ЦЕЛИ УРОКА:
образовательные:
- показать учащимся, что герои книги отличаются богатым воображением, душевной чистотой, свободолюбием;
- выработать умение аргументировать свои суждения ссылками на текст;
воспитательные:
- заложить в детские души понятия “дружба”, “детство”, “фантазия”;
- развить в детях чувство товарищества, взаимовыручки;
- продемонстрировать образец детской дружбы;
развивающие:
- приобщить ребят к миру увлекательного чтения приключенческих произведений;
- научить детей творчески размышлять над художественным произведением;
- подготовить ребят к осознанию ценности дружеских отношений между людьми.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Портрет Марка Твена (цветная репродукция).
- Выставка произведений Марка Твена (оформляется за несколько дней до урока).
- Выставка детских рисунков к роману “Приключения Тома Сойера” (оформляется за 1-2 дня до урока).
- Фотография памятника Тому Сойеру и Гекльберри Финну в г. Ганнибале (США).
ХОД УРОКА
Даже самый серьёзный, самый деловитый человек,
когда говорит об этом всемирно известном мальчике,
начинает улыбаться, и глаза его добреют.И. Ильф и Е. Петров.
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Здравствуйте, ребята!
Тема нашего урока сегодня: “Мир детства в книге Марка Твена “Приключения Тома Сойера”.
К сегодняшнему уроку мы шли с вами почти год. В течение целого учебного года на уроках литературы мы с вами обращались к этой замечательной книге, следили за событиями, разворачивающимися на её страницах, переживали за судьбы юных героев романа. А сегодня мы с уверенностью можем сказать, что книга нами прочитана и понята. К уроку вы должны были сделать рисунки к главам книги, которые привлекли ваше внимание, понравились вам и запомнились. Обратите внимание на выставку рисунков, к ней мы ещё обратимся в ходе урока.
Наша цель сегодня - выяснить, каковы же герои Марка Твена, как автор относится к своим героям, а также закрепить умение работать с текстом произведения.
Перед тем, как говорить о произведении и его героях, необходимо познакомиться с писателем, к чьему творчеству мы прикоснулись.
Несколько человек на прошлом уроке выразили желание самостоятельно подготовить небольшие сообщения о Марке Твене. Пожалуйста!
II. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКОВ О М. ТВЕНЕ.
Марк Твен – известный американский писатель. С двенадцати лет начал он свою трудовую деятельность. Он работал наборщиком в типографии, золотоискателем, репортером, лоцманом на реке Миссисипи.
Марк Твен – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Сэмюэль Клеменс. Такой псевдоним был выбран не случайно. “Марк твен” у лоцманов Миссисипи в то время означало: “ все в порядке, мели нет, можно спокойно вести судно”. Марк Твен написал много книг. Самые известные из них: “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий” и, конечно же, “Приключения Тома Сойера”.
Итак, М.Твен – это литературный псевдоним американского писателя Сэмюэля Клеменса, который перед тем как стать писателем, поменял несколько профессий, в том числе был лоцманом на реке Миссисипи.
III. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Благодарю ребят за сообщение. Продолжаем работу.
Вопрос:
Ваши впечатления о книге. Что вам понравилось? Расскажите.
Часто ребята называют наиболее интересными следующие главы:
Глава IV. О том, как Том выдумывает болезни, чтобы не идти в школу.
Глава VIII. О том, как Том вместе с Джо Гарлером играют в Робин Гуда.
Главы XIII, XIV, XVI. О том, как Том, Гек и Джо живут на острове, словно пираты.
Главы XXXI, XXXII. О том, как Том и Бекки Тэтчер путешествовали, заблудившись в пещере.
Глава XXI. О том, как Том вместе с друзьями проучил злобного учителя Доббинса.
Выслушиваю каждого ребёнка. Его мнение важно для результата урока в целом.
IV. КОММЕНТАРИИ ДЕТЕЙ К РИСУНКАМ.
На доске представлены ваши, ребята, рисунки, сделанные к различным главам книги.
И сейчас я попрошу тех, кто желает, прокомментировать свои работы. Ответьте, почему именно этот эпизод из книги Вам захотелось изобразить на бумаге?
V. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Итак, на основе ваших отзывов о книге, на основе ваших замечательных рисунков и их комментирования, я делаю вывод о том, что книга понравилась. Приключения Тома Сойера и его друзей не оставили в стороне никого из нас. И мы не одиноки. Книгу Марка Твена о приключениях никогда не унывающего сорванца Тома Сойера читали и читают во многих странах мира.
А чем так привлекает эта книга? Попробуем выяснить этот вопрос.
VI. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА.
Вопросы:
1. Давайте вспомним, с чего начинается роман? Каким предстает перед нами Том с первых страниц? (Чтение)
Уже с первых строк книги Том предстает перед нами во всем блеске мальчишеской непоседливости и озорства, изворотливости.
2. А каким представляете себе Тома вы? (Свои ответы подтвердите ссылками на текст)
3. Как автор характеризует Тома? Как его характеризует тетя Полли? Есть ли у Тома мечта?
4. Почему же так бросаются в глаза выдумки Тома, его непоседливость, его озорство и шалости?
5. Кстати, а в каком городе происходит действие романа? Что это за город? Найдите его описание на страницах книги. (г. Сент-Питерсбург (Санкт-Петербург)).
Американцы любят давать маленьким провинциальным городкам названия крупных городов и даже столиц других стран. Есть у них не только Санкт-Петербург, но и Константинополь и даже Париж.
После ответа ребят о привычках жителей городка и образе их жизни (Маленький город привык к тихой размеренной жизни, спокойствию. Обычную жизнь его жителей ничто не нарушает. Все в городке знают друг друга по именам и в лицо), спрашиваю о реакции питерсбуржцев на появление нового человека в городе или целой семьи (как это было с семьей Бекки Тэтчер). В ответ дети говорят, что это для тихого городка – целое событие. Поэтому Том с его озорством, огромной жизненной энергией, словно стихийное бедствие для тети Полли и всех остальных горожан.
6. Почему же Том ненавидел школу и церковь? (Ответ подтвердите текстом.)
Том не любил школу, ему не нравится учить уроки, перелистывая страницы скучных учебников. Но он очень любит читать. Он прочел много книг о приключениях.
Самое время узнать у ребят, какие приключенческие книги прочитали они. Если ответы детей скупы, стоит назвать им несколько произведений и рекомендовать к прочтению некоторые из них.
7. Где и почему мальчишки чувствуют себя свободными и счастливыми? Почему? (Подтвердите свой ответ ссылками из текста.)
8. Но почему друзья всё же покидают чудесный остров?
9. Так каков же Том? Каким героем он является, положительным или отрицательным? Что вам понравилось в Томе, а что вы считаете недостатком в его характере?
Но перед тем, как ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть сценку, подготовленную вашими одноклассниками
(СЦЕНКА) К сценке ребята готовятся заранее, подбирают костюмы, мастерят реквизит.
Итак, чем же привлек вас Том Сойер?
10. А кто из персонажей книги похож на Тома? Такой же озорник? Чем похожи они на Тома?
11. А как сам автор относится к своим героям?
VII. ВЫВОД.
Том, как сотни других детей, как и многие из вас, - живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.
У него доброе и отзывчивое сердце. В школе и церкви ему невыносимо скучно и неинтересно. За разные шалости и проделки его нередко наказывают, но он никогда не унывает и всякий раз находит новые забавы. Например, побелку забора Том превращает в увлекательную игру.
Он и его друзья (Гек, Джо) не могут мириться со скучной жизнью маленького провинциального городка и убегают на остров, где наслаждаются свободой и чувствуют себя счастливыми. Том бескорыстен, благороден, добродушен, а Бэкки называет его даже благородным.
12. А кого еще мы называем благородным? Что такое “благородство”?
Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.
VIII. ТОМ СОЙЕР И ЕГО АВТОР В ПАМЯТИ БЛАГОДАРНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ.
Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.
У вас на партах ребята репродукция со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.
13. Как вы думаете, с какой целью американцы воздвигли этот памятник? (Обратите внимание на надпись, сделанную на памятнике).
Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом, красном переплёте.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома.Темнеет… В воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…Кладбище… Вещий крик совы…
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы
Как Диоген, живущий в бочке.Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком – корона…
Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:
“Позвольте, я наследник трона!”
О, золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О, золотые имена:
Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
IX. ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.
Важно, чтобы выводы по теме урока соответствовали и его ходу, и тем целям, которые были поставлены учителем.
X. НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ в конце урока отметить каждого ребёнка, принявшего в нём участие, прокомментировать каждую отметку, похвалить ребят, мотивируя их на положительное эмоциональное поле, на работу на следующем уроке.