Интегрированный урок (литературно-музыкальное искусство) по рассказу Л.Н. Толстого "После бала". Тема: "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа"

Разделы: Литература, Музыка


Цели:

  1. Помочь учащимся раскрыть писательский замысел и особенности рассказа;
  2. Познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения;
  3. Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.

Оформление, оборудование, инвентарь:

Доска для записи опорных слов и выводов, иллюстрации к рассказу, тетради по литературе, текст рассказа, магнитофон, проигрыватель, музыкальные записи.

Ход урока

Актуализация первичного опыта учащихся.

Звучит полонез.

На фоне музыки учитель литературы:

- Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Мы проведём его вместе с учителем музыки.

- Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

- Что такое рассказ?

- Понравился вам этот рассказ? О чём он?

- Какова тема рассказа? А идея?

- Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать?

- Как автору удалось достичь этого? Какими художественными средствами?

Ответы детей: эпитеты, прием контраста, синтаксические средства.

Изучение нового материала.

Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы.

Задания (выполняются на доске):

- Из первой части рассказа выписать эпитеты, изображающие бал у губернаторского предводителя (два человека).

- Из второй части рассказа выписать эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания солдата (два человека).

Целеполагание:

- Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа?

- Как мы сформулируем тему урока?

Запись темы на доске.

- Значит, над чем мы сегодня будем работать?

Ответы детей. Добавления учителя, конкретизация.

Учитель литературы:

- Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?

(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)

- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?

Звучит вальс.

На фоне мелодии учитель музыки:

- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от современной.

В жизни русского столичного дворянина XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании» на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих.

Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы, которые служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.

Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?

Ответы детей: торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.

- Второй бальный танец – вальс. Своё происхождение он ведёт от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. В XIX веке вальс стал популярным по всей Европе. По своему настроению вальс…

Ответы детей: напевный, плавный, лиричный.

- Да, ему свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным.

Звучание вальса.

Учитель литературы:

- Обратимся к тексту рассказа.

Читается описание бала.

- Какой танец описан автором более подробно?

- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала.

Учитель музыки:

- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировать:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам…

- Какое настроение у присутствующих в зале и у читателя создаёт мелодия мазурки? Какие чувства вызывает?

Ответы детей.

Учитель литературы:

- Какие художественные средства использует автор, изображая бал?

Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из первой части.

- Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал? Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»? Найдите подтверждение в тексте.

- Описание бала занимает большую часть рассказа. А почему он назван «После бала»? Обратимся к тексту.

- Что изменилось? Почему? Что помогает прочувствовать состояние героя? (Описание пейзажа – ученики зачитывают отрывок из текста).

- Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа?

Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из второй части рассказа.

- Какой приём использует автор, для того, чтобы воздействовать на читателя? (Приём контраста).

-Сравним эпитеты первой и второй части. Что чему противопоставлено? Как называется это художественное средство? (Антитеза).

Учитель музыки:

- Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось?

Слушание фрагмента музыки – визгливая мелодия флейты и барабанная дробь.

- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»? Какие чувства оно вызвало?

Закрепление нового материала.

- Чем отличается звучание этих мелодий – на балу и после бала? (В музыке также идёт противопоставление – контраст).

Учитель литературы:

- Как чувствует себя герой рассказа во второй части?

- Какое впечатление произвела на него увиденная им картина?

Выводы по уроку.

- Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (Приём контраста).

- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии?

- Достиг автор произведения своей цели? А мы с вами?

Зачитываются фрагменты сочинений учащихся на тему «Утро, изменившее жизнь».

Рефлексия.

- Что, ребята, вам дал сегодняшний урок?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- Что произвело на вас большее впечатление?

Приложение