Цели:
- обобщить изучение Библии путем иллюстрирования отдельных ее сюжетов шедеврами мировой живописи;
- совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках МХК, умения соотносить прочитанное с увиденным;
- учить видеть прекрасное в литературе и живописи; развивать навыки монологического высказывания.
Оборудование: иконы на слайдах и принесенные учащимися, репродукции полотен на библейские темы, лютневая музыка 16 века (звучит в течение всего урока), стихотворения, эпиграф и афоризмы об искусстве.
Предварительное задание: назначить “искусствоведов”, разъяснив им характер их исследований-сообщений, поручить нескольким учащимся выразительное чтение стихотворений наизусть.
Подлинное искусство всех народов и
веков
понятно всему человечеству.
К.С.Станиславский.
Учитель: Ребята! Мы с вами завершили знакомство с Библией. На уроках мы говорили о непреходящей ценности этой великой книги. Многие века она привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений. Сегодня мы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые ее сюжеты.
Вы уже знаете, что люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не все поймешь в искусстве прошлых веков.
Задачи путешествия помогут нам осуществить “искусствоведы”, а “знатоками” Библии может выступить каждый из вас, применив знания предыдущих уроков литературы.
Начнем наше знакомство с миром живописи с иконописи.
Перед вами древнейшие русские иконы, самые почитаемые на Руси.
Демонстрация №1: Богоматерь Владимирская, Богоматерь Донская.
Чтение стихотворения М. Волошина “Владимирская Богоматерь” (отрывок).
-Чем пленил поэта образ Богоматери? Что он подчеркивает в ее облике?
- Как вы поняли строки: “…Образ Твой, над Русью вознесенный, В тьме веков указывал нам след…”
Демонстрация №2: “Рождество Богородицы” и “Рождество Христово”
(Ж.”Юный художник” №1,91; Календарь церковный,1996)
- Какие сцены из Библии представлены на этих иконах?
Искусствовед: (О рождении самой матери Иисуса нам мало известно из Библии. Но зато науке известно Первоевангелие Иакова. Оно – подробное повествование о жизни Богоматери. Ее родители – богатые Анна и Иоаким, жители Святой земли, делали много добра, но не было у них детей. А по их религии это почти проклятие, отвержение. В отчаянии отец удалился в пустыню, а Анна осталась со служанками. И вот в день годовщины свадьбы Анна в свадебных одеждах плачет в саду, обращается к птицам и зверям, воде. Ангел услышал ее молитвы и сказал ей слова утешения. Через несколько месяцев Анна родила Марию).
У: Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.
Демонстрация №3. “Мадонна Бенуа” Л. да Винчи. (Эрмитаж)
- Попробуйте доказать, что эта юная флорентийка – Дева Мария, а ребенок у нее на руках – маленький Иисус.
Искусствовед: Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г.
Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа.
У: Пленительные образы материнской любви созданы и на других известных картинах великих итальянцев.
Демонстрация №4. 1)Л. да Винчи.“Мадонна Лита”
2)Л. да Винчи.“Мадонна в зелени”
3)Рафаэль.“Мадонна в кресле”.
У: Какая из работ вам более известна? О какой картине вы хотели бы услышать мнение “искусствоведов”? Почему? (Учащиеся выбирают работу.)
Возможные варианты текстов для “искусствоведов”:
1)На этом полотне Л. да Винчи обратился к иконографическому типу “Мадонна дель латте” (“кормящая мадонна”). Полузакрытые глаза, чуть заметная улыбка на устах молодой матери, которая с благоговением смотрит на своего ребенка… А малыш смотрит на нас, создавая замкнутый круг триединства. Тонко выписан профиль молодой матери на фоне темно-зеленой стены, а по бокам симметрично расположены окна, за которыми видны горы, окутанные легкой дымкой облаков. Все это при взгляде на картину создает чувство покоя, умиротворенности.
- Неужели и это Дева Мария и Христос? Докажите.
Хотя художник отказался в этой работе от нимбов над головами Марии и Христа, мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны: красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность. А в щегленке, которого держит младенец, - символ мученического жребия Христа.
2) Изображение этой женщины дано в необычном ракурсе: мадонна на этом полотне – почти неземная женщина: настолько отрешенна ее поза, взгляд задумчивый и нежный. Но она и жизнеутверждающая! Об этом говорят преобладающие краски: зелени природы как фона, спокойного синего тона ничем не приукрашенного платья.
3) Картина “Мадонна в кресле” - одна из самых известных работ Рафаэля. Это произведение далеко от канонов – столько в нем живого материнского чувства!
- Почему ее нельзя считать каноном?
Мадонна изображена в костюме римской простолюдинки. Она юна и прелестна, а пухлый младенец чрезвычайно серьезен. Его пытливый взгляд обращен к зрителю. Создается ощущение, что они оба знают о предстоящей разлуке и предчувствуют ее. Оттого так крепки их объятия. На них с благоговением смотрит Иоанн Креститель. Все три фигуры соединены в компактную группу, и вся она заключена в круглую форму, т.н. рондо.
Мастера эпохи Возрождения любили писать своих мадонн в круге, который символизировал цельность мира.
У: Самое великое творение великого Мастера – “Сикстинская мадонна”. (Дрезденская картинная галерея).
Демонстрация №5. Рафаэль.“Сикстинская мадонна”./без комментариев/.
Чтение стихотворения А.Фета “Мадонна”
У: Тема деяний и страданий Христа также полно освещена в живописи, как и тема рождения, материнства.
В Национальной галерее Лондона находится картина Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.
Демонстрация №6. Пьеро делла Франческа “Крещение Христа”.
Мы видим перед собой Иисуса, принимающего крещение от Иоанна Предтечи-крестителя. Слева за обрядом наблюдают ангелы. Автор картины также по-своему подходит к этому вопросу.
- Вспомните, как об этом пишет Библия?
- Почему Иисус не погружается в воду, а просто стоит пред ними?
- Что делает Иисус после крещения?
(Он отправляется в пустыню, чтобы еще раз переосмыслить свой путь, находится там 40 дней и ночей, не поддается искушению дьявола.)
У: Есть ли в живописи произведения, отражающие эти библейские сюжеты?
Искусствоведы: В Третьяковской галерее в Москве находится картина И.Н. Крамского “Христос в пустыне”.
Демонстрация №7. И.Н. Крамской “Христос в пустыне”.
На ней мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу. Эти слова нельзя понимать прямолинейно. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. У него нет альтернативы, возможности отступить от своего трагического пути. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования, о том, почему человек живет по совести.
У: Чем занимается Иисус Христос после возвращения из пустыни?
(Совершает добрые дела во благо человека, рассказывает притчи, в которых заключена мудрость человечества, наставления человечеству.)
Иллюстрацией одной из притч Иисуса служит картина Рембрандта Харменса Ван Рейна “Возвращение блудного сына”, хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Демонстрация №8. Рембрандт. “Возвращение блудного сына”.
- Следовал ли Рембрандт притче дословно?
(Нет. Он сохранил лишь основной мотив всепрощающей любви отца к сыну, осознающему свое моральное падение.)
- Какую заповедь Божию можно взять в качестве эпиграфа к этой картине?
(“Чти отца своего и матерь свою”.)
- Что касается самой картины, что хотел выразить художник?
(Всепрощающую любовь отца.)Обращаем внимание на детали, цветовые “пятна” - босые истертые ноги сына-скитальца и старческие натруженные руки отца на плечах сына, выплаканные глаза отца.
- Вспомним, как об этом написано в Библии?
(Притча о блудном сыне).
Ответы учащихся – знатоков Библии.
У: Перед нами еще одно известное полотно на библейский сюжет – “Кающаяся Магдалина” Тициана, также хранящаяся в Эрмитаже, и не менее известное полотно Риберы с таким же названием.
- В чем их сходство и различие?
Демонстрация № 9. (одновременно)
Тициан. “Кающаяся Магдалина”
Рибера. “Кающаяся Магдалина”.
У: Можно ли понять картины, не зная сюжета Библии?
- На какой из картин Магдалина кажется вам более земной, ее покаяние более прочувственным?
Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывают их. В результате обсуждений признали полотно Тициана “более правдивым”.
Искусствовед: Тициан прожил свою долгую жизнь – почти 90 лет – в Венеции, пользуясь всемирным признанием и славой. Для картины “Кающаяся Мария Магдалина” он взял библейский сюжет: мироносица Магдалина оплакивает Иисуса Христа. Художник показывает горе обычной земной женщины. В лице, отражающем искренние чувства, в наполненных слезами глазах, поднятых к небу, во всем ее облике чувствуется глубокая душевная боль. Ее одежды изорваны. Художник тонко передает выразительность ее позы: заволакивающие глаза, слезы, прижатая к груди рука. За ее спиной – скала, где похоронен Иисус Христос.
На картине Тициана светское мировоззрение побеждает религиозное. Мы видим перед собой не кающуюся грешницу, а женщину. Ей нельзя не сочувствовать. Не имеет значения, какой грех она совершила, важно то, что она все осознала. А мы верим в это, так как Тициан сумел передать в ее лице пережитые страдания и муки. Художник показывает Магдалину на фоне вечернего неба, сумрачной осенней погоды. На фоне темной скалы – светлый образ кающейся женщины. Так на картине Тициана переплелись библейский сюжет и светское мировоззрение.
У: А вот картина, которая вам хорошо известна -
Демонстрация №10. А.Иванов.“Явление Христа народу”.
(Государственная Третьяковская галерея)
- Вспомните, о скольких явлениях Христа рассказывает Библия? (9).
- Кому было первое явление и почему? (Марии Магдалине).
- А о каком явлении рассказывает в своей картине А.Иванов? (о восьмом, на горе.)
- Что об этом рассказывает Библия?
Возможные ответы учащихся:
Иисус велел ученикам своим собраться на горе. Кроме 11 апостолов (Иуда покончил собой после предательства), там собралось более 500 веровавших, что Иисус есть Христос, сын Божий.
Увидев его, многие бросились на землю и поклонились ему в ноги, а другие подумали: “В самом ли деле это Иисус?” Тогда он велел апостолам идти учить всех людей, чтобы они веровали в Бога и придерживались его заповедей. Верующих крестили и обещали, что Господь никогда не оставит их. Так рассказывает Библия.
У: Художник полностью следует Библии? (Да. И это он старается передать в своей картине.)
Искусствовед: Христос идет на возвышении. Его хорошо видно, но задача автора заключалась в том, чтобы передать состояние собравшихся людей. Одни искренне радуются, другие удивлены, третьи растерянны. В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, указывающего собравшемуся народу на приближающегося Иисуса Христа и обещающего грядущее счастье. Среди тех, кто пришел на берег реки – богатые и бедные, знатные и убогие, цветущие юноши и знатные старики, дряхлые, седые. Здесь люди добрые и злые, мудрые и простодушные. Художник хотел показать: нет, не всем хочется, чтобы в мире победили добро и справедливость. Вот почему здесь рабы и стражники.
Подробнее см.: Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов “Этюды об изобразительном искусстве”. – М.: Просвещение, 1993.
Более 20 лет отдал А. Иванов своей картине и закончил ее незадолго до смерти с верой в то, что добро и справедливость восторжествуют.
У: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия. А образы полотен, в свою очередь, вдохновили на создание великолепных поэтических строк поэтов А. Фета, А. Толстого О. Мандельштама, М. Волошина.
Чтение стихотворений.
У: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей (тексты распечатаны на карточках). Прочитайте и запишите высказывание, созвучное с темой нашего урока. Объясните свой выбор.
- Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)? Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией?
Итог урока. Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе.
Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.
Афоризмы для карточек:
- Искусства смягчают нравы. (Овидий).
- Задача искусства – волновать сердца. (Гельвеций).
- Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель).
- Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека. (Н.Н.Ге.)
- Христианское искусство - всегда действие, основанное на великой идее искупления. (О.Мандельштам.)