Литература
-
"Чингиз Айтматов – духовная опора народа". Методическая разработка урока по современной литературе в 11-м классе 2007
Чингиз Айтматов – писатель ближнего зарубежья, но его произведения – самые современные, самые актуальные. Проблематика романов ("Плаха", "И дольше века длится день", "Тавро Кассандры", "Плач охотника над пропастью") – крик души человека, понимающего, у какой пропасти стоит человечество. Методическая разработка "Чингиз Айтматов – духовная опора народа" поможет учителю ввести учащихся в художественный мир писателя.
-
Сценарий-композиция вечера по творчеству Н.В. Гоголя "Дорога" 2007
Композиция предлагается для проведения внеклассного мероприятия в 9-м классе в качестве итога изучения творчества классика.
-
Открытый урок по русскому языку. Лабораторная работа по теме "Публицистический стиль речи" 2007
Цели занятия: развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепление навыков правописания; учить учащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку зрения.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе по теме: "Поэтический мир И.Бунина" 2007
Цели урока: знакомство с понятием "поэтический мир" на примере стихотворений И.Бунина; развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся, навыков выразительного чтения; воспитание чувства прекрасного, бережного отношения к окружающему нас миру.
-
Урок литературы в 8-м классе по произведению В.Г. Короленко "Огоньки" 2007
Данный урок рассматривает авторское отношение к счастью. Делается упор на анализ текста. Основная идея урока: вовлечь учащихся в размышление о "назначении жизни".
-
Урок по литературе на тему: "Прощание с героями Тургенева" (по повести Тургенева "Ася") 2007
Открытый урок "Прощание с героями И.С. Тургенева" (по повести "Ася") проводится в 8-м классе Это заключительный обобщающий урок в системе уроков по повести "Ася", где продолжается работа над образом "тургеневской девушки" с привлечением репродукций портретов молодых девушек художников XIX века, в форме диспута рассматривается вопрос: "Почему не состоялась любовь главных героев?", решается проблема ответственности человека перед другими людьми и перед собой.
-
Конспект урока в 11-м классе по изучению биографии М.И. Цветаевой. Трагичность судьбы, определенная трагичностью эпохи, – "безвременьем" (Б.Пастернак) 2007
Для уроков литературы, на мой взгляд, наиболее удобна технология учебного диалога. Такой подход позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся. Диалог ведут ребята не только с учителем и друг другом, а с эпохой, писателем, героями. Если всё изученное на уроке выйдет за его пределы и позволит ребятам ощутить себя на сцене в роли писателя, поэта, критика, тогда такое обучение будет полноценным. Поэтому я стараюсь по возможности ставить спектакли, литературные композиции, проводить поэтические вечера. Ведь если каждый ребёнок погрузился в эпоху, психологию писателя, встал на позицию его героев, ему будет легче выполнить самую трудную работу - анализ художественного произведения.
-
Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера". 6-й класс 2007
Материал урока должен заинтересовать начинающих педагогов. В нем представлен интересный биографический материал американского писателя Марка Твена, история создания повести "Приключения Тома Сойера". Работа с текстом поможет формированию умения анализировать систему образов произведения, определить отношение автора к своему герою. Система вопросов аналитической беседы позволяет сохранить ощущение сопричастности событиям, разворачивающимся на страницах повести, не потеряться в глубоких дебрях литературоведческих анализов, которыми порой подменяется простое читательское общение с любимыми героями.
-
Устный журнал "Живые строки войны" для 7—11-х классов 2007
Внеклассное мероприятие для посвящено годовщине Победы в Великой Отечественной войне1941—1945 гг. Мероприятие носит интегративный характер, так как "устный журнал" - это переплетение прозаических и поэтических, танцевальных и музыкальных страниц. Главная цель мероприятия - воспитание у ребят чувства патриотизма, гордости за историю родной страны.
-
"Этот мир очарований, этот мир из серебра". Приемы анализа лирического стихотворения. Семинар-практикум в 11-м классе 2007
Данный материал представляет собой методические разработки к семинару-практикуму по анализу произведений поэтов Серебряного века. Разработан в рамках авторской программы "Русская литература в контексте мировой художественной культуры". В основе предлагаемой методической разработки с использованием новых информационных технологий лежат основные принципы системно-комплексного анализа художественного текста, разработанного профессором Казанского госуниверситета Нигматуллиной Ю.Г., и культурологический подход к изучению литературного произведения.
-
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте литературно-художественной традиции. Теоретический семинар в 11-м классе 2007
Как известно, "закатный" роман М.А. Булгакова необычайно богат аллюзиями и реминисценциями из самых различных произведений, что определяет глубокую полемичность романа и высочайший уровень духовности, присущий бессмертной книге Булгакова. Это и определило основной аспект изучения романа "Мастер и Маргарита" в 11-м классе. Урок в форме теоретического семинара - заключительный урок темы - проводится на основе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, с использованием изученных ранее произведений. Его основная цель - подвести итоги изучения романа и раскрыть неисчерпаемость его содержания.
-
Урок литературы на тему: "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова". 7-й класс 2007
Урок на тему "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова" разработан для учащихся 7-го класса. Он призван помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской поэзии XIX века. Урок направлен на реализацию этнокультурного компонента в обучении, воспитывает духовно-нравственные качества учащихся и развивает их кругозор.
-
Формирование общих умений коммуникации на учебных занятиях по литературному чтению 2007
В статье раскрывается понятие "коммуникативная компетенция", приводятся приемы работы по ее формированию на примере коллективного учебного занятия по литературному чтению с применением методики "Взаимообучение чтению и пересказу".
-
Программа спецкурса по литературе в 11-м классе "Малые прозаические жанры XX века. Рассказ" 2007
Главная задача курса - научить анализу художественного произведения, полнее представить творчество заявленных писателей и литературный процесс XX века в целом, узнать специфику и художественные особенности жанра рассказа. Материал программы строится на изучении малых прозаических жанров в историческом аспекте. Предлагаемые учащимся творческие работы с выбором жанров позволяют развить умения, связанные с художественной интерпретацией, литературоведческим анализом, критико-публицистической оценкой представленных произведений.
-
"В сердце светит Русь" (Образ Родины в лирике С.А. Есенина) 2007
Урок раскрывает образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина. В ходе урока применяются следующие методические приемы: рассказ преподавателя, сообщения студентов, выразительное исполнение стихотворений поэта. При подготовке к уроку студенты, работая в группах, учили стихотворения поэта, писали сочинения-миниатюры, готовили сообщения о жизни и творчестве Есенина, выставку рисунков, основанных на восприятии произведений поэта, создавали мультимедийные презентации.
-
Как помочь ребенку понимать художественный текст 2007
Я искренне убеждена в том, что любой читатель, даже маленький, способен понять произведение, но при условиях: этому его надо и можно учить! Учить – значит развивать способность ребенка к глубокому, вдумчивому чтению, которое и даст "ключ" к овладению художественными нормами языка произведения. Учить пониманию – вот основная задача учителя на уроке чтения.
-
Ислам в творчестве Гаяза Исхаки 2007
Сегодня мы, как и другие народы, задумываемся: "Кто мы?", "Откуда мы?" Нам хочется знать свои корни, свою историю, вернуть традиции и обычаи, воспитывать молодое поколение на традициях своего народа. И наследие Г.Исхаки окажет нам в этом огромную помощь.
-
Урок внеклассного чтения с использованием поэтических сочинений учащихся "Стучимся в ваши сердца" 2007
Представленный урок является уроком внеклассного чтения в 8-м классе. Учащиеся получают домашнее задание: написать стихотворение о войне. Черновики обрабатываются учителем, и на их основе составляется конспект урока. Наиболее эффективно использование мультимедийного проектирования военных картин на протяжении всего урока. Равноправное участие учителя и учащихся на уроке способствует самореализации учащихся, а также развитию их творческого потенциала. Этот урок желательно провести перед 9 Мая.
-
Учимся, познаем, мыслим, играя! 2007
Должен ли быть современный урок весёлым, творческим, на котором учащиеся могут показать свою эрудицию? Да! "Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом" – это высказывание французского писателя Анатоля Франса. Эмоциональный, яркий урок-игра способствует снятию стресса, вызывает у учащихся желание учиться, показывать свои знания и быть успешными в глазах одноклассников. Применение информационных технологий даёт возможность реализовать подготовку и проведение интегрированных уроков-игр "Что? Где? Когда?" по разным предметам.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького) 2007
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
-
Тема урока: "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2007
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» изучается в 5-м классе (программа И.А. Княжицкого). Первый урок (тема «Роль пейзажа») – попытка заглянуть в творческую мастерскую художника, работающего словом, на котором ученики должны получить представление об основных средствах художественной выразительности: эпитетах, метафорах, олицетворениях. Чтобы активизировать внутреннее зрение начинающих читателей, им предлагается побывать в роли иллюстраторов (рисунки к уроку могут быть выполнены на уроках рисования). На уроке большое внимание уделяется выразительному чтению (ребята учат наизусть предложенные учителем фрагменты). Работая с текстом, ребята учатся определять композиционную роль эпизода, его роль в художественном произведении.
-
Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева" 2007
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "…Вновь я посетил…" 2007
Предлагаемый анализ лирического произведения ориентирован на учащихся старших классов и может быть включен либо в систему факультативных занятий, либо в одну из форм профильного обучения - элективные курсы. Изображая человеческое чувство, А.С. Пушкин пишет прежде всего о самом себе, о том, что пережито и перечувствовано лично им. Это чувство несет в себе черты его времени, его эпохи.
-
Русско-якутские литературные связи. 9–11-й классы 2007
Якутия интересовала гениального Пушкина. Великий поэт интересовался судьбами якутского народа, а в последний год жизни начал писать работу о народах северо-востока Сибири и Камчатки. В Якутии отбывали ссылку представители трех поколений русских революционеров: декабристы, революционеры-разночинцы, народники и социал-демократы. Якутия нашла яркое отражение в произведениях писателей-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.А. Бестужева-Марлинского, Н.А. Чижова. Немало страниц посвятили Якутии Н.Г. Чернышевский, А.И. Гончаров. На уроках литературы ведется целенаправленная работа по изучению русско-якутских литературных связей.
-
Урок литературы в 8-м классе на тему: "Из всех дарителей эти двое были мудрейшими" (по рассказу О.Генри "Дары волхвов") 2007
Цель: познакомить детей с личностью писателя О.Генри, с содержанием рассказа "Дары волхвов"; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира героев; могучую силу любви, жизни и счастья; сформировать навыки социально-психологической характеристики героев, раскрыть роль деталей в обрисовке образов персонажей; воспитывать бережное отношение друг к другу, умение любить; расширять лексикон нравственных понятий.
-
Литературная игра "Вьется по ветру веселый Роджер" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ" ) 2007
Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона. "Остров сокровищ" – кто не читал это произведение? Морская стихия, парусники, романтика путешествий, таинственный остров, где зарыты сокровища. Стивенсон был уверен, что ребятам понравится его книга, ведь мальчишки любят играть в пиратов. А.Грин и К.Паустовский, Л.Кассиль и М.Горький испытывали в детстве влияние этой книги. И кто знает, может быть, именно эта книга послужила толчком к развитию их страстного, яркого и горячего воображения, которое и сделало их великими писателями. На уроке ожидает путешествие в удивительный мир "Острова сокровищ" и встреча с героями этой книги.
-
Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака "Звук и цвет" 2007
Слово – великое чудо. Это не только единица, наполненная лексическим смыслом, – слово способно вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства. Постигая тайны поэзии, слово рассматривается на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. Данная статья предлагает еще одну интересную теорию – о цветовой символике, изложенную в книге А.П. Журавлева "Звук и смысл". Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака призвана активизировать учебную деятельность посредством применения теории цветовой символики звука, способствовать развитию ассоциативного восприятия и совершенствованию эстетического вкуса учащихся. Практический материал содержит примеры анализа стихотворений, формы работы, варианты перспективных заданий исследовательского характера.
-
Открытый урок для родителей по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" 2007
Часто родители мечтают побывать на уроке и понаблюдать со стороны, как обучаются их дети, как они развиваются и общаются с одноклассниками. А дети, в свою очередь, сгорают от любопытства, что же обсуждают родители на своих собраниях. И вот родители получают приглашение на открытый урок, а дети – на родительское собрание. Совместное обсуждение актуальных проблем сближает взрослых и детей, приводит к взаимопониманию.
-
Урок литературы И.С. Шмелев "Масленица". 5-й класс 2007
По тематическому планированию время изучения совпало с Масленицей, поэтому урок был проведен в виде театрализованного представления. В проведении урока оказали помощь учащиеся 7-го класса (они выступили в роли ведущих) и родители, приготовившие кондитерские изделия для праздничного стола. Использование фольклорных традиций воспитывает у учащихся интерес к историческому прошлому своей Родины.
-
Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа) 2007
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...