражнения для укрепления лицевой мускулатуры;
  • дыхательные упражнения;
  • статические и динамические упражнения (упр. для языка);
  • упражнения для губ.

Приложение № 2

  • чистоговорки;
  • стихи;
  • скороговорки;
  • игры.

Приложение № 3

  • упражнения для развития беглого и правильного чтения слов разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Для развития осознанности чтения;
  • тексты по чтению;
  • тесты.

2.2. Анализы навыков чтения по четвертям и за год.

2.3. Листы индивидуальных достижений учащихся по чтению.

2.4. Летнее задание по чтению.

3. Раздел “Описательный” - самоанализ

4. Раздел “Отзывы” - отзывы коллег.

1 раздел “Педагогический поиск по теме (предмету)”

Изучена научно-методическая литература по теме: “Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”.

1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. “Истоки” Москва – 1991.

2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Санкт-Петербург “Детство – Пресс” - 2001.

3.АлександровМ.Ф.,ВолошинаО.И. Тесты по чтению. Начальная школа. Москва, Издательский дом “Дрофа” - 2000.

4. Бельская И.Л. Серия “Обучение и развитие”

- Буквы, слоги и слова.

- Увлекательный словарик.

- Прописи. Азбука.

Минск ЧУП “Издательство Юнипресс” 2004.

5. ВенедиктоваЛ.В. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт-Петербург. – 2001.

6. Городилова В.И, Кудрявцева Н.З. Чтение и письмо. СПб. “Дельта” - 1997.

7. Ершова О.А, Жукова О.С., Новиковская О.А. Я читаю и пишу. 200 игр с буквами. – СПб.: Издательский дом “Нева”; М.: “ОЛМА – ПРЕСС Образование”, 2002. – 240с.

8. Мисоренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. М: Издательский дом “ОНИКС 21 век” - 2003.

9.Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. Обучение чтению. Книга для учителя. Москва. Просвещение. 1990.

10. Первые уроки. ООО “Компания Дельта М” - 2000.

11. Пожеленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М: “Владос” - 2001.

12. Соколова Е.И. Готовимся к школе. Времена года. ФГУП ИПК “Ульяновский Дом печати” - 2004.

13. Таблицы по обучению грамоте. // Начальная школа №10 – 2001.

14. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Карточки по чтению и письму. Для самостоятельной работы в период обучения грамоте. Тула “Родничок” М: Астрель. АСТ – 2000.

15. Успенская Л.П. Учись правильно говорить. М: Просвещение. 1992.

2 раздел “Ситуативный”

2.1. Дидактический материал по чтению использую на уроках для речевой гимнастики (5-10 мин.)

*Массаж лицевой мускулатуры для активации мышц лица (дети сидят, ноги вместе, голову не поворачивают).

А) “Поглаживание”

- сжатыми пальцами в направлении ото лба к подбородку поглаживать лицо;

- поглаживание вокруг губ;

Выполнить 3 раза.

Б) “Похлопывание”

- похлопывать подушечками пальцев в тех же направлениях по 3 раза.

В) “Пальчиковые дуги”

- пальчиками постукивать в тех же направлениях по 3 раза.

Г) “Пощипывание”

- пощипывать лицо пальчиками в тех же направлениях по 3 раза.

Д) “ Успокаивающий”

- поглаживание лица ладошками в тех же направлениях по 3 раза.

После массажа провожу дыхательные упражнения, т.к. от речевого дыхания зависит громкость, чистота, выразительность звучащей речи.

* Дыхательные упражнения.

А) Выполняется стоя: - руки в стороны, вдохнули, на выдохе произносим звук “ а-а-а”;

- руки вверх, вдохнули, на выдохе произносим звук “ у-у-у”;

- руки перед грудью, вдох, на выдохе произносим звук “о-о-о”.

Б) “Гуси шипят” - произносится на выдохе звук “ш-ш-ш” столько, сколько хватит дыхания.

В) “Пилим дрова” - имитировать движения пилки дров, при этом произносить звук “ж-ж-ж”.

Г) “Спускай воздух” - 1-2 сделать глубокий вдох; 3-4 “спустить” воздух из шара со звуком “с-с-с” в медленном темпе.

Д) “Подуй на свечу” - держа в руке воображаемую свечу на счёт 1-2 сделать глубокий вдох через нос и рот; 3-4 продолжительный медленный выдох, имитирующий задувание свечи.

Для правильного звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого нёба провожу артикуляционную гимнастику. Все упражнения выполнять не надо. Проводить гимнастику обязательно перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат.

Упражнения делятся на статические и динамические. / Приложение № 1/

*Статические упражнения. (рисунки в Приложении 1)

А) “Лопаточка” широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. “Язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке”.<Рисунок 1>

Б) “Чашечка” рот широко открыт, широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.<Рисунок 2>

В) “Иголочка” раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. “Язычок хочет узнать, такой ли он остренький, как жало у пчёлки”.<Рисунок 3>

Г) “Горка” рот раскрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута. “Когда кошка хочет напугать, она выгибает спинку, так язычок пугает зубки”.<Рисунок 4>

Д) “Трубочка” высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.<Рисунок 5>

* Динамические упражнения

А) “Часики” узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счёт.<Рисунок 6>

Б) “Лошадка” присосать язычок к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку.<Рисунок 7>

В) “Змейка” узкий язык высунуть и убрать.<Рисунок 8>

Г) “Качели” напряжённым языком тянуться к носу и к подбородку поочерёдно.<Рисунок 9>

Д) “Футбол” рот закрыт, языком упираться попеременно то в одну щеку, то в другую.

Е) “Вкусное варенье” широким языком облизать верхнюю и нижнюю губы и убрать язык в рот.<Рисунок 10>

* Упражнения для губ.

А) “Улыбка” губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы не были видны.

Б) “Хоботок” вытянуть вперёд сомкнутые губы.

В) “Заборчик” верхние и нижние зубы обнажены, как при улыбке.

Г) “Трубочка” вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Е) “ Кролик” зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы.

Ж) “Бублик” сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперёд, чтобы были видны верхние и нижние резцы.

После этих упражнений учимся правильно произносить согласные звуки, соединяем их с гласными звуками. Отрабатываем слоги, чтобы не вызывали трудностей. После этой работы переходим к работе со словами, которые начинаются на эти слоги. Научившись правильно произносить согласные звуки в начали слова, проговариваем отражённо обратные слоги (са – са – са ас – ас – ас; су – су – су ус – ус – ус ) и переходим к словам с обратными слогами и к слогам со стечением согласных (сад, сом, сук, сын; бас, нос, укус, ирис; сва – сво, ска – ско – ску).

Как правило, дети с речевой патологией не запоминают стихов, состоящих из четырёх и более строк. Сначала разучиваем двустишия. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания.

Разучивание стихов сопровождаю упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Если ребёнок запоминает стихотворение из 2 строк, можно расширить объём запоминания до 4-6 строк. Также заучиваем чистоговорки с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, скороговорки, поговорки, пословицы для отработки логического ударения и постановки дыхания. / Приложение № 2/

Упражнения подбираю в зависимости от уровня речевого и интеллектуального звукопроизношения. Ученики с недоразвитием речи нуждаются в большем числе повторений. Поэтому работу с такими детьми провожу длительно, систематизировано, по принципу “от простого к сложному” в игровой форме и с применением наглядности. /Приложение № 3 /

Разнообразие приёмов, упражнений, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения. Но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребёнка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.

2.2. Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для учеников моего класса интереснее и приносил радость при общении с книгой.

С 2001 – 2005 год я работала в классах специального обучения 7 вида. У 10 детей наблюдалось нарушение фонематического слуха, замедлены движения артикуляционного аппарата; у двух учеников нечёткое звукопроизношение. Это мешало им учиться и раскрыть свои природные способности, и интеллектуальные возможности.

Работая над данной проблемой, я добилась следующих результатов.

Мониторинг совершенствования техники чтения. /с 1 по 4 класс/

№ п/п Ф.И. ученика 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Способ чтения темп Осознан-
ность
Способ чтения темп Осознан-
ность
Способ чтения темп Осознан-
ность
темп Осознан-
ность
Вырази-
тельность
1 Леня Б. Ц.С. 45 + Ц.С 52 + Ц.С. 59 + 65 + мон
2 Настя В. Ц.С. 43 + Ц.С. 61 + Ц.С. 69 + 76 + +
3 Паша Д. С+С 36 + Ц.С. 45 + Ц.С. 54 + 76 + +
4 Ира Б. С+С 45 + Ц.С. 65 + Ц.С. 83 + 88 + +
5 Денис Е. С. 22 + С+С 45 + Ц.С. 46 + 64 + мон
6 Маша Ж. Ц.С. 103 + Ц.С. 136 + Ц.С. 147 + 160 + +
7 Дима К. С+С 50 + Ц.С. 50 + Ц.С. 61 + 89 + мон
8 Лена К. С+С 43 + Ц.С. 77 + Ц.С. 79 + 102 + +
9 Андрей Н. Ц.С. 78 + Ц.С. 99 + Ц.С. 120 + 129 + +
10 Денис П. С 26 + С+С 48 + Ц.С. 48 + 64 + мон
11 Сёма Х. Ц.С. 62 + Ц.С. 72 + Ц.С. 84 + 106 + +
12 Вова Ш. С+С 26 + С+С 33 + Ц.С. 53 + 63 + +

Каждый год наблюдается рост техники чтения у каждого ученика.

В 2005 году я стала работать с первоклассниками по программе традиционного обучения /1-4/ “Школа России”. В классе 21 человек. Хорошо читающих на 1 сентября было два учеников, читающих норму первого класса – три человека, слабо читающих – 16 человек. К концу 1 класса наблюдается позитивная динамика в целом по классу и по отдельным ученикам.

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕРКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Учащихся по списку 21 100% 20 100 % 21 100% 21 100%
Проверено уч-ся 21 100% 20 100 % 21 100% 21 100%
Способ чтения                
по слогам 11 52% 1 5 % 1 5 % 1 5 %
слог + слово 7 33% 12 60 % 10 48 % 1 5 %
словами 3 14% 7 35 % 10 48 % 19 90 %
Правильность чтения
- без ошибок 12 57% 12 60 % 12 57 % 13 61 %
- 1-2 ошибки 6 28% 5 25 % 6 28 % 8 38 %
- повтор слов, слогов 3 14% 3 15 % 3 14 %    
- пропуск, замена слов                
Темп чтения
- оптимальный                
- выше нормы 7 33 % 9 45 % 10 48 % 14 66 %
- норма 2 9 % 4 20 % 5 24 % 5 24 %
- ниже нормы 12 57 % 7 35 % 6 28 % 2 10 %
Осознанность чтения
- понимают прочитанное 18 85 % 18 90 % 20 95 % 21 100%
- не понимают прочитанное 3 14 % 2 10 % 1 5 %    
Выразительность чт./знак.текст
- выразительно     11 55 %     16 76 %
- монотонно     9 45 %     5 24 %

Мониторинг совершенствования техники чтения. / 1-2 класс/

Способ чтения: Б- буквами, ПС- по слогам, СС – слог + слово, ЦС – целыми словами.

№ п/п Ф.И. уч-ся 1 класс
1 четверть
2 четверть 3 четверть 4 четверть 2 класс
1 четверть
Способ чтения темп Способ чтения темп Способ чтения темп Способ чтения темп Способ чтения темп
1 Настя А. ПС 11 СС 16 СС 20 ЦС 25 ЦС 39
2 Даша Бал. ПС 9 СС 20 СС 34 ЦС 37 ЦС 53
3 Даша Бир. ЦС 31 ЦС 39 ЦС 41 ЦС 51 ЦС 86
4 Валера Ж. СС 24 СС 26 ЦС 49 ЦС 55 ЦС 107
5 Андрей З. ПС 10 СС 20 ЦС 35 ЦС 56 ЦС 80
6 Саша К. ПС 11 СС 13 СС 33 ЦС 36 ЦС 71
7 Артем К. Б 6 БС 13 СС 28 СС 34 СС 48
8 Юля К. СС 20 СС 27 ЦС 47 ЦС 63 ЦС 90
9 Лиза К. СС 12 СС 18 СС 29 ЦС 45 ЦС 84
10 Алина Л. ПС 13 ЦС 20 СС 35 ЦС 42 ЦС 62
11 Поля М. ЦС 52 ЦС 84 ЦС 104 ЦС 101 ЦС 144
12 Катя М. СС 30 СС 26 ЦС 44 ЦС 45 ЦС 81
13 Костя Н. БС 9 СС 15 СС 28 ЦС 40 ЦС 86
14 Настя П. СС 32 ЦС 45 ЦС 70 ЦС 84 ЦС 127
15 Дима С. СС 16 СС 16 СС 21 ЦС 31 ЦС 48
16 Артур С. СС 27 ЦС 60 ЦС 82 ЦС 74 ЦС 86
17 Поля С. СС 27 ЦС 34 ЦС 54 ЦС 68 ЦС 120
18 Лина Т. БС 7 СС 14 СС 39 ЦС 45 ЦС 79
19 Максим Х. ЦС 52 ЦС 73 ЦС 78 ЦС 90 ЦС 113
20 Наташа Ш. ПС 16 СС 25 СС 44 ЦС 54 ЦС 98
21 Никита В. Б 4     Б 8 С 10    

2.3. Каждый ученик заполняет свой индивидуальный лист по чтению, где видит над, чем ему надо работать и учится оценивать свою работу. Индивидуальные листы ведутся с 1 по 4 класс.

Лист индивидуальных достижений.

Ученик Колмогоров Артём школа № 3 класс 1 “В” учитель: Первушина Н.М.

№ п/п Формируемые навыки и умения Старт Месяцы Итог
октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
1 Навыки слушания                    
слушает внимательно - - - + + + + + + +
следит за изложением - + + + + + + + + +
проявляет интерес, когда читают вслух - + + + + + + + + +
2. Навыки чтения                    
2.1 Развитие речи                    
  говорит ясно + + + + + + + + + +
говорит законченными предложениями - + + + + + + + + +
говорит выразительно - - - - - - - + + +
участвует в дискуссии - + + + + + + + + +
2.2 Техника чтения                    
  слог + слово - - - - + + + + + +
целыми словами - - - - - - - - - -
безошибочность чтения - - - - - - - - - -
выразительно монотонно - - - - - - - + + +
темп чтения 3 6 10 20 23 26 28 30 33 34
2.3 Понимание прочитанного                    
  умеет подробно пересказывать - - - - - + + + + +
выборочный пересказ - - - - - - - - - -
краткий пересказ - - - - - - - - - -
умеет осознанно правильно читать - - + + + + + + + +
умеет составлять творческие рассказы - - - - - - - - - -
2.4 Пересказ                    
  с опорой на помощь учителя + + +              
без опоры на помощь - - - + + + + + + +
2.5 Читает наизусть + + + + + + + + + +
2.6 Составляет собственный рассказ - - - - - - - - - -

2.4. Летнее задание по чтению.

Расширение кругозора детей направленно через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.

Он учится находить главных героев, выделить главное в тексте, запоминает название книги и автора.

№ п/п Название темы Название книги автор Главные герои Краткое содержание
1 Детский журнал      
2 Сказки      
3 Рассказы-загадки      
4 Стихи об осени      
5 Русские писатели      
6 Книги о знаменитых людях      
7 Книги о родном посёлке, его прошлом и настоящем      
8 Книги о путешествиях и путешественников      
9 Писатель и его книги      
10 Твоя любимая книга      
11 Книги о ратных подвигах родного народа      
12 Книги о природе      
13 Книги о хлебе      
14 Рассказы о писателях      
15 “Родные поэты”      
16 Детская приключенческая литература      
17 Сказки других народов      

3 раздел “Описательный” в этом разделе учитель пишет самоанализ: какие достигнуты результаты; над чем ещё надо работать.

4 раздел “Отзывы” в этом разделе пишутся отзывы (рекомендации) коллег, директора, завуча.