Профессиональное “портфолио” - это средство оценки уровня подготовки учителя. Процесс сбора материалов усиливает, мотивацию к самообучению и служит формальным критериям оценки развивающихся профессиональных навыков учителя. Умение организовать, контролировать и оценивать собственную деятельность. “Портфолио” дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации фактологических и алгоритмических знаний и умений; позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – творческой, социальной, коммуникативной и других – является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Профессиональное порфолио включает несколько обязательных элементов и необязательных.
К обязательным элементам относятся:
- нормативно-правовая база учителя: правительственные, региональные, районные и школьные нормативные документы. “Портфель документов” можно оформить в виде папки с файлами;
- титульный лист: с указанием Ф.И.О. учителя, название самого портфолио и предмета;
- информационная карта портфолио;
- цель и задачи, краткое описанием портфолио: актуальность, проблема;
- содержание: с перечислением его основных элементов;
- самоанализ: каковы результаты, что делается легче, что труднее; возможно в виде пожеланий;
- внешняя рецензия: эксперты, администрация школы, коллеги по работе.
В оформлении портфеля должна присутствовать аккуратность и эстетичность, наглядность, целостность и тематическая завершённость разделов портфолио.
Я хочу поделиться опытом при создании тематического портфолио по чтению.
Информационная карта портфолио:
Полное название портфолио: Тематическое портфолио по чтению на тему: “Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”.
Цели:
- Развитие выразительности чтения и речи;
- Формирование навыков орфоэпически правильного чтения учащихся в начальных классах.
Задачи:
- Совершенствование звуковой культуры речи.
- Развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.
- Обучение правильному произношению слов при чтении.
- Развитие темпа речи и чтения учащихся.
Сроки портфолио: 2002–2009 г.
Актуальность.
Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Одной из основных причин трудностей в чтении:
недостаточной сформированности техники чтения (умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений).
Чтение является сложным действием, которое включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимание смысла текста.
РАЗРАБОТКА ПОРТФОЛИО
“Особенности развития навыков чтения учащихся
младших классов”
ПРОБЛЕМА
Я столкнулась с проблемой в том, что есть дети с нарушениями речи. Причины возникновения этих нарушений разнообразны: они могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования и др. Нарушение речи ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А исправить нарушение речи можно только при систематической работе с ребёнком. Я решила собрать материал об исправлении нарушения речи учащихся. Этот материал изучить и применять его в практике.
2.ИССЛЕДОВАНИЕ. СБОР ФАКТОВ
Постановка проблемы. Сбор материала об исправлении нарушения речи; развития техники чтения в начальной школе; совершенствования артикуляционной моторики.
Изучение собранного материала.
- проводить коррекционную работу на уроках чтения: совершенствование артикуляционной моторики; постановки логопедом звуков в речи до автоматизации; развитие фонематического восприятия; на отработку интонационной и мимической выразительности речи.
- виды упражнений для учащихся.
- тесты по чтению.
- карты учёта навыка чтения (1–4).
- лист индивидуальных достижений ученика.
- летнее задание по чтению.
- составить список методической литературы.
3. ИДЕИ
Создание микрогрупп с целью:
- индивидуальной работы с учащихся;
- привлечь родителей в работу микрогрупп;
- консультации специалистов (логопеда, дефектолога, психолога).
4. АНАЛИЗ ИДЕЙ
4.1.Работа учащихся и родителей в микрогруппах.
4.2. Консультации для родителей по теме: “Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”.
5. РЕЗУЛЬТАТ ПОРТФОЛИО.
С оздание тематического портфолио по чтению на тему: “Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”.
СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО
1. Раздел “Педагогический поиск по теме (предмету)”
Список литературы, научные статьи.
2. Раздел “Ситуативный” (применение материала по предмету в практике).
2.1 Дидактический материал по предмету:
- упражнения для укрепления лицевой мускулатуры;
- дыхательные упражнения;
- статические и динамические упражнения (упр. для языка);
- упражнения для губ.
- чистоговорки;
- стихи;
- скороговорки;
- игры.
- упражнения для развития беглого и правильного чтения слов разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Для развития осознанности чтения;
- тексты по чтению;
- тесты.
2.2. Анализы навыков чтения по четвертям и за год.
2.3. Листы индивидуальных достижений учащихся по чтению.
2.4. Летнее задание по чтению.
3. Раздел “Описательный” - самоанализ
4. Раздел “Отзывы” - отзывы коллег.
1 раздел “Педагогический поиск по теме (предмету)”
Изучена научно-методическая литература по теме: “Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов”.
1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. “Истоки” Москва – 1991.
2. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. Санкт-Петербург “Детство – Пресс” - 2001.
3.АлександровМ.Ф.,ВолошинаО.И. Тесты по чтению. Начальная школа. Москва, Издательский дом “Дрофа” - 2000.
4. Бельская И.Л. Серия “Обучение и развитие”
- Буквы, слоги и слова.
- Увлекательный словарик.
- Прописи. Азбука.
Минск ЧУП “Издательство Юнипресс” 2004.
5. ВенедиктоваЛ.В. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Санкт-Петербург. – 2001.
6. Городилова В.И, Кудрявцева Н.З. Чтение и письмо. СПб. “Дельта” - 1997.
7. Ершова О.А, Жукова О.С., Новиковская О.А. Я читаю и пишу. 200 игр с буквами. – СПб.: Издательский дом “Нева”; М.: “ОЛМА – ПРЕСС Образование”, 2002. – 240с.
8. Мисоренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. М: Издательский дом “ОНИКС 21 век” - 2003.
9.Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. Обучение чтению. Книга для учителя. Москва. Просвещение. 1990.
10. Первые уроки. ООО “Компания Дельта М” - 2000.
11. Пожеленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М: “Владос” - 2001.
12. Соколова Е.И. Готовимся к школе. Времена года. ФГУП ИПК “Ульяновский Дом печати” - 2004.
13. Таблицы по обучению грамоте. // Начальная школа №10 – 2001.
14. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Карточки по чтению и письму. Для самостоятельной работы в период обучения грамоте. Тула “Родничок” М: Астрель. АСТ – 2000.
15. Успенская Л.П. Учись правильно говорить. М: Просвещение. 1992.
2 раздел “Ситуативный”
2.1. Дидактический материал по чтению использую на уроках для речевой гимнастики (5-10 мин.)
*Массаж лицевой мускулатуры для активации мышц лица (дети сидят, ноги вместе, голову не поворачивают).
А) “Поглаживание”
- сжатыми пальцами в направлении ото лба к подбородку поглаживать лицо;
- поглаживание вокруг губ;
Выполнить 3 раза.
Б) “Похлопывание”
- похлопывать подушечками пальцев в тех же направлениях по 3 раза.
В) “Пальчиковые дуги”
- пальчиками постукивать в тех же направлениях по 3 раза.
Г) “Пощипывание”
- пощипывать лицо пальчиками в тех же направлениях по 3 раза.
Д) “ Успокаивающий”
- поглаживание лица ладошками в тех же направлениях по 3 раза.
После массажа провожу дыхательные упражнения, т.к. от речевого дыхания зависит громкость, чистота, выразительность звучащей речи.
* Дыхательные упражнения.
А) Выполняется стоя: - руки в стороны, вдохнули, на выдохе произносим звук “ а-а-а”;
- руки вверх, вдохнули, на выдохе произносим звук “ у-у-у”;
- руки перед грудью, вдох, на выдохе произносим звук “о-о-о”.
Б) “Гуси шипят” - произносится на выдохе звук “ш-ш-ш” столько, сколько хватит дыхания.
В) “Пилим дрова” - имитировать движения пилки дров, при этом произносить звук “ж-ж-ж”.
Г) “Спускай воздух” - 1-2 сделать глубокий вдох; 3-4 “спустить” воздух из шара со звуком “с-с-с” в медленном темпе.
Д) “Подуй на свечу” - держа в руке воображаемую свечу на счёт 1-2 сделать глубокий вдох через нос и рот; 3-4 продолжительный медленный выдох, имитирующий задувание свечи.
Для правильного звукопроизношения, а также укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого нёба провожу артикуляционную гимнастику. Все упражнения выполнять не надо. Проводить гимнастику обязательно перед зеркалом и ежедневно. Только в этом случае занятия принесут ожидаемый результат.
Упражнения делятся на статические и динамические. / Приложение № 1/
*Статические упражнения. (рисунки в Приложении 1)
А) “Лопаточка” широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. “Язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке”.<Рисунок 1>
Б) “Чашечка” рот широко открыт, широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.<Рисунок 2>
В) “Иголочка” раскрыть рот и сильно высунуть узкий язык. “Язычок хочет узнать, такой ли он остренький, как жало у пчёлки”.<Рисунок 3>
Г) “Горка” рот раскрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка выгнута. “Когда кошка хочет напугать, она выгибает спинку, так язычок пугает зубки”.<Рисунок 4>
Д) “Трубочка” высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку.<Рисунок 5>
* Динамические упражнения
А) “Часики” узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. Делается в медленном темпе под счёт.<Рисунок 6>
Б) “Лошадка” присосать язычок к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и тянуть подъязычную связку.<Рисунок 7>
В) “Змейка” узкий язык высунуть и убрать.<Рисунок 8>
Г) “Качели” напряжённым языком тянуться к носу и к подбородку поочерёдно.<Рисунок 9>
Д) “Футбол” рот закрыт, языком упираться попеременно то в одну щеку, то в другую.
Е) “Вкусное варенье” широким языком облизать верхнюю и нижнюю губы и убрать язык в рот.<Рисунок 10>
* Упражнения для губ.
А) “Улыбка” губы растянуть в улыбке так, чтобы зубы не были видны.
Б) “Хоботок” вытянуть вперёд сомкнутые губы.
В) “Заборчик” верхние и нижние зубы обнажены, как при улыбке.
Г) “Трубочка” вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
Е) “ Кролик” зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние зубы.
Ж) “Бублик” сомкнуть зубы, а губы округлить и чуть вытянуть вперёд, чтобы были видны верхние и нижние резцы.
После этих упражнений учимся правильно произносить согласные звуки, соединяем их с гласными звуками. Отрабатываем слоги, чтобы не вызывали трудностей. После этой работы переходим к работе со словами, которые начинаются на эти слоги. Научившись правильно произносить согласные звуки в начали слова, проговариваем отражённо обратные слоги (са – са – са ас – ас – ас; су – су – су ус – ус – ус ) и переходим к словам с обратными слогами и к слогам со стечением согласных (сад, сом, сук, сын; бас, нос, укус, ирис; сва – сво, ска – ско – ску).
Как правило, дети с речевой патологией не запоминают стихов, состоящих из четырёх и более строк. Сначала разучиваем двустишия. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания.
Разучивание стихов сопровождаю упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Если ребёнок запоминает стихотворение из 2 строк, можно расширить объём запоминания до 4-6 строк. Также заучиваем чистоговорки с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, скороговорки, поговорки, пословицы для отработки логического ударения и постановки дыхания. / Приложение № 2/
Упражнения подбираю в зависимости от уровня речевого и интеллектуального звукопроизношения. Ученики с недоразвитием речи нуждаются в большем числе повторений. Поэтому работу с такими детьми провожу длительно, систематизировано, по принципу “от простого к сложному” в игровой форме и с применением наглядности. /Приложение № 3 /
Разнообразие приёмов, упражнений, наглядность, игровые моменты, систематичность в работе помогают ученикам развивать речь, правильное звукопроизношение, осознанность, скорость и выразительность чтения. Но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребёнка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.
2.2. Решая проблемы формирования и развития навыка чтения, стремлюсь к тому, чтобы процесс чтения был для учеников моего класса интереснее и приносил радость при общении с книгой.
С 2001 – 2005 год я работала в классах специального обучения 7 вида. У 10 детей наблюдалось нарушение фонематического слуха, замедлены движения артикуляционного аппарата; у двух учеников нечёткое звукопроизношение. Это мешало им учиться и раскрыть свои природные способности, и интеллектуальные возможности.
Работая над данной проблемой, я добилась следующих результатов.
Мониторинг совершенствования техники чтения. /с 1 по 4 класс/
№ п/п | Ф.И. ученика | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||||||
Способ чтения | темп | Осознан- ность |
Способ чтения | темп | Осознан- ность |
Способ чтения | темп | Осознан- ность |
темп | Осознан- ность |
Вырази- тельность |
||
1 | Леня Б. | Ц.С. | 45 | + | Ц.С | 52 | + | Ц.С. | 59 | + | 65 | + | мон |
2 | Настя В. | Ц.С. | 43 | + | Ц.С. | 61 | + | Ц.С. | 69 | + | 76 | + | + |
3 | Паша Д. | С+С | 36 | + | Ц.С. | 45 | + | Ц.С. | 54 | + | 76 | + | + |
4 | Ира Б. | С+С | 45 | + | Ц.С. | 65 | + | Ц.С. | 83 | + | 88 | + | + |
5 | Денис Е. | С. | 22 | + | С+С | 45 | + | Ц.С. | 46 | + | 64 | + | мон |
6 | Маша Ж. | Ц.С. | 103 | + | Ц.С. | 136 | + | Ц.С. | 147 | + | 160 | + | + |
7 | Дима К. | С+С | 50 | + | Ц.С. | 50 | + | Ц.С. | 61 | + | 89 | + | мон |
8 | Лена К. | С+С | 43 | + | Ц.С. | 77 | + | Ц.С. | 79 | + | 102 | + | + |
9 | Андрей Н. | Ц.С. | 78 | + | Ц.С. | 99 | + | Ц.С. | 120 | + | 129 | + | + |
10 | Денис П. | С | 26 | + | С+С | 48 | + | Ц.С. | 48 | + | 64 | + | мон |
11 | Сёма Х. | Ц.С. | 62 | + | Ц.С. | 72 | + | Ц.С. | 84 | + | 106 | + | + |
12 | Вова Ш. | С+С | 26 | + | С+С | 33 | + | Ц.С. | 53 | + | 63 | + | + |
Каждый год наблюдается рост техники чтения у каждого ученика.
В 2005 году я стала работать с первоклассниками по программе традиционного обучения /1-4/ “Школа России”. В классе 21 человек. Хорошо читающих на 1 сентября было два учеников, читающих норму первого класса – три человека, слабо читающих – 16 человек. К концу 1 класса наблюдается позитивная динамика в целом по классу и по отдельным ученикам.
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕРКИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Учащихся по списку | 21 | 100% | 20 | 100 % | 21 | 100% | 21 | 100% |
Проверено уч-ся | 21 | 100% | 20 | 100 % | 21 | 100% | 21 | 100% |
Способ чтения | ||||||||
по слогам | 11 | 52% | 1 | 5 % | 1 | 5 % | 1 | 5 % |
слог + слово | 7 | 33% | 12 | 60 % | 10 | 48 % | 1 | 5 % |
словами | 3 | 14% | 7 | 35 % | 10 | 48 % | 19 | 90 % |
Правильность чтения | ||||||||
- без ошибок | 12 | 57% | 12 | 60 % | 12 | 57 % | 13 | 61 % |
- 1-2 ошибки | 6 | 28% | 5 | 25 % | 6 | 28 % | 8 | 38 % |
- повтор слов, слогов | 3 | 14% | 3 | 15 % | 3 | 14 % | ||
- пропуск, замена слов | ||||||||
Темп чтения | ||||||||
- оптимальный | ||||||||
- выше нормы | 7 | 33 % | 9 | 45 % | 10 | 48 % | 14 | 66 % |
- норма | 2 | 9 % | 4 | 20 % | 5 | 24 % | 5 | 24 % |
- ниже нормы | 12 | 57 % | 7 | 35 % | 6 | 28 % | 2 | 10 % |
Осознанность чтения | ||||||||
- понимают прочитанное | 18 | 85 % | 18 | 90 % | 20 | 95 % | 21 | 100% |
- не понимают прочитанное | 3 | 14 % | 2 | 10 % | 1 | 5 % | ||
Выразительность чт./знак.текст | ||||||||
- выразительно | 11 | 55 % | 16 | 76 % | ||||
- монотонно | 9 | 45 % | 5 | 24 % |
Мониторинг совершенствования техники чтения. / 1-2 класс/
Способ чтения: Б- буквами, ПС- по слогам, СС – слог + слово, ЦС – целыми словами.
№ п/п | Ф.И. уч-ся | 1 класс 1 четверть |
2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | 2 класс 1 четверть |
|||||
Способ чтения | темп | Способ чтения | темп | Способ чтения | темп | Способ чтения | темп | Способ чтения | темп | ||
1 | Настя А. | ПС | 11 | СС | 16 | СС | 20 | ЦС | 25 | ЦС | 39 |
2 | Даша Бал. | ПС | 9 | СС | 20 | СС | 34 | ЦС | 37 | ЦС | 53 |
3 | Даша Бир. | ЦС | 31 | ЦС | 39 | ЦС | 41 | ЦС | 51 | ЦС | 86 |
4 | Валера Ж. | СС | 24 | СС | 26 | ЦС | 49 | ЦС | 55 | ЦС | 107 |
5 | Андрей З. | ПС | 10 | СС | 20 | ЦС | 35 | ЦС | 56 | ЦС | 80 |
6 | Саша К. | ПС | 11 | СС | 13 | СС | 33 | ЦС | 36 | ЦС | 71 |
7 | Артем К. | Б | 6 | БС | 13 | СС | 28 | СС | 34 | СС | 48 |
8 | Юля К. | СС | 20 | СС | 27 | ЦС | 47 | ЦС | 63 | ЦС | 90 |
9 | Лиза К. | СС | 12 | СС | 18 | СС | 29 | ЦС | 45 | ЦС | 84 |
10 | Алина Л. | ПС | 13 | ЦС | 20 | СС | 35 | ЦС | 42 | ЦС | 62 |
11 | Поля М. | ЦС | 52 | ЦС | 84 | ЦС | 104 | ЦС | 101 | ЦС | 144 |
12 | Катя М. | СС | 30 | СС | 26 | ЦС | 44 | ЦС | 45 | ЦС | 81 |
13 | Костя Н. | БС | 9 | СС | 15 | СС | 28 | ЦС | 40 | ЦС | 86 |
14 | Настя П. | СС | 32 | ЦС | 45 | ЦС | 70 | ЦС | 84 | ЦС | 127 |
15 | Дима С. | СС | 16 | СС | 16 | СС | 21 | ЦС | 31 | ЦС | 48 |
16 | Артур С. | СС | 27 | ЦС | 60 | ЦС | 82 | ЦС | 74 | ЦС | 86 |
17 | Поля С. | СС | 27 | ЦС | 34 | ЦС | 54 | ЦС | 68 | ЦС | 120 |
18 | Лина Т. | БС | 7 | СС | 14 | СС | 39 | ЦС | 45 | ЦС | 79 |
19 | Максим Х. | ЦС | 52 | ЦС | 73 | ЦС | 78 | ЦС | 90 | ЦС | 113 |
20 | Наташа Ш. | ПС | 16 | СС | 25 | СС | 44 | ЦС | 54 | ЦС | 98 |
21 | Никита В. | Б | 4 | Б | 8 | С | 10 |
2.3. Каждый ученик заполняет свой индивидуальный лист по чтению, где видит над, чем ему надо работать и учится оценивать свою работу. Индивидуальные листы ведутся с 1 по 4 класс.
Лист индивидуальных достижений.
Ученик Колмогоров Артём школа № 3 класс 1 “В” учитель: Первушина Н.М.
№ п/п | Формируемые навыки и умения | Старт | Месяцы | Итог | |||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||
1 | Навыки слушания | ||||||||||
слушает внимательно | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | |
следит за изложением | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
проявляет интерес, когда читают вслух | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2. | Навыки чтения | ||||||||||
2.1 | Развитие речи | ||||||||||
говорит ясно | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
говорит законченными предложениями | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
говорит выразительно | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | |
участвует в дискуссии | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
2.2 | Техника чтения | ||||||||||
слог + слово | - | - | - | - | + | + | + | + | + | + | |
целыми словами | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
безошибочность чтения | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
выразительно монотонно | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | |
темп чтения | 3 | 6 | 10 | 20 | 23 | 26 | 28 | 30 | 33 | 34 | |
2.3 | Понимание прочитанного | ||||||||||
умеет подробно пересказывать | - | - | - | - | - | + | + | + | + | + | |
выборочный пересказ | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
краткий пересказ | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
умеет осознанно правильно читать | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | |
умеет составлять творческие рассказы | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
2.4 | Пересказ | ||||||||||
с опорой на помощь учителя | + | + | + | ||||||||
без опоры на помощь | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | |
2.5 | Читает наизусть | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2.6 | Составляет собственный рассказ | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
2.4. Летнее задание по чтению.
Расширение кругозора детей направленно через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.
Он учится находить главных героев, выделить главное в тексте, запоминает название книги и автора.
№ п/п | Название темы | Название книги автор | Главные герои | Краткое содержание |
1 | Детский журнал | |||
2 | Сказки | |||
3 | Рассказы-загадки | |||
4 | Стихи об осени | |||
5 | Русские писатели | |||
6 | Книги о знаменитых людях | |||
7 | Книги о родном посёлке, его прошлом и настоящем | |||
8 | Книги о путешествиях и путешественников | |||
9 | Писатель и его книги | |||
10 | Твоя любимая книга | |||
11 | Книги о ратных подвигах родного народа | |||
12 | Книги о природе | |||
13 | Книги о хлебе | |||
14 | Рассказы о писателях | |||
15 | “Родные поэты” | |||
16 | Детская приключенческая литература | |||
17 | Сказки других народов |
3 раздел “Описательный” в этом разделе учитель пишет самоанализ: какие достигнуты результаты; над чем ещё надо работать.
4 раздел “Отзывы” в этом разделе пишутся отзывы (рекомендации) коллег, директора, завуча.