ЦЕЛИ УРОКА:
- формировать у учащихся культуру восприятия поэтического слова;
- развитие у них понятий о метафоре, сравнении, эпитете, олицетворении;
- на материале стихотворений русских поэтов научить учащихся чувствовать и понимать художественное слово, пробуждать у них интерес к лирической поэзии;
- раскрыть для них грани понятия “Родина” (“большая” и “малая”, родная природа, язык, народ, человек);
- подвести учеников к мысли, что любовь человека к Родине воплощается в его делах, добиться эстетической реакции на художественное слово.
ЭПИГРАФ:
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.Д. Самойлов “Слова”
ХОД УРОКА
I. Ученикам дается задание:
1. Вспомнить определения эпитета, сравнения, олицетворения, метафоры.
2. Повторить и выучить понравившиеся стихотворения русских поэтов о Родине, русском языке, природе, труде или любимые стихотворения, где, где использованы эти средства языка.
II. Вступительное слово учителя:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до днаА. Т. Твардовский
Одна из великих загадок поэзии – слово. Попадая в художественный контекст, слово преображается, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений.
Великое чудо русской поэзии открывает для нас красоту и богатство мира. Но для того, чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Такой волшебной палочкой в руках поэта является слово, яркое, эмоциональное, необычное.
Об этом хорошо сказал С. Я. Маршак: “Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта”.
Что же это за слова, поэтические строки? Об этом, на наш взгляд, стоит поговорить особо. Мы видим, как важно, читая стихи, быть внимательным к слову. И не только слово, но даже отдельные звуки часто помогают поэту выразить свои мысли и чувства.
У поэзии свои законы, свой язык. Для того, чтобы понять фразу, сказанную в обыденной речи, достаточно знать значение каждого отдельного слова. Для понимания стихотворения этого мало. Некоторые поэтому и не любят стихи, что не умеют вдумываться в слово, фантазировать.
Вы, конечно, не раз слышали (читали) стихотворение С. А. Есенина “Отговорила роща золотая”
(Предлагается ученикам прочитать это стихотворение)
РЯБИНОВЫЙ КОСТЕР. С. ЕСЕНИН
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.И если время, ветром разметая.
Сгребает их все в один ненужный ком…
Скажите так… Что роща золотая
Отговорила милым языком.
“Но разве роща может говорить?” - недоуменно скажет такой человек. А слушая другие строки этого стихотворения,
“В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть” - он, пожалуй, представит себе горящее дерево.
III. Вопросы к ученикам:
- А как вы понимаете эти строчки?
- Какой художественный прием употребляет поэт?
- Какие ещё изобразительные средства языка вы знаете?
(Ученики объясняют смысл есенинской метафоры, называют другие словесные образы и вспоминают определения названных понятий: эпитета, олицетворения, сравнения, метафоры)
Слова учителя:
Но знать определения - ещё не значит понимать, что такое метафора или сравнение. В каждом стихотворении они индивидуальны, неповторимы.
Поучимся мастерству чтения: умению вслушиваться в стихотворение, вдумываться в слово, видеть его красоту и новизну и через слово открывать те мысли, которые вложил поэт в свои стихи.
(Ученикам предлагается прочитать стихотворение современного русского поэта А. К. Передреева “Работа”)
РАБОТА. А. К. ПЕРЕДРЕЕВ
И день и ночь
Грохочут поезда.
И день и ночь
Хрустят у рельс суставы,
И день и ночь
Зеленая звезда
Притягивает грузные составы.
И день и ночь
Колес железный шквал
Несет экспрессы
По земным широтам…
На просмоленных,
Черных спинах шпал
Дрожат,
Не просыхая,
Капли пота!
Вопросы к ученикам:
- О чем это стихотворение?
(На первый взгляд, кажется, что стихотворение о железной дороге, о поездах, которые мчатся “по земным широтам”)
- Какие строчки, слова кажутся вам необычными?
(“Хрустят у рельс суставы”)
- Как вы объясните смысл этой метафоры?
(Стыки, места крепления рельсов напоминают поэту суставы человека. Когда поезд мчится по рельсам, колеса постукивают на стыках, рельсы словно хрустят под тяжестью состава)
- Обратим внимание на звукопись стиха. Какие звуки чаще всего повторяются?
(“р”, “с”, “т” словно помогают услышать стук колес, шум и свист поезда)
- Какой из видов звукописи применил автор?
(аллитерация)
- А как можно понять последнюю строчку стихотворения?
- Только ли о шпалах идет речь?
(Автор имеет в виду людей. Это об их согнутых спинах и трудовых каплях пота он пишет, об их неустанном повседневном труде. Недаром и стихотворение называется “Работа”)
Слова учителя:
Вот как много открывают нам поэтические строки, если вдуматься в них, разгадать метафоры и другие изобразительные средства языка.
Оказывается, у поэта особенное зрение. Он видит зорче. Ярче, глубже других. Он замечает неожиданное сходство предметов и явлений и создает метафоры, эпитеты, сравнения, которые помогают увидеть мир неожиданно. Значит, каждый предмет можно сравнить с массой других.
Вопросы к ученикам:
- Так почему же поэт так напряженно и кропотливо, порой в течение долгого времени. Ищет то единственное слово, которое встав в строку, заставит её звучать?
В. В. Маяковский в стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” писал об этом так:
(ученикам предлагается найти прочитать эти строки)
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляющее
слов этих жжение
рядом
с тлением
слова – сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи тел
миллионов сердца…
Слово учителя:
Как о многом говорит читателю единственное, неповторимое, верно найденное слово!
Поэзии подвластно всё. В стихах могут быть выражены разные чувства: и радость, и гнев, и политический призыв, и раздумье, и восхищение красотой природы, человека, нежность и трепетность человеческого чувства.
(Ученикам предлагается прочитать отрывок из стихотворения В. Шефнера “Слова”)
СЛОВА. В. ШЕФНЕР
Много слов на земле, есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.Есть слова – словно раны, слова – словно суд. –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Слово учителя:
Родина, родная природа, родной язык, народ, человек – всё осмысляет русская поэзия, русское слово. Великое слово “Родина” стучало в сердцах великих людей, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучало в музыке композиторов, слове поэтов.
Родина… Вслушаемся в это родное для нас слово. Д. С. Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов “родной”, “народ”, “природа”, “малая и большая Родина”, но одинаково дорогих сердцу.
Пожалуй, лучше всего об этом сказал К. М. Симонов, который в тревожные дни 1941 года, когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение “Родина”
(Ученикам предлагается прочитать это стихотворение)
РОДИНА. К. СИМОНОВ
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке, -Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал…Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком…Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годиться,
Чтоб видеть в ней предметы всей земли.Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть…. Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Слово учителя:
Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний. Он омыт в светлом роднике народных песен, его оттачивали художники слова, классики великой русской литературы. Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Лермонтов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев… Сила и красота русского языка, русского слова заставляли верить в лучшее будущее народа и поэтому: “…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
Вот что в значении русского языка для народов нашей страны говорится в стихотворении Т. Зумакуловой “Два языка”
(Ученикам предлагается прочитать это стихотворение)
ДВА ЯЗЫКА. Т. ЗУМАКУЛОВА
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала “мама”,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово “счастье”,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
Слово учителя:
Чувством великой гордости за русский язык, за наше русское слово проникнуто стихотворение А. Ахматовой “Мужество”, написанное в феврале 1942 года.
МУЖЕСТВО. А. АХМАТОВА
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Поэты – счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому, обостренно, всеми чувствами.
В. В. Маяковский не зря сравнивал поэзию с солнцем, с оружием. Видел в ней силу, преобразующую мир.
И пусть поэзия будет с каждым из нас всегда.
Через слово поэта мы открываем мир, окружающий нас. Открываем себя, свою душу.
Подведение итогов урока:
Звучат любимые стихотворения ребят:
- М. Ю. Лермонтов “Люблю Отчизну я, но странною любовью!”
- Н. М. Рубцов “Звезда полей”
- Я. В. Смеляков “Русский язык”
- С. Абдулла “Выучи русский язык”
- С. А. Есенин “Пороша”, “С добрым утром!”, “Черемуха”
и др.
(Ученикам предлагается дать стихотворениям читательскую оценку, показать как яркие средства художественной выразительности помогают понять идейный смысл стихотворений)