Литература
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Петербург Достоевского" 2008
Урок по творчеству Достоевского с применением ИКТ позволяет решить несколько учебных задач: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.
-
Урок внеклассного чтения "Пою тебя, мой край родной!" 2008
Каждый человек, вступая в жизнь, открывает для себя слово "Родина". Но в начале пути у каждого из нас есть своя, малая родина, та, с которой начинается любовь. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей самой скромной и непритязательной красотой предстает человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Приглашаю вас в путешествие по родному краю вместе с поэтами-дальневосточниками, слагающими песнь родной земле.
-
Взаимосвязанное изучение произведений русской и татарской литературы 2008
Программа элективного курса "Взаимосвязанное изучение русской и татарской литературы" опирается на знания учащихся по русской и татарской литературе школьного курса. В ходе реализации данной программы учащиеся готовят научно-исследовательские работы по литературоведению, основанные на сравнении и сопоставлении произведений русской и татарской литератур, тематика которых разнообразна.
-
Анализ поэтического текста 2008
Открытый урок проводится в 8-м классе по специальном курсу "Выразительные средства русского языка". Курс читается с 5-го класса.
-
Устное народное творчество. Изучение былин по программе Л.А. Ефросининой "Литературное творчество". Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 2008
Опыт показывает, что хорошо поставленное изучение былин никогда не проходит для ребят бесследно. На долгие годы, иногда на всю жизнь запечатлеваются в памяти учащихся величественные образы богатырей, сохраняется уважение к монументальному этическому искусству народа. Предлагаю методику работы по теме "Устное народное творчество. Былины" по программе Л.А. Ефросининой, с применением моделирования, интеграции уроков в контексте культуры, дифференцированного подхода к работе с детьми.
-
"Мы этой памяти верны!" Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы 2008
Каждый год в мае наша страна празднует День Победы. И сегодня, такжекак много лет назад, в далеком уже сорок пятом, этот праздник остается радостным и горестным одновременно. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за великую Победу, память о страшной цене, которую мы за нее заплатили.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Е.Замятин. Роман «Мы». Счастье без свободы — или свобода без счастья" 2008
Его роман-антиутопия, роман-предостережение "Мы" пришел к российскому читателю только в 1988 году и был воспринят — более чем через 60 лет после создания! — как произведение, поражающее своей актуальностью, широтой авторского видения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, оригинальным стилистическим рисунком. Цель моего урока — углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя. Используются компьютерные презентации: биография писателя и устройство Единого государства. Урок-лекция с элементами беседы (групповая работа) по тексту романа.
-
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро" 2008
Предлагаю заключительный урок по творчеству Астафьева. Целью урока ставлю анализирование сюжетно-композиционных особенностей, проблемно-тематического своеобразия произведения.
-
Авторская песня. Татьяна Снежина 2008
Урок знакомит старшеклассников с творчеством Татьяны Снежиной, он посвящен 35-летию со дня рождения Т.Снежиной — поэтессы и композитора.
-
Интегрированный урок литературы и физической культуры "Первый бал Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2008
Введение урока танца в учебное расписание — необходимое явление педагогической деятельности, так как смена умственной деятельности на физическую благотворно воздействует на наших учащихся. Цель открытого урока: приобщить учащихся к историческому прошлому России; найти взаимопонимание с учащимися через атмосферу любви и тепла, веры в честность и благородство, идеалы добра и справедливости; укрепить вестибулярный аппарат; повысить эстетический и культурный уровень учащихся.
-
Ф.М. Достоевский. "Белые ночи" 2008
На уроке литературы учащиеся анализируют роман Ф.М. Достоевского "Белые ночи", выясняют позицию автора к главному герою романа.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха" 2008
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.
-
Методическая разработка по современной литературе в 11-м классе "Из времен Чингисхана" 2008
Методическая разработка урока по литературе для учащихся 11-го класса "Из времён Чингисхана" - продолжение урока "Чингиз Айтматов - духовная опора народа", опубликованного в материалах Фестиваля 2006/2007 года. Повесть к роману "Белое облако Чингисхана" Чингиза Айтматова содержит богатейший духовно-нравственный, воспитательный материал, необходимый современному молодому человеку – выпускнику. Предлагаемая форма урока - компенсация отсутствия текстов в школьной библиотеке.
-
"Лампада чистая любви…" Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Литературно-музыкальная композиция 2008
Работа представляет собой устный альбом, включающий в себя шесть страниц, каждая из которых посвящена одной из женщин в жизни А.С. Пушкина (Екатерине Бакуниной, Марии Волконской, Елизавете Воронцовой, Анне Керн, Анне Олениной, Наталье Гончаровой). Проводится в виде обобщающего урока после изучения любовной лирики А.С. Пушкина в 9-м классе.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2008
С первой любовью человек открывает для себя новый этап жизни. У любви есть свои возрастные ступени: детская и юношеская, взрослая и "закатная". Любовь - это необыкновенное чувство. Любви все возрасты покорны. Как рождается в нас любовь? Почему именно этого человека ты хочешь видеть и не можешь жить без него? Эти вопросы волнуют часто девочек и мальчиков в 14–16 лет. Вот поэтому интересна для них тема любви в лирике поэтов. А лирика А.С. Пушкина особенно. Ведь дети должны ответить на вопрос, почему А.С. Пушкин писал много о любви?
-
Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лес 2008
Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело "вплетая" в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем - самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.
-
Урок литературы по теме "Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи" 2008
Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.
-
Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края 2008
Русский язык в старших классах - это особый и серьезный этап школьного курса. Родной язык мы постигаем всю жизнь. Учебник-практикум А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой - наш основной на уроках русского языка в 10-х и 11-х классах Нарышкинской средней общеобразовательной школы. Это практический курс, направленный на совершенствование речи учащихся.
-
Литературный анализ поэтических произведений (на примере стихотворений А.Блока "Россия" и С.Есенина "Край любимый!..") 2008
Урок литературы в 11-м классе показывает, что тема России - основная в поэзии А.Блока и С.Есенина.
-
Урок-игра в 10-м классе "Отечественная война 1812 года" 2008
Игра проводится в 10-м классе после изучения темы "Л.Н. Толстой. Роман "Война и мир" в качестве итогового урока. Взаимосвязь предметов - литература, история, МХК.
-
"Дорога Совести" в произведениях В.Г. Распутина 2008
Настоящая работа посвящена исследованию "дороги Совести" в произведениях В.Г. Распутина "Последний срок", "Живи и помни". Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Нравственные пороки общества 2008
Урок литературы в 7-м классе на тему "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Нравственные пороки общества". Урок комбинированный - изучение новой темы с использованием ИКТ. Урок помогает понять учащимся, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества.
-
Певец "страны березового ситца…" 2008
Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 110-летию со дня рождения Сергея Есенина.
-
Путешествие по стране Литературии 2008
Урок-игра "Путешествие по стране Литературии" проводится на заключительном уроке литературы в 5-м классе либо в рамках недели русского языка и литературы в школе. Цель игры: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
-
Открытый урок по литературе в 10-м классе: "Тулон" Андрея Болконского. (Анализ эпизода "Небо Аустерлица") 2008
В ходе урока с помощью создания учебной ситуации перцептивно-мыслительного типа осуществляется повторение основных жизненных этапов Болконского, предшествующих эпизоду; в результате сравнения выявляются противоречия в душе героя накануне сражения. Обозначены крайние границы сознания героя до анализируемого эпизода и после. Задача исследования - выявление причин резких изменений. Выявляются детали, использованные Толстым для разрушения ореола святости Наполеона в сознании героя. В ходе урока использованы элементы решения продуктивных задач.
-
Урок литературы по теме "Труд как основа жизни на земле" 2008
Урок разработан для учащихся 6-х классов. Важнейшее значение в формировании личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература. На данном уроке посредством анализа рассказов А.П.Платонова "Корова", "В прекрасном и яростном мире" раскрывается суть такого важного понятия как ТРУД. В процессе работы учащиеся выводят своеобразную формулу, раскрывающую слагаемые рассматриваемого понятия. Это помогает им самостоятельно сделать вывод, а учителю сформировать у учащихся определенную позицию.
-
Урок по теме "Родион Раскольников и его двойники". "Свидригайлов: загадка" 2008
Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Как оказалось, что теория, явившаяся ответом на несправедливость и жестокость мира и призванная его спасти, превращается в теорию его же уничтожения? В какой момент порядочный человек, желающий добра людям, отделяет себя от них и примыкает к тем, кого сам считает воплощением зла?
-
Вводный урок литературы для учащихся первого курса "Дневник славянской письменности и культуры" 2008
Художественная литература определяет нравственный мир человека. От нас, преподавателей, зависит, чтобы возрос интерес наших учащихся к русской классической литературе. Главная особенность классических произведений - они знакомят с разнообразными атрибутами русской национальной культуры, без которых не было бы русской нации.
-
Приемы технологии критического мышления как средство развития речи учащихся 2008
Использование на уроках приема технологии критического мышления – чтения с остановками – делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать развитие событий.
-
Интеллектуальное казино "Блики Луны" (игра для 11-классников) 2008
Я старалась творчески подойти к созданию игры для старшеклассников по поэзии Серебряного века "Интеллектуальное казино "Блики Луны"". Эта разработка содержит готовые к использованию материалы для проведения как урока, так и внеклассного мероприятия. Развитие интереса к творчеству поэтов Серебряного века - главная цель данной игры. Материалы адресованы учителю-словеснику, который может творчески его использовать в учебной практике.