Пояснительная записка
“Известно, что письменный экзамен по литературе (сочинение) является одним из самых сложных. Экзаменующийся должен показать хорошее знание историко-литературного материала, владение русским языком, умение связно, последовательно, логично и ясно выражать свои мысли.
К сожалению, для сочинений большинства выпускников школ и абитуриентов характерны следующие недостатки, повторяющиеся из года в год: склонность к демагогии (набор общих фраз), замена анализа художественного произведения простым пересказом, неоправданное сужение или, наоборот, расширение предложенной темы, подмена одной темы другой, незнание основных литературоведческих терминов и литературно-критических оценок, неумение выразить своё, личностное восприятие произведения, бедность и примитивность языка, обилие стилистических и речевых ошибок, заштампованность и трафаретность мышления”, – так начинается книга Татьяны Торкуновой “Домашний репетитор: Как писать сочинение”.
Трудно не согласиться с автором: анализ экзаменов красноречиво это доказывает. Кроме того, учащимся трудно даётся анализ произведения в единстве формы и содержания.
Во вступительной статье к книге И.И. Аркина “Уроки литературы в 9-м классе” называется ещё одна причина, которая заставляет обратиться к углублённому изучению подходов к анализу произведения: “В школе, увы, значительная доля учебного времени “занята “окололитературным” материалом, разного рода изъяснениями “о” литературе. И, выйдя из школы, наши бывшие ученики становятся в лучшем случае потребителями этого “о”, сразу же, едва преодолев экзаменационное сочинение с его традиционным списыванием и компиляцией, отстранив высокохудожественные творения в пользу лёгкого чтива, в том числе и “литературоведческого” – какого-нибудь “Донжуанского списка Пушкина” или “Тайной любви Тютчева”... Не читая – точнее, не перечитывая! – ни Пушкина, ни Тютчева: зачем? И наши питомцы по-своему логичны: в школе их приучили к тому, что литература – это, прежде всего, биографии писателей...”
И опять И.И. Аркин: “Чтение художественного шедевра предполагает в читателе такую меру эстетической отзывчивости, художественного вкуса и интуиции, которая отвечала бы художественному совершенству произведения. А ведь это талант, причём самый редкий, – читательский!.. Обходясь без него, заниматься литературой и мучение, и бессмыслица. Выход один – и только в этом спасение школьной словесности! – в меру наших сил и в себе, и в учениках развивать читательский дар. Если кого-то пугает эта громкая формула, скажем будничней: научиться читать художественное творение...”.
Так мыслится основная задача элективного курса “Учимся читать и понимать прочитанное”.
Курс рассчитан на 8 занятий (одна учебная четверть), в содержание которых входит знакомство, а чаще повторение и углубление, расширение сведений по теории литературы, овладение навыками анализа литературного произведения. К большинству занятий даются небольшие практические домашние задания исследовательского характера.
Курс универсален. Он может быть использован на занятиях со всем составом класса. В этом случае он носит характер информационный (ознакомительный) или повторительно-обобщающий с главной задачей: усвоить, что значит анализ текста в единстве формы и содержания.
Изучение учащимися данного элективного курса должно способствовать их подготовке к выпускным экзаменам как в 9-м, так и в 11-м классе, стать подспорьем учителям литературы (и русского языка) в обучении учащихся практическим навыкам анализа литературного произведения.
Курс может быть и факультативным, нацеленным на занятия с детьми, увлекающимися литературой или выбравшими гуманитарный (филологический) профиль обучения. В этом случае он может быть рассчитан на полугодие или (лучше) весь учебный год. Таким может быть и содержание элективного курса, в зависимости от того, сколько часов школа может выделить на его изучение. Распределение часов может быть таким:
№ |
Темы |
Количество часов |
||
8 час. |
16 час. |
32 час. |
||
1. | Литературе нужны талантливые читатели | 1 | 1 | 1 |
2. | Тема – проблема – идея | 1 | 2 | 3 |
3. | Композиция | 2 | 3 | 5 |
4. | Система образов | 1 | 3 | 6 |
5. | Язык произведения | 1 | 2 | 5 |
6. | Жанровое своеобразие произведения | 1 | 3 | 9 |
7. | Замысел писателя и объективное значение произведения | 1 | 2 | 3 |
8. | Итого | 8 ч. | 16 ч. | 32 ч. |
Обучающиеся ведут записи, которые на уроках литературы в 9 –11-х классах служат своеобразными рукописными учебниками, поскольку некоторые из изучаемых в элективном курсе понятий “ушли в прошлое” вместе со сданными в библиотеку учебниками для 7–9-х классов, а некоторые понятия даются в опережающем плане (“Замысел писателя и объективное значение произведения” и в последующем в учебниках Агеносова В.В., Журавлёва В.П., Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. не поясняются. В этом – одно из проявлений практической значимости данного элективного курса и один из способов мотивации к изучению содержания курса.
При изучении курса учащиеся приобретают навыки записи лекции учителя, навыки конспектирования, что является подготовкой к работе в старших классах и далее – при получении профессионального образования.
В распределение часов даже 8-часового курса можно вносить изменения в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса и их информированности в различных вопросах теории и практики.
Ведение данного курса поможет и учителю “привести в порядок” свои знания и умения в области анализа текста.
Занятие 1Литературе нужны талантливые читатели
Понимание есть повторение процесса
творчества в изменённом порядке.
А.А. Потебня.
План
- “Я убеждён, что всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте” (И.Золотусский).
- “Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели” (С. Маршак).
- Чтение книги – “одна из форм разговора с умным человеком” (Ф. Абрамов).
- “Однажды человек начинает постигать себя через книгу” (Л. Васильева).
- Что значит “анализ текста”?
Тема. Идея
Практика: определить тематику, проблематику, идейное содержание изучаемого в данный момент произведения.
Занятия 3–4Композиция
Композиция. Виды композиции. Элементы композиции. Сюжет. Фабула. Сюжетные элементы. Внесюжетные элементы. Художественный конфликт. Архитектоника. Пространственно-временная организация произведения.
Занятие 5
Система образов
Литературный герой. Художественный образ. Место персонажа в системе образов.
Отношения между персонажами. Система персонажей реалистического произведения.
Приёмы и средства создания образа в образной системе литературного произведения.
Интерьер. Пейзаж. Художественные детали.
Образ автора в литературном произведении.
Практика: “Нарисовать” систему образов изученных произведений.
Занятие 6
Язык произведения.
Лексическое богатство. Образность речи. Живость, эмоциональность, выразительность. Благозвучие. Грамматический строй. Многообразие синтаксиса.
Практика: Составить “словарики” изобразительно – выразительных средств языка.
Занятие 7Жанровое своеобразие
Роды и жанры литературы, их характеристики, особенности.
Практика: Доказать, что “ ...” – произведение ... жанра.
Занятие 8Замысел писателя и объективное значение произведения
“Жизни и судьбы” литературных произведений. “Умершие” произведения”. “Возвращённые” произведения и писатели. “Вечные” произведения. “Вечные” образы. Шедевры литературы. “Великие” книги. Различные прочтения книг.
П. Вайль и А.Генис о классиках русской литературы.
Практика: С каким писателем я поспорил бы? О чём?
Литература
- В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьёва. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно- тренировочные упражнения, создание текста. 3-е изд. – Челябинск: “Взгляд”, 2004 г.
- И.И. Аркин. Уроки литературы в 9-м классе. Практическая методика. Книга для учителя. 3-е изд. – М.: “Просвещение”, 2001 г.
- П. Вайль, А. Генис. Родная речь: Уроки изящной словесности. Сборник литературно-критических эссе. – М.: “Независимая газета”, 1991 г.
- А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10–11-х классов. общеобразовательных учреждений. 5-е изд. – М.: “Просвещение”, 2000 г.
- И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. Секреты хорошей речи. – М.: “Международные отношения”, 1993 г.
- А.И. Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5-е издание, стереотипное. – М.: “Дрофа”, 2001 г.
- А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: “Вербум – М”, 2002 г.
- А.П. Квятковский. Поэтический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1966 г.
- М.И. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. – М.: “Айрис – Пресс”, 2003 г.
- С.С. Наровчатов. Необычное литературоведение. – М.: “Молодая гвардия”, 1973 г.
- П.Г. Пустовойт. Слово. Стиль. Образ. Пособие для учителя. – М.: “Просвещение”, 1965 г.
- Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М.: “Просвещение”, 1974 г.
- Л.И. Тимофеев и М.П. Венгров. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы. Под редакцией проф. Л.И. Тимофеева. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Гос. уч.-пед. изд. мин. просв. РСФСР, 1958 г.
- Т.В. Торкунова. Домашний репетитор. Как писать сочинение. Школа и вуз. Рекомендации. Образцы. – М.: “Айрис – Пресс”, 2003 г.
- И.А. Фогельсон. Литература учит. Книга для учащихся. – М.: “Просвещение”, 1990 г.
- Экзаменационные вопросы и ответы. Сочинение. Письменный экзамен по литературе. 9 и 11-е классы. Учебное пособие. Школьникам, учителям, родителям. Авторы – составители И.М. Михайлова, О.А. Мазнева. – М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2000 г.