Цели:
- Помочь учащимся раскрыть писательский замысел и особенности рассказа;
- Познакомить с контрастом как литературным и музыкальным приёмом, позволяющим определить идею и тему произведения;
- Воспитание милосердия, гуманности, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над личностью.
Оформление, оборудование, инвентарь:
Доска для записи опорных слов и выводов, иллюстрации к рассказу, тетради по литературе, текст рассказа, магнитофон, проигрыватель, музыкальные записи.
Ход урока
Актуализация первичного опыта учащихся.
Звучит полонез.
На фоне музыки учитель литературы:
- Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Мы проведём его вместе с учителем музыки.
- Вы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
- Что такое рассказ?
- Понравился вам этот рассказ? О чём он?
- Какова тема рассказа? А идея?
- Что потрясло вас в рассказе и заставило задуматься, переживать?
- Как автору удалось достичь этого? Какими художественными средствами?
Ответы детей: эпитеты, прием контраста, синтаксические средства.
Изучение нового материала.
Ситуация выбора в процессе выполнения самостоятельной работы.
Задания (выполняются на доске):
- Из первой части рассказа выписать эпитеты, изображающие бал у губернаторского предводителя (два человека).
- Из второй части рассказа выписать эпитеты, помогающие изобразить сцену наказания солдата (два человека).
Целеполагание:
- Какое из названных средств позволяет ярче раскрыть идею рассказа?
- Как мы сформулируем тему урока?
Запись темы на доске.
- Значит, над чем мы сегодня будем работать?
Ответы детей. Добавления учителя, конкретизация.
Учитель литературы:
- Что необычного вы заметили в построении рассказа? От чьего лица ведётся повествование?
(Повествование ведётся от лица рассказчика. Рассказ в рассказе. Он состоит из двух частей: описание бала и то, что произошло после бала.)
- Как вы считаете, чем являлся бал для дворянина XIX века?
Звучит вальс.
На фоне мелодии учитель музыки:
- В то время танцы были важным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась как от функции танцев в народном быту того времен, так и от современной.
В жизни русского столичного дворянина XVIII-начала XIX в.в. время разделялось на две половины: пребывание дома было посвящено семейным и хозяйственным заботам – здесь дворянин выступал как частное лицо; другую половину занимала служба – военная или статская, в которой дворянин выступал как верноподданный, служа государю и государству. Противопоставление этих двух форм поведения снималось в венчающем день «собрании» на балу или званом вечере. Здесь реализовывалась общественная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском собрании, человек своего сословия среди своих.
Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы, которые служили организующим стержнем вечера, задавали тип и стиль беседы.
Бал начинался польским (полонезом). Звучание этого танца вы услышали сегодня в начале урока. Каков характер музыки полонеза?
Ответы детей: торжественный, спокойный, неторопливый, величавый танец-шествие.
- Второй бальный танец – вальс. Своё происхождение он ведёт от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. В XIX веке вальс стал популярным по всей Европе. По своему настроению вальс…
Ответы детей: напевный, плавный, лиричный.
- Да, ему свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным.
Звучание вальса.
Учитель литературы:
- Обратимся к тексту рассказа.
Читается описание бала.
- Какой танец описан автором более подробно?
- Мазурка, Варенька танцует мазурку с отцом и т. д., мазурка звучит в ушах рассказчика и после бала.
Учитель музыки:
- Мазурка в те времена составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка – народный танец, но в XIX веке вошла в бальные залы многих европейских стран. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. Она танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим «соль» танца. И солист, и распорядитель мазурки должны были проявить изобретательность и способность импровизировать:
Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале всё дрожало, Паркет трещал под каблуком, |
Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам… |
- Какое настроение у присутствующих в зале и у читателя создаёт мелодия мазурки? Какие чувства вызывает?
Ответы детей.
Учитель литературы:
- Какие художественные средства использует автор, изображая бал?
Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из первой части.
- Почему рассказчик в таких ярких красках описывает бал? Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением»? Найдите подтверждение в тексте.
- Описание бала занимает большую часть рассказа. А почему он назван «После бала»? Обратимся к тексту.
- Что изменилось? Почему? Что помогает прочувствовать состояние героя? (Описание пейзажа – ученики зачитывают отрывок из текста).
- Какие эпитеты использует автор во второй части рассказа?
Подготовившиеся учащиеся зачитывают эпитеты из второй части рассказа.
- Какой приём использует автор, для того, чтобы воздействовать на читателя? (Приём контраста).
-Сравним эпитеты первой и второй части. Что чему противопоставлено? Как называется это художественное средство? (Антитеза).
Учитель музыки:
- Звучание мазурки было внезапно прервано. Что случилось?
Слушание фрагмента музыки – визгливая мелодия флейты и барабанная дробь.
- Какое впечатление произвело на вас звучание такой «музыки»? Какие чувства оно вызвало?
Закрепление нового материала.
- Чем отличается звучание этих мелодий – на балу и после бала? (В музыке также идёт противопоставление – контраст).
Учитель литературы:
- Как чувствует себя герой рассказа во второй части?
- Какое впечатление произвела на него увиденная им картина?
Выводы по уроку.
- Какой приём помогает автору воздействовать на читателя? (Приём контраста).
- Помог ли контраст раскрыть замысел автора?
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича впоследствии?
- Достиг автор произведения своей цели? А мы с вами?
Зачитываются фрагменты сочинений учащихся на тему «Утро, изменившее жизнь».
Рефлексия.
- Что, ребята, вам дал сегодняшний урок?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Что произвело на вас большее впечатление?