Цели:
1. На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм
2. Развивать навык сотрудничества в группе
3. Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.
Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогресмсивный
Оборудование: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.
Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе)
Ход урока:
I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты
II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.
Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?
(принадлежность к классицизму)
- Вспомните черты классицизма.
НА доске:
КЛАССИЦИЗМ
- Культ разума, долга
- Общественная и гражданская тематика
- Соблюдение литературных норм и правил
Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы.
III. Беседа по содержанию повести.
1. Кто герои произведения?
(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.
Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)
2. Как развивались их отношения?
(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.
На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)
3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)
4. Как разрешается конфликт в повести?
(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)
IV. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»
- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)
- Какая тематика произведения? (любовная)
- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)
- Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.
Заполняется вторая половина доски:
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
- Культ чувства
- Любовная тематика
- Нарушение литературных норм и правил классицизма
- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.
Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)
V. Работа в группе.
1. Задание группы выбирают сами
Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы:
Задание 1 группе | Задание 2 группе | Задание 3 группе |
1. Каково социальное положение героев классицизма? | Кто герои произведений Н.И. Карамзина? Каково их социальное положение? |
Подумайте над вопросами, предложенными 1 и 2 группам |
2. На какие 2 группы можно разделить героев произведений классицизма? | 2. На какие 2 группы можно разделить героев Карамзина? | Выслушайте ответы товарищей. |
3. Как показаны герои произведений классицизма? | 3. Как показаны герои Карамзина? | Сделайте вывод о значении сентиментализма в развитии литературы |
2. Ответ учащихся
VI Вывод учителя
Да, ребята, демократичность (от «демос» – народ - слово на доске) сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма
VII Тест. (уровневый)
I уровень:
1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:
1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом.
2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации»
А) сентиментализм б) классицизм
2. Каков жанр произведения Карамзина?
А) рассказ б) повесть в) роман г) быль
3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?
А) Раифского б) Зилантова в) Симонова
4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?
А) голубые б) зеленые в) серые г) карие
5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?
А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве
6. От какого лица ведется повествование?
А) от первого б) от второго в) от третьего
II уровень:
7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________
8. Чему научили отец и мать Лизу?_______________________________________________
9. Найдите фразу , в которой заключена главная черта сентиментализма?_______________
III уровень
10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)_____________________________________________________________
VIII. Подведение итогов урока
№ гр. | № п/п Фамилия , имя учащегося | Иллюстрация | Ответы с места | Монолог. ответ | Работа В группе | Тест | Итого |
IX Домашнее задание:
- Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста и историка
- стр. 76, вопрос 3
- Написать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении Карамзина (стр.76, вопрос 4)
Литература:
- Орлов П.А. – Русский сентиментализм. - М., 1977
- Лотман Ю.М. – Сотворение Карамзина. – М., 1987
- Лотман Ю.М. – Карамзин. – М., 1996
- Эйдельман Н.Я. – Последний летописец. – М., 1988
- Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература. Ч.I — М., Аванта +, 2000