Литература
-
Сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Бородино" и "Поле Бородина" 2007
Цель урока: используя прием сравнительного анализа, раскрыть существенную разницу между двумя стихотворениями и подвести учащихся к пониманию главной мысли "Бородина".
-
Урок-семинар "Наполеонизм Андрея Болконского и Родиона Раскольникова" 2007
Урок-семинар в 10-м классе был проведен после изучения произведений Л.Толстого и Ф.Достоевского.
-
Межпредметный проект "Страна Шекспира" 2007
Интегрированный исследовательский проект с открытой координацией. Материалы исследования могут быть применены на уроках английского языка, истории, МХК, во внеклассной работе. Осуществление данного проекта учит на практике вести "диалог культур". Одно из главных достоинств таких мультимедийных проектов – они не допускают "обнищания души при обогащении информацией".
-
Разработка уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет" 2007
В данной статье приводятся разработки уроков по рассказам А.И. Куприна "Куст сирени" и "Гранатовый браслет"
-
Урок-концерт "Лирика Ф.И. Тютчева" в 10-м классе 2007
Урок, построенный в форме концерта, цель которого – вызвать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта Ф.И. Тютчева, способен пробудить эмоциональные чувства старшеклассников, тем более что наряду с поэтическими текстами звучат музыкальные фрагменты. Интересные моменты жизни великого поэта, чудесные стихи, прекрасная музыка – все вместе взятое задевает струны в душах детей, заставляет задуматься о вечном, учит ценить и любить прекрасное. Читая наизусть заранее выученные стихи Ф.И. Тютчева, дети приобщаются к поэзии. Разработку урока можно использовать как сценарий литературной гостиной.
-
Урок-игра "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя" (Б.Пастернак) 2007
Урок-игра по литературе в 11-м классе закрепляет интерес одиннадцатиклассников к проблемам нравственности на примере произведений литературы, искусства, жизненного опыта, готовит к экзамену по литературе. Развитие умения нешаблонно мыслить, творчески подходить к решению поставленной задачи, создание доверительной атмосферы в классе возможно через уроки-игры. Умение примерить на себя чужую роль, соотнести ее со своей жизненной позицией помогает учащимся разобраться в непростых вопросах взаимоотношений.
-
Урок-исследование в 11-м классе "Сатира Булгакова, или Почему не была издана повесть "Собачье сердце"?" 2007
Этот урок – исследование проблематики, содержания, образной структуры повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" с предварительным экскурсом в историю создания данного произведения и других сатирических повестей. Урок может быть проведён как в 11-м, так и в 9-м классах (в соответствии с программой или тематическим планом учителя).
-
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "Муза свободы" (литературно-музыкальная композиция по письмам и стихам декабристов) 2007
Юное поколение начала XXI века должно знать о судьбе декабристов, отдавших за Россию самое дорогое – свою жизнь, тем более что это и их Россия, их Родина. На уроке присутствуют межпредметные связи литературы с историей и музыкой: читаются отрывки из стихотворений поэтов-декабристов, звучит музыка, любимая ими. Такие нетрадиционные уроки способствуют пробуждению интереса у учащихся к предмету. Возможно, что кто-то впоследствии еще не раз обратится к жизни и творчеству декабристов.
-
Урок внеклассного чтения в 10-м классе "И учил их притчами…". Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня") 2007
В ходе урока предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях, рассматриваются основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле, производится сопоставительный анализ названных произведений.
-
Внеклассное мероприятие по предметам (литература, химия, физика, география) "Малахитовая шкатулка" 2007
На примере Уральского региона учащиеся знакомятся с богатыми и разнообразными ресурсами нашей страны. Камни-самоцветы занимают центральное место в творчестве великого русского писателя П.П. Бажова.
-
"Чингиз Айтматов – духовная опора народа". Методическая разработка урока по современной литературе в 11-м классе 2007
Чингиз Айтматов – писатель ближнего зарубежья, но его произведения – самые современные, самые актуальные. Проблематика романов ("Плаха", "И дольше века длится день", "Тавро Кассандры", "Плач охотника над пропастью") – крик души человека, понимающего, у какой пропасти стоит человечество. Методическая разработка "Чингиз Айтматов – духовная опора народа" поможет учителю ввести учащихся в художественный мир писателя.
-
Сценарий-композиция вечера по творчеству Н.В. Гоголя "Дорога" 2007
Композиция предлагается для проведения внеклассного мероприятия в 9-м классе в качестве итога изучения творчества классика.
-
Открытый урок по русскому языку. Лабораторная работа по теме "Публицистический стиль речи" 2007
Цели занятия: развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя; закрепление навыков правописания; учить учащихся убедительно излагать информацию, обосновывать и аргументировать свою точку зрения.
-
Открытый урок по литературе в 6-м классе по теме: "Поэтический мир И.Бунина" 2007
Цели урока: знакомство с понятием "поэтический мир" на примере стихотворений И.Бунина; развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся, навыков выразительного чтения; воспитание чувства прекрасного, бережного отношения к окружающему нас миру.
-
Урок литературы в 8-м классе по произведению В.Г. Короленко "Огоньки" 2007
Данный урок рассматривает авторское отношение к счастью. Делается упор на анализ текста. Основная идея урока: вовлечь учащихся в размышление о "назначении жизни".
-
Урок по литературе на тему: "Прощание с героями Тургенева" (по повести Тургенева "Ася") 2007
Открытый урок "Прощание с героями И.С. Тургенева" (по повести "Ася") проводится в 8-м классе Это заключительный обобщающий урок в системе уроков по повести "Ася", где продолжается работа над образом "тургеневской девушки" с привлечением репродукций портретов молодых девушек художников XIX века, в форме диспута рассматривается вопрос: "Почему не состоялась любовь главных героев?", решается проблема ответственности человека перед другими людьми и перед собой.
-
Конспект урока в 11-м классе по изучению биографии М.И. Цветаевой. Трагичность судьбы, определенная трагичностью эпохи, – "безвременьем" (Б.Пастернак) 2007
Для уроков литературы, на мой взгляд, наиболее удобна технология учебного диалога. Такой подход позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся. Диалог ведут ребята не только с учителем и друг другом, а с эпохой, писателем, героями. Если всё изученное на уроке выйдет за его пределы и позволит ребятам ощутить себя на сцене в роли писателя, поэта, критика, тогда такое обучение будет полноценным. Поэтому я стараюсь по возможности ставить спектакли, литературные композиции, проводить поэтические вечера. Ведь если каждый ребёнок погрузился в эпоху, психологию писателя, встал на позицию его героев, ему будет легче выполнить самую трудную работу - анализ художественного произведения.
-
Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера". 6-й класс 2007
Материал урока должен заинтересовать начинающих педагогов. В нем представлен интересный биографический материал американского писателя Марка Твена, история создания повести "Приключения Тома Сойера". Работа с текстом поможет формированию умения анализировать систему образов произведения, определить отношение автора к своему герою. Система вопросов аналитической беседы позволяет сохранить ощущение сопричастности событиям, разворачивающимся на страницах повести, не потеряться в глубоких дебрях литературоведческих анализов, которыми порой подменяется простое читательское общение с любимыми героями.
-
Устный журнал "Живые строки войны" для 7—11-х классов 2007
Внеклассное мероприятие для посвящено годовщине Победы в Великой Отечественной войне1941—1945 гг. Мероприятие носит интегративный характер, так как "устный журнал" - это переплетение прозаических и поэтических, танцевальных и музыкальных страниц. Главная цель мероприятия - воспитание у ребят чувства патриотизма, гордости за историю родной страны.
-
"Этот мир очарований, этот мир из серебра". Приемы анализа лирического стихотворения. Семинар-практикум в 11-м классе 2007
Данный материал представляет собой методические разработки к семинару-практикуму по анализу произведений поэтов Серебряного века. Разработан в рамках авторской программы "Русская литература в контексте мировой художественной культуры". В основе предлагаемой методической разработки с использованием новых информационных технологий лежат основные принципы системно-комплексного анализа художественного текста, разработанного профессором Казанского госуниверситета Нигматуллиной Ю.Г., и культурологический подход к изучению литературного произведения.
-
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в контексте литературно-художественной традиции. Теоретический семинар в 11-м классе 2007
Как известно, "закатный" роман М.А. Булгакова необычайно богат аллюзиями и реминисценциями из самых различных произведений, что определяет глубокую полемичность романа и высочайший уровень духовности, присущий бессмертной книге Булгакова. Это и определило основной аспект изучения романа "Мастер и Маргарита" в 11-м классе. Урок в форме теоретического семинара - заключительный урок темы - проводится на основе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, с использованием изученных ранее произведений. Его основная цель - подвести итоги изучения романа и раскрыть неисчерпаемость его содержания.
-
Урок литературы на тему: "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова". 7-й класс 2007
Урок на тему "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова" разработан для учащихся 7-го класса. Он призван помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской поэзии XIX века. Урок направлен на реализацию этнокультурного компонента в обучении, воспитывает духовно-нравственные качества учащихся и развивает их кругозор.
-
Формирование общих умений коммуникации на учебных занятиях по литературному чтению 2007
В статье раскрывается понятие "коммуникативная компетенция", приводятся приемы работы по ее формированию на примере коллективного учебного занятия по литературному чтению с применением методики "Взаимообучение чтению и пересказу".
-
Программа спецкурса по литературе в 11-м классе "Малые прозаические жанры XX века. Рассказ" 2007
Главная задача курса - научить анализу художественного произведения, полнее представить творчество заявленных писателей и литературный процесс XX века в целом, узнать специфику и художественные особенности жанра рассказа. Материал программы строится на изучении малых прозаических жанров в историческом аспекте. Предлагаемые учащимся творческие работы с выбором жанров позволяют развить умения, связанные с художественной интерпретацией, литературоведческим анализом, критико-публицистической оценкой представленных произведений.
-
"В сердце светит Русь" (Образ Родины в лирике С.А. Есенина) 2007
Урок раскрывает образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина. В ходе урока применяются следующие методические приемы: рассказ преподавателя, сообщения студентов, выразительное исполнение стихотворений поэта. При подготовке к уроку студенты, работая в группах, учили стихотворения поэта, писали сочинения-миниатюры, готовили сообщения о жизни и творчестве Есенина, выставку рисунков, основанных на восприятии произведений поэта, создавали мультимедийные презентации.
-
Как помочь ребенку понимать художественный текст 2007
Я искренне убеждена в том, что любой читатель, даже маленький, способен понять произведение, но при условиях: этому его надо и можно учить! Учить – значит развивать способность ребенка к глубокому, вдумчивому чтению, которое и даст "ключ" к овладению художественными нормами языка произведения. Учить пониманию – вот основная задача учителя на уроке чтения.
-
Ислам в творчестве Гаяза Исхаки 2007
Сегодня мы, как и другие народы, задумываемся: "Кто мы?", "Откуда мы?" Нам хочется знать свои корни, свою историю, вернуть традиции и обычаи, воспитывать молодое поколение на традициях своего народа. И наследие Г.Исхаки окажет нам в этом огромную помощь.
-
Урок внеклассного чтения с использованием поэтических сочинений учащихся "Стучимся в ваши сердца" 2007
Представленный урок является уроком внеклассного чтения в 8-м классе. Учащиеся получают домашнее задание: написать стихотворение о войне. Черновики обрабатываются учителем, и на их основе составляется конспект урока. Наиболее эффективно использование мультимедийного проектирования военных картин на протяжении всего урока. Равноправное участие учителя и учащихся на уроке способствует самореализации учащихся, а также развитию их творческого потенциала. Этот урок желательно провести перед 9 Мая.
-
Учимся, познаем, мыслим, играя! 2007
Должен ли быть современный урок весёлым, творческим, на котором учащиеся могут показать свою эрудицию? Да! "Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом" – это высказывание французского писателя Анатоля Франса. Эмоциональный, яркий урок-игра способствует снятию стресса, вызывает у учащихся желание учиться, показывать свои знания и быть успешными в глазах одноклассников. Применение информационных технологий даёт возможность реализовать подготовку и проведение интегрированных уроков-игр "Что? Где? Когда?" по разным предметам.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Идея сверхчеловека" (Философия Ницше и герои М.Горького) 2007
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».