Литература
-
Интегрированный урок литературы и физической культуры "Первый бал Наташи Ростовой" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2008
Введение урока танца в учебное расписание — необходимое явление педагогической деятельности, так как смена умственной деятельности на физическую благотворно воздействует на наших учащихся. Цель открытого урока: приобщить учащихся к историческому прошлому России; найти взаимопонимание с учащимися через атмосферу любви и тепла, веры в честность и благородство, идеалы добра и справедливости; укрепить вестибулярный аппарат; повысить эстетический и культурный уровень учащихся.
-
Ф.М. Достоевский. "Белые ночи" 2008
На уроке литературы учащиеся анализируют роман Ф.М. Достоевского "Белые ночи", выясняют позицию автора к главному герою романа.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха" 2008
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.
-
Методическая разработка по современной литературе в 11-м классе "Из времен Чингисхана" 2008
Методическая разработка урока по литературе для учащихся 11-го класса "Из времён Чингисхана" - продолжение урока "Чингиз Айтматов - духовная опора народа", опубликованного в материалах Фестиваля 2006/2007 года. Повесть к роману "Белое облако Чингисхана" Чингиза Айтматова содержит богатейший духовно-нравственный, воспитательный материал, необходимый современному молодому человеку – выпускнику. Предлагаемая форма урока - компенсация отсутствия текстов в школьной библиотеке.
-
"Лампада чистая любви…" Женщины в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Литературно-музыкальная композиция 2008
Работа представляет собой устный альбом, включающий в себя шесть страниц, каждая из которых посвящена одной из женщин в жизни А.С. Пушкина (Екатерине Бакуниной, Марии Волконской, Елизавете Воронцовой, Анне Керн, Анне Олениной, Наталье Гончаровой). Проводится в виде обобщающего урока после изучения любовной лирики А.С. Пушкина в 9-м классе.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина 2008
С первой любовью человек открывает для себя новый этап жизни. У любви есть свои возрастные ступени: детская и юношеская, взрослая и "закатная". Любовь - это необыкновенное чувство. Любви все возрасты покорны. Как рождается в нас любовь? Почему именно этого человека ты хочешь видеть и не можешь жить без него? Эти вопросы волнуют часто девочек и мальчиков в 14–16 лет. Вот поэтому интересна для них тема любви в лирике поэтов. А лирика А.С. Пушкина особенно. Ведь дети должны ответить на вопрос, почему А.С. Пушкин писал много о любви?
-
Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лес 2008
Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело "вплетая" в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем - самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.
-
Урок литературы по теме "Пейзаж в эпических произведениях и произведениях живописи" 2008
Мир, в котором мы живем, удивителен и прекрасен. В нем кроется множество загадок. Нас окружают всевозможные предметы, живые и неживые. Одни нам хорошо знакомы, другие не знакомы, третьи, хотя и кажутся знакомыми, но не перестают нас удивлять. К таким можно отнести великий храм природы, удивительный и неповторимый. Художники, композиторы, писатели не могли оставаться равнодушными к чудесам природы, к ее метаморфозам и, конечно же, не раз обращались к ней в своих произведениях.
-
Родная природа в стихотворениях поэтов нашего края 2008
Русский язык в старших классах - это особый и серьезный этап школьного курса. Родной язык мы постигаем всю жизнь. Учебник-практикум А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой - наш основной на уроках русского языка в 10-х и 11-х классах Нарышкинской средней общеобразовательной школы. Это практический курс, направленный на совершенствование речи учащихся.
-
Литературный анализ поэтических произведений (на примере стихотворений А.Блока "Россия" и С.Есенина "Край любимый!..") 2008
Урок литературы в 11-м классе показывает, что тема России - основная в поэзии А.Блока и С.Есенина.
-
Урок-игра в 10-м классе "Отечественная война 1812 года" 2008
Игра проводится в 10-м классе после изучения темы "Л.Н. Толстой. Роман "Война и мир" в качестве итогового урока. Взаимосвязь предметов - литература, история, МХК.
-
"Дорога Совести" в произведениях В.Г. Распутина 2008
Настоящая работа посвящена исследованию "дороги Совести" в произведениях В.Г. Распутина "Последний срок", "Живи и помни". Сам автор - глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью.
-
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Нравственные пороки общества 2008
Урок литературы в 7-м классе на тему "М.Е. Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Нравственные пороки общества". Урок комбинированный - изучение новой темы с использованием ИКТ. Урок помогает понять учащимся, что заставило писателя обратиться к сатире современного ему общества.
-
Певец "страны березового ситца…" 2008
Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 110-летию со дня рождения Сергея Есенина.
-
Путешествие по стране Литературии 2008
Урок-игра "Путешествие по стране Литературии" проводится на заключительном уроке литературы в 5-м классе либо в рамках недели русского языка и литературы в школе. Цель игры: развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
-
Открытый урок по литературе в 10-м классе: "Тулон" Андрея Болконского. (Анализ эпизода "Небо Аустерлица") 2008
В ходе урока с помощью создания учебной ситуации перцептивно-мыслительного типа осуществляется повторение основных жизненных этапов Болконского, предшествующих эпизоду; в результате сравнения выявляются противоречия в душе героя накануне сражения. Обозначены крайние границы сознания героя до анализируемого эпизода и после. Задача исследования - выявление причин резких изменений. Выявляются детали, использованные Толстым для разрушения ореола святости Наполеона в сознании героя. В ходе урока использованы элементы решения продуктивных задач.
-
Урок литературы по теме "Труд как основа жизни на земле" 2008
Урок разработан для учащихся 6-х классов. Важнейшее значение в формировании личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература. На данном уроке посредством анализа рассказов А.П.Платонова "Корова", "В прекрасном и яростном мире" раскрывается суть такого важного понятия как ТРУД. В процессе работы учащиеся выводят своеобразную формулу, раскрывающую слагаемые рассматриваемого понятия. Это помогает им самостоятельно сделать вывод, а учителю сформировать у учащихся определенную позицию.
-
Урок по теме "Родион Раскольников и его двойники". "Свидригайлов: загадка" 2008
Говорят, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Как оказалось, что теория, явившаяся ответом на несправедливость и жестокость мира и призванная его спасти, превращается в теорию его же уничтожения? В какой момент порядочный человек, желающий добра людям, отделяет себя от них и примыкает к тем, кого сам считает воплощением зла?
-
Вводный урок литературы для учащихся первого курса "Дневник славянской письменности и культуры" 2008
Художественная литература определяет нравственный мир человека. От нас, преподавателей, зависит, чтобы возрос интерес наших учащихся к русской классической литературе. Главная особенность классических произведений - они знакомят с разнообразными атрибутами русской национальной культуры, без которых не было бы русской нации.
-
Приемы технологии критического мышления как средство развития речи учащихся 2008
Использование на уроках приема технологии критического мышления – чтения с остановками – делает изучение художественного текста не только увлекательным занятием, но и развивает у учащихся умение критически мыслить, делать выводы, прогнозировать развитие событий.
-
Интеллектуальное казино "Блики Луны" (игра для 11-классников) 2008
Я старалась творчески подойти к созданию игры для старшеклассников по поэзии Серебряного века "Интеллектуальное казино "Блики Луны"". Эта разработка содержит готовые к использованию материалы для проведения как урока, так и внеклассного мероприятия. Развитие интереса к творчеству поэтов Серебряного века - главная цель данной игры. Материалы адресованы учителю-словеснику, который может творчески его использовать в учебной практике.
-
Художественный мир лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2008
Материал данной работы может использоваться на обобщающем уроке литературы по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Сравнивается пейзажная, философская и любовная лирика поэтов. Рекомендуется дополнить урок музыкальными отрывками, видеоматериалом о жизни поэтов, репродукциями с изображением различных времён года и портретами А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
-
Словесные образы и ключевые слова как основные категории художественного текста (на примере произведений А.П. Чехова и В.М. Шукшина) 2008
На примере анализа текстов трех рассказов показана роль словесных образов и ключевых слов в понимании основной художественной идеи произведения. Словесный образ является эстетически организованным структурным элементом стиля литературного произведения, он может состоять из сочетаний слов, абзаца, главы. Ключевые слова - самостоятельный объект анализа, они составляют единый тематический и логический ряд.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни". 10-й класс 2008
Современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем, и поэтому очень своевременным является использование мультимедийных средств на уроках литературы. Вводные занятия очень важны, так как они раскрывают личность писателя, вводят ребят в мир его произведений. Вводные уроки, на которых используются ИКТ, важны еще и потому, что они стимулируют интерес учащихся самостоятельно продолжать изучение темы, опираясь на уже полученные знания. Главное в таких уроках — у учащихся появляется интерес к личности писателя, желание узнать как можно больше дополнительно, полностью изучить сайты и материалы электронных энциклопедий, используемых во время урока.
-
Урок литературы "Не хлебом единым жив человек" 2008
На уроке обращаемся к творчеству одного из местных поэтов. Стихотворения В.И. Никонова - неиссякаемый родник, из которого можно бесконечно черпать, утоляя жажду духовности. Используя интерактивный режим, вовлекаем учащихся в обсуждение вариантов решения выявленных проблем, формулировку личного отношения к проблеме. С помощью незатейливых стихотворений в подрастающем поколении воспитывается добро, стремление помочь ближнему.
-
Бинарный урок по литературе в 6-м классе "Былины киевского и новгородкого циклов" 2008
Интегрированные уроки всегда вызывают неизменный интерес у школьников. Помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся. Данный урок проводится на вступительном занятии. Он расширяет кругозор детей, помогает увидеть связь между историческими фактами и созданием былин.
-
Обзорный урок-путешествие по "Божественной комедии" Данте Алигьери (урок литературы в 9-м классе) 2008
На уроке мы совершим необыкновенное путешествие в XIV век: великий итальянский поэт поведет нас по своему произведению, спустимся вместе с ним в "Ад" и поднимемся в "Рай", познакомимся с обитателями этих царств. А ещё нам предстоит выяснить актуальность изучения данного произведения в XXI веке.
-
Соцреализм и соц-арт — об одном по-разному. Урок для учащихся 11-х классов 2008
Урок представлен в виде сравнения двух направлений советского искусства ХХ века: соцреализма и соц-арта. Благодаря наличию большого количества изобразительного материала и использованию современного оборудования для его демонстрации, учащиеся самостоятельно формулируют через подводящий диалог выводы и сравнительные оценки на основании увиденного. Дети учатся отстаивать и аргументировать собственную точку зрения, использую свои знания и новую информацию, полученную на уроке.
-
Игра "Счастливый случай" по творчеству А.С. Пушкина 2008
Игра "Счастливый случай" посвящена русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Читая Пушкина, мы не задумываемся, какой большой вклад внёс он в русскую литературу, мировую литературу, но мы неизменно чувствуем, какой богатый художественный мир создал Пушкин, как много в нём жизни, чувства и глубокой правды. Вам представляется тот самый счастливый случай, который поможет найти ключики и открыть многие большие и маленькие тайны этого удивительного мира.
-
Урок литературы "Малая проза" А.В. Вампилова. Рассказ "Финский нож и перситская сирень" 2008
Урок пропагандирует творчество А. Вампилова, стремится вызвать интерес к личности писателя, через воспитание любви к малой родине приобщить учащихся к творческому наследию А. Вампилова.