Цели урока:
- услышать нравственное звучание рассказа;
- создать условия для самоопределения учащихся по нравственным проблемам рассказа “Багульник”;
- воспитывать любовь к людям, животным.
Оборудование: портрет писателя, полка с книгами, тексты рассказа “Багульник”, иллюстрации (багульник, изображение собак), шумовые записи (школьный звонок, шум морского побережья).
Лексическая работа.
Молчальник – нелюдимый, скрытный; никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое.
Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость.
Милосердный – проявляющий милосердие.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо.
…он менялся в её глазах, как веточка багульника.
Ю. Яковлев “Багульник”
Ход урока
1. Поэтическая 5-минутка.
Е. Евтушенко
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
- Ребята, что общего между стихотворением Е. Евтушенко и рассказом Ю. Яковлева?
2. Работа по теме урока
1) Слово учителя.
Эхо детства слышится во многих произведениях Ю. Яковлева. Вот только некоторые из них: “Мальчик с коньками”, “Реликвия”, “Сын лётчика”, “Рыцарь Вася”, “Багульник”.
Главными героями этих рассказов являются дети, и сам Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.
Сегодня, перелистывая страницы рассказа “Багульник”, поучимся друг у друга, вы – у меня, а я – у вас, понимать произведение. Попытаемся услышать нравственное звучание рассказа, основанное на таких понятиях, как правда, совесть, честь…
Проследим, как удаётся писателю в ребёнке видеть завтрашнего взрослого человека.
2) Сообщение темы урока.
3) Осмысление рассказа “Багульник”.
Вы помните: героем рассказа “Багульник” является мальчик Коста. Он для вас новый человек, но думаю, о нём у вас сложилось определённое впечатление.
Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. (Текст: неприятное впечатление: вызывающе зевал на уроках, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал не рот, а пасть, подвывал, тряс головой. )
- Кем считали Косту в классе? (Молчальником. )
- Объясните смысл этого определения (Молчальник – нелюдимый, скрытый, никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое. )
- Какую реакцию вызывал ученик у учителей и одноклассников? (У учителей он вызывал раздражение. )
- Записываем слово в тетрадь. Объясним его значение, уточним в толковом словаре.
Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость: сидят такие ученики тихо, но каждое слово из них приходится вытягивать клещами.
(Одноклассники не понимали его, он был для них неинтересным человеком. )
- Но однажды одноклассники забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он “волшебник”, а учительница Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
- Что произошло в классе? (Обращаемся к тексту. )
(Текст. Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на подсмеивание одноклассников и Женечки, ежедневно меняет воду. )
И вот чудо: веник зацвёл. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зелёные, ложечкой.)
- Почему герои рассказа толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий аромат, шумно дышали и спрашивали, что за растение, почему цветёт? (Все забыли, что Коста “молчальник”, и решили, что он волшебник, а Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Это счастье для ученика. Исчезло раздражение, недоверие, Коста для учителя, одноклассников и нас - загадочный, интересный человек. )
- Что нового узнала Женечка о мальчике, приглядевшись к нему? Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока. (Запись школьного звонка. ) (Найти в тексте. Вот Коста вскакивает с места и сломя голову выбегает из класса. Вот он с грохотом скатывается с лестницы, хватает пальто, скрывается за дверью. Звонок последнего урока для него – сигнальная ракета. Она зовёт Косту в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления. )
- Куда он мчится? (К людям и собакам, которым нужна его помощь. )
- Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями. (Сообщение ребят. )
1 ученик. “Коста нырнул в кривой переулок…Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костёр”.
2 ученик. “Теперь пришлось бежать три квартала…Он молча пошевелил обрубком хвоста”.
3 ученик. “Коста спешил дальше…Рядом с сапогами…семенил чёрный Лапоть”.
Запись шума морского побережья. Чтение отрывка наизусть. (“Но вот Лапоть отгулял…Она ждала”. )
Рисунок 3. Худ. Коннова Ольга, ученица 7 кл. | Рисунок 4. Худ. Чугунов Дмитрий, ученик 7 кл. |
- Сравните собак. (Собаки разных пород, но все они рады встрече с Костой; они верят человеку; они преданы ему. )
- А каковы хозяева? (Есть любящие, ответственные. Есть и такие, кто, уехав, оставляет на балконе живое существо на произвол судьбы. “Люди ведь!” - с сожалением и горечью говорит о них дворничиха. )
- Посмотрим, каков Коста в общении с четвероногими друзьями и их хозяевами. (Быстрый, подвижный, чуткий, добрый, способный жертвовать успехами в учёбе; выносливый: проделывает огромный путь со своими питомцами. )
- Мы видели Косту в классе и после уроков. Сравните его поведение, отметьте, что нравится в нём. (Забыто первое впечатление, восхищаешься его добротой, чуткостью, умением быть самим собой, он милосердный (Объяснить лексическое значение слова, записать в тетрадь), наше время нуждается в таких людях. Прекрасно, если уже под школьной формой бьется сердце преданного друга. )
- Подумайте, почему Коста так лёгок в общении с собаками и почти не находит общего языка с людьми? (Может быть, собаки, в отличие от некоторых людей, всё понимают без слов, не обманывают, не предают, ждут и тогда, когда это безнадёжно…)
- Поговорим о людях – героях рассказа. Поговорим о них подробнее.
Учительница. Почему её называют ласково Женечка? (Мальчику повезло с учительницей: она старается понять своих учеников; таких учителей дети любят и между собой называют Женечкой, т. е. ласково, как близкого и родного человека. Хороший и интересный педагог эта Женечка. )
Одноклассники. Почему автор не называет их по именам? Можно ли представить каждого из них, как Косту? (Одноклассники изображены однородной массой. Хорошие они или плохие – неясно. Неизвестно, как повели бы они себя в ситуации, подобной Костиной. Ясно одно: им очень нужна помощь Женечки. )
Коста. Он бывает разным. Но это его лицо. В минуты “волшебства”, общения с четвероногими друзьями и их хозяевами лицо мальчика прекрасно, он уверен в необходимости доброго дела.
Коста – личность (Лексическая работа. Записать в тетрадь: Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь. ) А мы уже видели: в том, что надо быть добрым, нужным людям, Косту убеждать не приходится.
3. Итог урока.
- О чём рассказ Ю. Яковлева “Багульник”? (Рассказ о мальчике, его отношении к людям, к “братьям меньшим”. В нём повествование о багульнике, который принёс Коста в класс, занимает несколько строчек. )
- Почему же писатель назвал произведение “Багульник”? (Косту можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно. )
Текст. “Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника”. (Эпиграф к уроку. )
4. Оценки за урок.
5. Домашнее задание.
Сочинение-размышление “Встречаются ли в наше время люди, похожие на Косту?”