Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих.
А.А. Фет
В сознании современников А.А. Фет запечатлелся в двух ипостасях: Фет – поэт и Шеншин – человек. Эта двойственность во многом определила эстетические воззрения А. Фета. Взгляды поэта на то, что есть прекрасное в жизни, складываются под воздействием различных факторов и обстоятельств: момент рождения, детства, условия жизни, отношения к любви – все играет свою роль. В этой раздвоенности формируется эстетика А. Фета. Фет считал, что поэзия и жизнь – несовместимы и им никогда не слиться. Поэтому, занимаясь хозяйственными делами, жизнеустройством, он на долгие годы уходил из литературы. Жизнь скучна, бессмысленна, тяжела. Она наполнена борьбой, работой, страданиями и поэтому не может быть предметом изображения поэзии. Поэзия, по мнению Фета не должна отражать житейские невзгоды и скорби, она должна говорить только о красоте, которая одухотворяет природу и облегчает человеческую жизнь. Эта та область, где человек живет настоящей жизнью:
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста, -
И посвященным только зрима
Цветет весна и красота.
Вот почему А. Фета относят к поэтам “чистого искусства”. Одна из основных тем творчества А.А. Фета – любовь. Любовная лирика Фета уникальна, так как практически все стихи посвящены одной женщине – Марии Лазич, безвременно ушедшей из жизни. А память поэта хранила одно из самых радостных и самых трагических воспоминаний. Смерть Марии окончательно отравила жизнь поэта. Мария Лазич погибла в 1851 году и все сорок лет, которые поэт прожил без неё, были наполнены воспоминаниями:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Любовь возвращается к поэту в образах природы, в снах, память о ней так сильна, что через сорок лет поэт создает стихи, поражающие силой чувства, наполненные восторгом любви и радостью жизни “На качелях” 26 марта 1890 год. Стихи А. Фета посвященные Марии Лазич становятся памятником любви поэта. Только в любовной лирике Фета нашли отражения его жизненные переживания.
А.А. Фет является одним из самых замечательных поэтов-пейзажистов. Он описывает природу детально, обстоятельно, наделяя животный мир присущими ему качествами, чертами характера:
Вчера – уж солнце рдело низко –
Средь георгин я шел твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.
Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Веселых, грустных и нескромных
Отовсюду улыбалось лиц!
“…оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека” (Н. Скатов)
Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Это сближает ее с импрессионизмом. Импрессионизм – направление в искусстве XIX века, сложившееся во французской живописи. Означает впечатление, которое воспроизводит предмет. Для него характерна передача настроений, психологических нюансов, стремление запечетлеть мир в его подвижности, изменчивости. Стремясь передать в слове впечатление, Фет создает образы, которые проявляются в поэзии XX века. При жизни Фета его поэзия не нашла отклики в сердцах современников и стала близка и понятна людям XX столетия.
“Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе.” (А.К. Толстой)