Цели учебные:
- прочитать произведение, познакомить учащихся с жанром эссе;
- провести наблюдение за портретными зарисовками, особенностями пейзажа;
- проследить по тексту отношение автора к близким ей людям, к родному городу.
Цель воспитательная:
- воспитание чувства соучастия к людям, пережившим военное лихолетье и трудное послевоенное время;
- пробудить сопричастность к судьбам земляков;
- помочь осознать себя как личность в судьбе родного города, в судьбе России.
Оборудование:
- портрет Риммы Лавочкиной;
- детские рисунки (”видеомы”) по произведению “Чидл-мидл”;
- экран и системный блок для показа фотослайдов с видами города в прошлом и настоящем;
- диск с мелодиями о Биробиджане композитора Р.Васильева.
Ребята, сегодня мы проводим урок внеклассного чтения “Родники любви” по произведению Риммы Лавочкиной “Чидл – мидл”.
Как удивительна порой бывает судьба талантливых людей... Чтобы писать проникновенно, искренне, нужно пройти немало испытаний и обратиться к своим истокам. Так и Римма Лавочкина пережила немало трудных лет, но память сохранила светлые воспоминания детских лет, и это придавало ей силы. Между прочим, Римма училась в нашей школе. А сегодня она известна как поэтесса и прозаик. У нее удивительные стихи, рожденные из глубины души, и такая же проза.
Она училась в литературном институте, ее стихи слушал и одобрил знаменитый современный поэт Евгений Евтушенко.
Читая эссе “Чидл-мидл” Риммы Лавочкиной (Эссе от фр. “опыт”, размышления, раздумья автора о жизни, очерк), невольно примеряешь строки на себя, ловишь себя на мысли, что многое из того, о чем размышляет автор, тебе известно, и будто бы не Римма, а ты познаешь мир людей и мир природы, каким его можно увидеть в детстве.
Аналитическая беседа
О чем это эссе? (Это произведение о детстве, о любви и о нашем городе)
Некоторые ребята создали свои “видеомы” по произведению, то есть попытались проиллюстрировать произведение Риммы Лавочкиной. Что же им удалось увидеть в произведении? Удалось ли передать нюансы жизни героини? Откроем же и мы эти трогательные, доверительные страницы эссе и прочитаем их вместе.
Наши “видеомы” (рисунки ребят.отражающие их виденье произведения)слайды с рисунками
С чего мы начинаем знакомство с произведением ?
“Тогда дом казался высоким. До небес... Но дом был уважаем. Мысленно я к нему обращалась на “вы”.
Зайдем в квартиру Риммы, куда она нас любезно приглашает, где жила в атмосфере любви и участия.
Где она любила проводить время?
“Другой подоконник также был моим. Он был диспетчерской, где я... вела учет проходящих мимо окон автобусов”.
Широко распахнутыми глазами она смотрела из окна своего дома.
У девочки было богатое, живое воображение, чудо совершалось с ней ежечасно.
- “Олень был нарисован масляными красками на черном шерстяном одеяле”.
- “Считалось, что лисичка знает обо мне все... Эта рыжая зверушка была много лет моим тайным другом”.
А теперь выйдем вместе с девочкой на прогулку.
“Здесь особый мир: стрекочущий, звенящий, квакающий”.
Какие слова говорят об отношении к природе?
“Мне было жаль срывать цветы, но я непременно брала бабушкин букет полюбоваться, поздороваться с цветами, сказать им ласковое слово...”
О каком секретике идет речь?
“Секретиком” называлось странное сооружение из конфетной обертки и стеклышка сверху”.
Какое место в Биробиджане вызывает у Риммы особое чувство? Подтвердите текстом. / Парк/
“Парк был щебечущим, звенящим, журчащим, квакающим, цокающим на все лады”.
Что общего между миром квартиры и миром за ее пределами?
Меня не воспитывали – меня любили...
Аналитическая беседа
- Кто для Риммы был самым близким в ее детстве?
- История бабушки.
- Почему внучка так тревожилась за деда?
- С какой незаживающей раной жил дед Риммы?
- Каковы были взаимоотношения в семье Риммы?
- Что помогало этим чудесным людям сохранять добрые отношения в семье? / Взаимопомощь, чувство ответственности друг за друга, привязанность, бескорыстная любовь, наконец, юмор./
С особой любовью автор вспоминает наизусть знакомый ей двор, где прошло ее детство, свою сплоченную семью, соседей, которые всегда разделят и горе и радость.
Учащиеся тоже попытались создать свои эссе и представляют выдержки из них вашему вниманию.
Дворики нашего детства. (Проба пера начинающих эссеистов).
С большой теплотой я вспоминаю дворик моей прабабушки на окраине Биробиджана. Можно было шлепать по лужам, гонять на велосипеде по ухабам, играть в прятки в старых чуланах, а в карьере ловить рыбу.
Летом у бабушки собирались все мои биробиджанские родственники.
Я знаю всех жителей нашего двора... Анна Яковлевна, бабушка моего друга Миши Светницкого, - ветеран войны. Маленькая, энергичная, заботливая женщина. Она готовит очень вкусные национальные блюда. Мы по-соседски угощаем друг друга сладостями, выпечкой. А на 9 Мая обязательно приносим Анне Яковлевне цветы. Такое ощущение, что прикасаешься к истории.
Мой прадед, Петр Максимович Буткач, - умный, грамотный специалист, в 1932 году был назначен начальником станции Тихонькая. С этой станции и начался наш город. Всю свою жизнь, включая военное лихолетье, прадед проработал на железной дороге...
Все мои родственники по маминой линии родились в Еврейской автономной области.
Куда бы ни забросила их судьба, - в Сибирь, в Израиль, на Север или на Запад, - их объединяет любовь к своей малой родине, к своему биробиджанскому дворику.
Витя Королев.
А чьи дворики мы видим сейчас на слайде? Конечно же, эти дворы детства запомнятся вам так же, как и Витиным родственникам.
Из ученических эссе
На окраине Биробиджана есть неприметная, но живущая своей жизнью улица. Окна одной из квартир выходят во двор, в котором и происходят основные события...
Кто ни заходил к нам во двор, каждый оставлял о себе память. Бык - вмятину на двери, кошка Муська - зашуганных собак, но у нас, у детей, эта память вызывает только добрую улыбку.
Таня Останина
Из ученических эссе
Этот двор помнит меня маленькую, а я его - молодым. Мы меняемся вместе, только я взрослею, а он стареет... Мой двор согреет любого, запомнится каждому своим теплом и ласковыми улыбками жителей.
Вика Лебедева
- Что сближает произведение Риммы Лавочкиной и сочинения ваших одноклассников? (Теплота, любовь людей, их забота друг о друге, о своем дворике. Отсюда, с маленьких двориков, с отчего дома и начинается любовь к родному городу, к своей малой родине, к своей стране Это маленькие родники. которые сливаются в большую Любовь)
Город детства ваших родителей
Найдите описание Биробиджана (выразительное чтение).
Ребята, именно таким видели город в детстве ваши родители.
А теперь это город вашего детства, обновленный, но такой же уютный и родной. Совершим экскурсию по нашему городу, отметившему 2 марта 2007 года свой семидесятилетний юбилей.
Экскурсия по родному городу (Показ слайдов под мелодии Р. Васильева “Улица Шолом-Алейхема”, “Люблю тебя, Биробиджан”).
Обратимся к эпиграфу нашего урока: “Любовь никогда никуда не исчезает, она передается по наследству”.
Как вы понимаете эти слова Риммы Лавочкиной?
Подводим итоги
Ребята, сегодня мы говорили о детстве, о семье, о малой родине, о доме.
А что для вас значит Дом?
Учитель:
Мой Дом - это сердце моей семьи, биение которого слышишь за многие километры, дыхание этого Дома ощущаешь ежеминутно. Я знаю: где бы ни была, со мной мои родные, мои близкие люди, мои друзья. Мой дом – это гавань, куда возвращаешься в минуты радости и горя, в нем всегда ждут...
“Мой Дом – это...” (из рук в руки передается бутафорское сердечко, и тот, у кого оно в руках, продолжает разговор о Доме)
В чем смысл заглавия... “Чидл-мидл”?
(рассуждения учащихся)
Читая эссе Риммы Лавочкиной, убеждаешься, что “только ею, только любовью держится и движется мир”. “Любовь никогда никуда не исчезает бесследно, она переходит по наследству”. Это любовь и к своим близким людям, и к своему маленькому дворику, и к родному Дому, и к “малой” родине, и, наконец, к своей Родине – России.