Урок внеклассного чтения "Родники любви" по произведению Р.Лавочкиной "Чидл-мидл"

Разделы: Литература


Цели учебные:

  • прочитать произведение, познакомить учащихся с жанром эссе;
  • провести наблюдение за портретными зарисовками, особенностями пейзажа;
  • проследить по тексту отношение автора к близким ей людям, к родному городу.

Цель воспитательная:

  • воспитание чувства соучастия к людям, пережившим военное лихолетье и трудное послевоенное время;
  • пробудить сопричастность к судьбам земляков;
  • помочь осознать себя как личность в судьбе родного города, в судьбе России.

Оборудование:

  • портрет Риммы Лавочкиной;
  • детские рисунки (”видеомы”) по произведению “Чидл-мидл”;
  • экран и системный блок для показа фотослайдов с видами города в прошлом и настоящем;
  • диск с мелодиями о Биробиджане композитора Р.Васильева.

Ребята, сегодня мы проводим урок внеклассного чтения “Родники любви” по произведению Риммы Лавочкиной “Чидл – мидл”.

Как удивительна порой бывает судьба талантливых людей... Чтобы писать проникновенно, искренне, нужно пройти немало испытаний и обратиться к своим истокам. Так и Римма Лавочкина пережила немало трудных лет, но память сохранила светлые воспоминания детских лет, и это придавало ей силы. Между прочим, Римма училась в нашей школе. А сегодня она известна как поэтесса и прозаик. У нее удивительные стихи, рожденные из глубины души, и такая же проза.

Она училась в литературном институте, ее стихи слушал и одобрил знаменитый современный поэт Евгений Евтушенко.

Читая эссе “Чидл-мидл” Риммы Лавочкиной (Эссе от фр. “опыт”, размышления, раздумья автора о жизни, очерк), невольно примеряешь строки на себя, ловишь себя на мысли, что многое из того, о чем размышляет автор, тебе известно, и будто бы не Римма, а ты познаешь мир людей и мир природы, каким его можно увидеть в детстве.

Аналитическая беседа

О чем это эссе? (Это произведение о детстве, о любви и о нашем городе)

Некоторые ребята создали свои “видеомы” по произведению, то есть попытались проиллюстрировать произведение Риммы Лавочкиной. Что же им удалось увидеть в произведении? Удалось ли передать нюансы жизни героини? Откроем же и мы эти трогательные, доверительные страницы эссе и прочитаем их вместе.

Наши “видеомы” (рисунки ребят.отражающие их виденье произведения)слайды с рисунками

С чего мы начинаем знакомство с произведением ?

“Тогда дом казался высоким. До небес... Но дом был уважаем. Мысленно я к нему обращалась на “вы”.

Зайдем в квартиру Риммы, куда она нас любезно приглашает, где жила в атмосфере любви и участия.

Где она любила проводить время?

“Другой подоконник также был моим. Он был диспетчерской, где я... вела учет проходящих мимо окон автобусов”.

Широко распахнутыми глазами она смотрела из окна своего дома.

У девочки было богатое, живое воображение, чудо совершалось с ней ежечасно.

- “Олень был нарисован масляными красками на черном шерстяном одеяле”.

- “Считалось, что лисичка знает обо мне все... Эта рыжая зверушка была много лет моим тайным другом”.

А теперь выйдем вместе с девочкой на прогулку.

“Здесь особый мир: стрекочущий, звенящий, квакающий”.

Какие слова говорят об отношении к природе?

“Мне было жаль срывать цветы, но я непременно брала бабушкин букет полюбоваться, поздороваться с цветами, сказать им ласковое слово...”

О каком секретике идет речь?

“Секретиком” называлось странное сооружение из конфетной обертки и стеклышка сверху”.

Какое место в Биробиджане вызывает у Риммы особое чувство? Подтвердите текстом. / Парк/

“Парк был щебечущим, звенящим, журчащим, квакающим, цокающим на все лады”.

Что общего между миром квартиры и миром за ее пределами?

Меня не воспитывали – меня любили...

Аналитическая беседа

  • Кто для Риммы был самым близким в ее детстве?
  • История бабушки.
  • Почему внучка так тревожилась за деда?
  • С какой незаживающей раной жил дед Риммы?
  • Каковы были взаимоотношения в семье Риммы?
  • Что помогало этим чудесным людям сохранять добрые отношения в семье? / Взаимопомощь, чувство ответственности друг за друга, привязанность, бескорыстная любовь, наконец, юмор./

С особой любовью автор вспоминает наизусть знакомый ей двор, где прошло ее детство, свою сплоченную семью, соседей, которые всегда разделят и горе и радость.

Учащиеся тоже попытались создать свои эссе и представляют выдержки из них вашему вниманию.

Дворики нашего детства. (Проба пера начинающих эссеистов).

С большой теплотой я вспоминаю дворик моей прабабушки на окраине Биробиджана. Можно было шлепать по лужам, гонять на велосипеде по ухабам, играть в прятки в старых чуланах, а в карьере ловить рыбу.

Летом у бабушки собирались все мои биробиджанские родственники.

Я знаю всех жителей нашего двора... Анна Яковлевна, бабушка моего друга Миши Светницкого, - ветеран войны. Маленькая, энергичная, заботливая женщина. Она готовит очень вкусные национальные блюда. Мы по-соседски угощаем друг друга сладостями, выпечкой. А на 9 Мая обязательно приносим Анне Яковлевне цветы. Такое ощущение, что прикасаешься к истории.

Мой прадед, Петр Максимович Буткач, - умный, грамотный специалист, в 1932 году был назначен начальником станции Тихонькая. С этой станции и начался наш город. Всю свою жизнь, включая военное лихолетье, прадед проработал на железной дороге...

Все мои родственники по маминой линии родились в Еврейской автономной области.

Куда бы ни забросила их судьба, - в Сибирь, в Израиль, на Север или на Запад, - их объединяет любовь к своей малой родине, к своему биробиджанскому дворику.

Витя Королев.

А чьи дворики мы видим сейчас на слайде? Конечно же, эти дворы детства запомнятся вам так же, как и Витиным родственникам.

Из ученических эссе

На окраине Биробиджана есть неприметная, но живущая своей жизнью улица. Окна одной из квартир выходят во двор, в котором и происходят основные события...

Кто ни заходил к нам во двор, каждый оставлял о себе память. Бык - вмятину на двери, кошка Муська - зашуганных собак, но у нас, у детей, эта память вызывает только добрую улыбку.

Таня Останина

Из ученических эссе

Этот двор помнит меня маленькую, а я его - молодым. Мы меняемся вместе, только я взрослею, а он стареет... Мой двор согреет любого, запомнится каждому своим теплом и ласковыми улыбками жителей.

Вика Лебедева

- Что сближает произведение Риммы Лавочкиной и сочинения ваших одноклассников? (Теплота, любовь людей, их забота друг о друге, о своем дворике. Отсюда, с маленьких двориков, с отчего дома и начинается любовь к родному городу, к своей малой родине, к своей стране Это маленькие родники. которые сливаются в большую Любовь)

Город детства ваших родителей

Найдите описание Биробиджана (выразительное чтение).

Ребята, именно таким видели город в детстве ваши родители.

А теперь это город вашего детства, обновленный, но такой же уютный и родной. Совершим экскурсию по нашему городу, отметившему 2 марта 2007 года свой семидесятилетний юбилей.

Экскурсия по родному городу (Показ слайдов под мелодии Р. Васильева “Улица Шолом-Алейхема”, “Люблю тебя, Биробиджан”).

Обратимся к эпиграфу нашего урока: “Любовь никогда никуда не исчезает, она передается по наследству”.

Как вы понимаете эти слова Риммы Лавочкиной?

Подводим итоги

Ребята, сегодня мы говорили о детстве, о семье, о малой родине, о доме.

А что для вас значит Дом?

Учитель:

Мой Дом - это сердце моей семьи, биение которого слышишь за многие километры, дыхание этого Дома ощущаешь ежеминутно. Я знаю: где бы ни была, со мной мои родные, мои близкие люди, мои друзья. Мой дом – это гавань, куда возвращаешься в минуты радости и горя, в нем всегда ждут...

“Мой Дом – это...” (из рук в руки передается бутафорское сердечко, и тот, у кого оно в руках, продолжает разговор о Доме)

В чем смысл заглавия... “Чидл-мидл”?

(рассуждения учащихся)

Читая эссе Риммы Лавочкиной, убеждаешься, что “только ею, только любовью держится и движется мир”. “Любовь никогда никуда не исчезает бесследно, она переходит по наследству”. Это любовь и к своим близким людям, и к своему маленькому дворику, и к родному Дому, и к “малой” родине, и, наконец, к своей Родине – России.