Вид урока: урок художественного восприятия.
Форма урока: урок-беседа.
Методы обучения:
- словесные (эвристическая беседа),
- наглядные (презентация),
- проблемный.
Оборудование:
- Компьютер (или мультимедийный проектор),
- Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ.
Цели урока:
- На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.
- Разграничить понятия бездушный и бездуховный.
- Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”.
- Практика работы со словарными статьями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).
2. Актуализация новой темы.
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Валентина Распутина “Пожар”. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.
В качества эпиграфа к нашему уроку сегодня я выбрала слова самого автора повести “Пожар” Валентина Распутина.
(эпиграф появляется на слайде)
Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. (В. Распутин)
Задание:
Перепишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.
? Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ ?
(Могут быть различные варианты ответов. )
Слово учителя:
Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать толкование понятиям.
? Скажите, где можно найти определение данных слов?
(В толковом словаре. )
Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.
Задание 2-м ученикам:
Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.
Задание классу:
Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.
Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.
Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:
Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.
Бездушный –
1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.
2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.
? Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности?
(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим. )
? Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”.
Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.
Вопрос открывается на доске.
Запишите тему урока:
Тема человеческой души в повести В. Распутина “Пожар”.
3. Основная часть.
I. Современная литература.
Слово учителя:
Повесть Валентина Распутина “Пожар” была написана в 1985 году. В это время советских авторов наиболее интересовал духовный кризис современной России. Писатели уже в то время ощущали трагическую атмосферу бездуховности в обществе. Перед ними стояли извечные российские вопросы:
- Что с нами происходит? (Поставил Шукшин. )
- Что делать?
- Кто виноват?
Если на первый и второй вопросы писатели пытались дать ответы, то на третий ответа серьезного нет.
Отвечая на первый вопрос, авторы показывали негативные примеры из жизни, состояние современного для них советского общества. Размышления над этим вопросом, то есть прямые размышления автора или его героя о злободневных проблемах жизни, придают произведениям публицистическую окраску. Зачастую автор напрямую беседовал с читателем.
Также в современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.
Все это прослеживается и в повести “Пожар”.
II. Работа с текстом.
Обратим внимание на название повести.
? Что такое пожар?
(Уничтожение, превращение в пепел. )
Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.
Давайте зачитаем этот эпизод. (Либо текст, либо карточки с текстом).
“Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.
? Что стало причиной пожара?
(Безответственность, бесхозяйственность. )
Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.
Люди теряют человеческий облик, а главное, что эти люди – деревенские жители, люди земли.
Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни Егоровки (обращается внимание учащихся на то, что в основе названия деревни лежит имя). Оттуда уходил на фронт, там женился и растил троих детей. Их село затопили, а жителей переселили в Сосновку (обращается внимание учащихся на то, что в основе названия деревни лежит сырье).
Вот как автор описывает новое место жительства героя. (Учащиеся зачитывают либо текст, либо карточки с текстом. )
“Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании – когда же последует команда двигаться дальше, и потому – не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с жилым становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это – все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься. И, слыша по ночам работу электростанции, круглосуточно постукивающей машины, чудилось Ивану Петровичу, что это поселок, не глуша мотора, держит себя в постоянной готовности”.
? Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые слова.
(Неуютный, неприятный, кочевники, временность, ожидание и т. д. )
Теперь у героя не было дома, места на земле, а лишь временное жилье. Жители Сосновки чувствуют себя гостями, у них чемоданное настроение. Изменилась и психология: землю не обихаживают, не берегут. Появилось отчуждение между людьми.
Поселок разорен, улицы разбиты, тайгу изуродовали: подлесок уничтожен техникой (нет будущего). Уничтожают люди и сами себя:
“…недавно директор школы Юрий Андреевич… взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью – это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая. Иван Петрович ахнул, когда услышал: вот те и мирное время!”
Живут в поселке и архаровцы Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.
Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:
Архаровец – буян, головорез.
Они “явились сразу как организованная в одно сила со своими законами и старшинством”.
? Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели такую власть?
(Люди давно уже разбрелись каждый по себе. Никто не хочет видеть и понимать, что делается вокруг. )
Автор показывает, как бывшие деревенские люди превращаются в архаровцев – люди теряют душу.
? Люди становятся бездушными или бездуховными?
(Бездушными. )
На пожаре люди не столько спасают все, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они могут спасти жизнь
Распутин выводит свою формулу жизни.
(Человеческая жизнь строится на доме и семье, работе, людях, земле. )
И если рухнет хоть одно из этих бревен, развалится вся жизнь.
? Почему односельчане Егорова (то есть Россия 70-х годов, жизнь в Сосновке – это метафора. ) теряют свою душу?
(Нет чувства дома, бесприютность; оторвали от земли. )
Но в современной человеческой жизни добро и зло перемешались. “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. В новом мире хороший человек – это не душевный, то есть тот, кто “способен чувствовать, как свое собственное, чужое страдание”, а тот, “кто не делает зла…и ничему не мешает”.
? Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете, почему?
(Не может смириться с бездушием. )
Финал у повести открытый. Пожар потушили. Егоров хочет навсегда уехать. Разговорился с приятелем, а тот спрашивает: “На кого ты оставишь все это?” и герой отвечает, что, может, он и останется.
Но он уходит из Сосновки по лесной дороге. Идет человек, потерявший свой дом. Все перемешалось: добро и зло. Кажется, что он сейчас повернет и исчезнет навсегда.
Чем дальше Егоров уходил от поселка, тем легче ему шагалось по земле.
И неизвестно, вернется ли он в поселок.
Скорее всего нет.
? Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?
(Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность. )
4. Выводы.
Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.
Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)
Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.
? Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия?
(Различные варианты ответов. )
5. Домашнее задание.
Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.